Миннибаево села мечети

МИННИБАЕВО СЕЛА МЕЧЕТИ. Сведения о первых мечетях, действовавших в с. Миннибаево, не сохранились, хотя метрики родившихся в селе мусульман датируются 1829. По информации старожилов, самостоятельный приход с мечетью был организован в селе в кон. 18 в. Мечеть 1-го прихода находилась в центре села, на площади, образуемой пересечением 2 улиц. Наиб. ранние из документированных имен указных имамов: Сулюков Данис (1761–?); с 1830 – ​Камалетдин Динмухаметов; 2-й имам (с 1852) – ​Камалетдин Азаматов (вероятно, это Азамат Камалетдинов – ​сын К. Динмухаметова). В 1856 записана одна соборная мечеть, в к-рой служили 2 имама; в селе проживали 314 мужчин и 453 женщины.
В 19 в. в Миннибаево имамом служил один из крупных татар. богословов ахун Гильман Ибрагимов (cм. Г. И. Карими). Его отец – ​уроженец д. Ниж. Чершилы (ныне Лениногорского р-на), Ибрагим Каримов. Сын Гильмана ахуна – ​известный просветитель, писатель и педагог Ф. Г. Карими. В 1870 Гильман ахун получил указ имам-хатиба мечети с. Миннибаево, в к-ром родилась его мать. Сохранились его воспоминания о времени пребывания в Миннибаево: «Деревня была маленькой, бедной, темной. Мечеть, только что отстроенная силами прихожан, не простоя­ла и года, сгорела из-за беспечности муэдзина Джамаледдина сына Сагдеддина. Только через два года с великим трудом удалось отстроить ее заново. В течение 16 лет я занимался обучением детей в медресе этой деревеньки…» (из книги «Фатыйх Карими». К., 2000). В 1899 Гильман ахун покинул село, уехал в г. Оренбург.
В 1877 по желанию жителей села вместо пришедшей в ветхость старой мечети была возведена новая по проекту, доработанному Самарским губ. правлением (арх. К. О. Лях-Невинский) и утвержденному в июне 1877. Однако она сгорела во время пожара 1878 или 1879. Открытие вновь возведенной мечети произошло в 1882. После еще одного пожара, случившегося в нач. 1910-х гг., мечеть в селе была выстроена заново. Ее проект был утвержден Самарским губ. правлением в 1914. При мечети работал мектеб.
В кон. 19 в. духовным лидером мусульман был Асыл­гарей Джамаледдинов (1867–?), утвержденный в долж­ности в 1898. Муэдзином мечети с 1877 служил его отец, Джамаледдин Сагдеддинов (1832–13.12.1915). В 1900 Асылгарей хазрат был назначен на должность 2-го муллы, имам-хатибом был избран Мухаметханиф Абдулгалимов (5.1.1871–?). После смерти Джамаледдина муэдзином был избран Шириаздан Камаледдинов, утвержденный указом от 1916. В 1905 в 1-й махалле насчитывалось 213 дворов «с 724 душами мужского и 640 женского пола». В 1907 в деревне было 2 медресе, одно из них принадлежало частному лицу.
Мечеть 1-й махалли была закрыта постановлением ТатЦИКа от 2 июня 1936. В деревянном срубном здании был размещен ДК (НА РТ, ф. 732, оп. 6, д. 138). В 1960–70-е гг. мечеть была разобрана и на ее месте построено здание, в к-ром в наст. время на­хо­дятся сельсовет, ДК, Музей мемориальный Фатиха Карими.
Вторая махалля была образована в 1917; в тот же год построена мечеть по проекту, утвержденному Самарским губ. правлением. Она была возведена из камня; находилась недалеко от кладбища. Минарет не был воздвигнут из-за произошедшей рев-ции и гражданской войны. По воспоминаниям старожилов, здание мечети было оформлено резным каменным декором, имело своеобразные по форме окна. По указу от 11 февраля 1922 имамом мечети был назначен Асылгарей Сахипов, по указу 1921 муэдзином – ​Ризван Ахметзянович Давлетбаев. Мечеть была закрыта в 1929; в здании размещена школа, позднее – ​склад для хранения удобрений. В 1950–60-е гг. по распоряжению властей здание было разобрано.
В советские годы в селе неофициально муллами служили: Шириаздан Камалетдинов, Абубакир и Абулкарам Якуповы, Нургали Даутов, Ибрагим Гилязетдинов и др.
В 1993 собранием жителей села (по инициативе директора совхоза А. А. Нуришанова и предс. сельсовета Л. Г. Сахапова) было решено построить мечеть. Было выбрано открытое место, недалеко от пересечения дорог, ведущих в Казань и г. Лениногорск. Стр-во мечети велось на средства жителя села А. А. Нуришанова, долгие годы работавшего учителем и директором местной школы. После его трагической гибели в 1994 возведением мечети руководила его сестра А. А. Загидуллина. В стр-ве мечети помогали А. Курамшин, Г. Батталов, Г. Сафиуллин, С. Юсупов, А. Гильманов и др. сельчане.
Мечеть была открыта в октябре 1995 и названа в честь Абрика Нуришанова. Облик мечети сложился в процессе стр-ва, поскольку она была возведена без привлечения архитектора. Здание с неоштукатуренными стенами построено из красного кирпича по типу старинных татар. мечетей с минаретом на крыше, с пристроенными михрабом и сенями. Прямо­угольный в плане объем возведен на высоком цоколе и перекрыт 2-скатной крышей. Такой же крышей перекрыты помещения михраба и вестибюля. Фронтоны крыш обшиты белым сайдингом. Здание завершается многоступенчатым карнизом. Его продольные фасады и помещение михраба прорезаны окнами полуциркульной формы. Они обрамляются архивольтами на импостах. Основной объем здания включает молельный зал с четырьмя окнами по фасаду и вспомогательные помещения. В скат крыши мечети врезан 2-ярусный минарет со стороны улицы и сбоку от главного входа. В 2005 он был реконструирован. Его 6-гранный ствол, созданный из железной конст­рукции, обшит зеленым профнастилом. Минарет посажен на квадратную кирпичную «подушку»; грани прорезаны окнами и дверью в глухую обходную галерею. Венчающий шатер имеет пирамидальную форму под полумесяцем на шаре; крыт оцинкованным железом и отделен от ствола минарета выносной крышей. На минарет из вестибюля ведет винтовая лестница. Цветовое решение фасадов построено на сочетании красного кирпича, зеленого (минарет, кровля над михрабом, выносной тамбур, забор), белого (наличники оконных проемов, фронтоны крыши, цоколь) тонов. Крыша крыта кровельным железом. В стадии реконструкции находится входной блок, в к-рый ведет обшитый прозрачным пластиком тамбур. Он выходит к забору с калиткой на ул. Ф. Карими. Здание обнесено металлическим забором.
Внутренне пространство молельного зала полностью обшито деревом; цоколи стен по периметру облицованы резными узорными ограждениями, как и верхняя часть стены над михрабом. Потолок обшит деревянными панелями, образующими геом. рисунок в неск. уровнях. Проем михрабной ниши по двум боковым сторонам образован крупной волнистой линией, прорезанной по углам фронтальной стены. Его верхняя часть украшена резной ажурной орнаментальной решеткой, спускающейся над нишей и создающей вместе с волнистым силуэтом проема ассоциации с татар. занавесами (чаршау) и их подзорами (кашага) в интерьерах традиционных жилых домов. Михраб освещается устроенным по ее центру окном. Около михраба стоит резной деревянный минбар. Пол устлан коврами, а стены украшают шамаили, фотоизображения мечетей.
В стр-во новой мечети внесли свой вклад: НГДУ «Сулеевнефть», «Альметьевнефть», управ-ние «Тат­Аиснефть» и др., реконструкцию минарета осуществляли ОАО «Татнефть», НГДУ «Альметьевнефть».
Первый имам мечети – ​старожил села Науширбан Хабибрахманов (1995–2000) – был избран членами общины; предс. общины, муэдзин А. М. Курамшин (1925–2004). Имам-хатибы: Тагир Зарипов (2000–01; учился в Бухаре); Рафис Агзамов (2001–02), Гариф Галиев (2002–07); Расих Гатауллин (с 2007). При мечети работают исламские курсы; с 2007 их ведет Фания Саярова. Мечеть находится на ул. Ф. Карими, 1б.
Лит.: Ибрагимов М. А. Фатих Карими. К., 2000; Фатих Карими: научно-биографический сборник. К.: Рухият, 2000.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Мечеть в Миннибаево. Вид со стороны михраба

Мечеть в Миннибаево. Интерьер. Фрагмент интерьера молельной залы

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии