Верхняя Мактама села мечети



Мечеть в с. Верхняя Мактама. Общий вид

ВЕРХНЯЯ МАКТАМА СЕЛА МЕЧЕТИ, первая мечеть была со времени основанием села, в сер. 18 в. По офиц. док-там, в 1829 было известно об образовании 1-й сельской махалли и постройке нового деревянного здания мечети. Мечеть перестраивалась также в 1869. Первым имамом одноврем. в мечетях Верх. и Ниж. Мактамы в 18 в. был Юлдаш Уразметов (1693–1761, похоронен на кладбище Верх. Мактамы). Имамами соборной мечети 1-й махалли, по спискам Самарского архива, служили: Аит Бекметев (1666–1751), предположительно, из рода Надыра Уразметова; Шарип Габделманнанов (1698–?); Габдессалям Габдрахманов (1764–1849; по ревизской сказке 1765); Губайдулла Аит улы, возможно, сын Аита Бекметева (1745–95) и его сын, указной мулла Габделкарим Губайдуллин (по метрической книге 1774–1838); а также другой сын, Вилдан Губайдуллин (1796–1831); с 1839 крестьянин Хамидулла Шаммасов, учредивший в том же году при мечети мектеб; с 1853 сын В. Губайдуллина, Шамсетдин Вильданов (1815–?).
Новым имам-хатибом с января 1875 был сын Ш. Вильданова, Фархетдин Шамсетдинов (1843–4.10.1916); в 1881 2-м муллой был избран сын Х. Шаммасова, Гатаулла Хамидуллин (1852–27.10.1913). К 1918 в махалле остался только муэдзин Суфиян Габделбилалов (13.9.1877–?), утвержденный в этой должности в 1914, поэтому в 1918 жители села избрали молодого имам-хатиба Габделбари Хусаинова (1887–?). В 1905 махалля объединяла 142 двора, в к-рых проживало «442 души мужского и 324 женского пола». Мечеть была закрыта Постановлением ТатЦИКа от 10 марта 1932 на основании «ходатайства» Альмет. исполнительного к-та и собрания граждан «в честь 14-й годовщины Октября для борьбы с неграмотностью». С 1931 в здании мечети был размещен клуб.
Второй приход был образован в 1905, деревянная мечеть построена по проекту, утвержденному Самарским губ. правлением в 1902. С 1911 при мечети действовало медресе. С 1905 имам-хатибом служил Гайнимухамет Мухамадиев (около 1875–?), муэдзином, по указу Оренбургского Магометанского Духовного Соб­рания, – ​Мухаметгата Фархетдинов (около 1878–?), с 1906 – ​Саубан Габделбилалов (около 1870–?). В 1905 приход включал 132 двора, в к-рых насчитывалось «316 душ мужского и 312 женского пола». Мечеть прихода была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 8 мая 1939, в здании размещена изба-читальня. По воспоминаниям старожилов, минареты обеих мечетей были спилены в 1938.
В 1926 представители духовенства: имамы 1-й (Мухутдин Габделбариев) и 2-й (Сахабетдин Салахов) махалли, муэдзины обоих приходов (Суфиян и Саубан Габдельбилаловы) заключили договор с местной властью об использовании мечетей в религ. целях. Однако многие муллы в 1930 были репрессированы. Был арестован Суфиян Габделбилалов за «вредительство» и осужден на 5 лет концлагерей. Сахабетдин Салахов (1889–1930) был арестован в 1930 и расстрелян в том же году в Казани. Имам Габделбари Хусаинов осужден на 8 лет концлагерей. Как сторонники религии преследовались и жители села: Шайхульмардан Шириязданов, Муллагали Ганиев, Нигматулла Насыбуллин и др. Неофициально выполняя роль муллы, религ. деятельностью занимались: Малик Каюмов, Хазиахмет Хамидуллин, Фатыйх Фаттахов, Самигулла Рахматуллин, Фатих Каюмов (1919–2013). В 1989–98 обязанности муллы исполнял участник Великой Отеч. войны Ф. Каюмов, в 1998–2000 – ​сын расстрелянного Сахабетдина Салахова, Мукарим (1925–2001). В 1991 по инициативе местных религ. деятелей и односельчан М. Насибуллина, Я. Шириева, И. Рахимова, М. Ибатуллина и др. была возведена небольшая деревянная мечеть. Ее построили на месте одной из старых мечетей. Предложенный проект был согласован с местными старейшинами: здание мечети, построенное по типу традиционных татар. мечетей с минаретом на крыше, представляло собой сруб размерами 10 × 7 м. Минарет одноярусный, без балкона, высотой около 5–6 м. Стены обшиты досками и крыты жестяной крышей. В наст. время здание по назначению не используется.
В 2004 началось стр-во новой мечети. Открытие состоялось 24.5.2008. Объемно-пространств. решение мечети отражает преемственность форм татар. сельских деревянных мечетей. Однако минарет, пристроенный с юго-западной стороны здания и расположенный по оси входа, не встречается в мечетях Закамского региона и является скорее данью архитектуре нового времени. По сведениям занимавшихся проектированием мечети жителей села Сагита хазрата Галиева, Х. Шамсуллина и др., за образец архит. решения ими была взята планировка здания мечети в с. Урсала. Мечеть возведена из красного кирпича на высоком основании, служащем также цокольным этажом. Пристройка михраба выполнена в форме 6-гранника на одной высоте с основным объемом здания и под одной с ним крышей. По всей длине здания проходит ступенчатый карниз. Основное пространство помещения занимает молельный зал, прорезанный с 2-х сторон четырьмя высокими окнами, обрамленными по фасаду полуциркульными с плечиками наличниками, сложенными из кирпича. К нему ведет вестибюль с вспомогательными помещениями и лестницей на антресольный этаж с молельным помещением для женщин. Оно отделено от пространства зала балюстрадой. Помещение вестибюля отмечено двумя рядами окон (для освещения лестницы и антресоли) на правом боковом фасаде и одним окном, а также запасным выходом на левом. Боковые фасады по линии основания прорезаны небольшими окнами цокольного этажа по 4 окна с каждой стороны. Трехъярусный минарет на кубическом основании возвышающийся над крышей и с полуциркульным окном со стороны главного фасада одноврем. служил центр. входом, в 2017 к нему пристроен тамбур с крыльцом и лестницей в здание. Обшитый сайдингом кирпичного цвета, с прорезающими его с двух сторон окнами, он не вписывается в существующий облик мечети.
Основание минарета с двумя окнами по его высоте и по двум сторонам прорезает 8-гранный ствол. На каждой грани тулова – ​узкие с арочным обрамлением окна. Через кровельный вынос на 2-м ярусе минарет завершается пирамидальным шатром под полумесяцем на шаре. Все кровельные покрытия минарета обшиты темно-зеленым профнастилом, как и крыша здания, глубокий свес к-рой подшит белым сайдингом. Цоколь здания оформлен темно-зеленым сайдингом, обрамленным белыми пластиковыми гранями. Фронтон тамбурного входа, как и переплеты окон, окрашен в белый цвет. На нем в центре изображен полумесяц. Ниже на зеленом фоне находится надпись белыми буквами «Югары Мактама авылы мәсҗете» («Мечеть села Верхняя Мактама»). Цветовое решение фасадов мечети гармонично и построено на сочетании кирпично-красного, темно-зеленого и белого. Стены молельного зала в интерьере мечети окрашены в светло-зеленый цвет. Михраб в виде углубленной ниши в центре прорезается окном; рядом находится резной из дерева минбар. На стенах вывешены шамаили, полки с религ. книгами. Медресе занимает цокольный этаж здания. Обширная терр. мечети огорожена металлическим ажурным забором. Мечеть находится на ул. Н. Крупской, 30.
Вклад в стр-во мечети внесли жители села: Герой Соц. Труда С. Гатауллин, С. Галиев, И. Рахимов, И. Талипов, И. Фаррахов, Х. Шамсуллин и др. Спонсорскую помощь оказали: ПАО «Татнефть», НГДУ «Альметьевнефть», з-д «АЛНАС» и др.
Имам-хатиб мечети: Насих Мухаммадиев (с 2009).
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Мечеть в с. Верхняя Мактама. Интерьер молельного зала

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии