ТАЙСУГАНОВО CЕЛА МЕЧЕТИ, в нач. 20 в. было 2 прихода с двумя мечетями. Одноврем. с основаним села была возведена 1-я мечеть. В «Сведениях о числе мечетей и духовных лиц» по Бугульминскому уезду от 1876 приход 1-й соборной мечети записан возникшим в 1720. Первым муллой мечети был Явгильда Бекметев (1708–62). Предположительно, одним из основателей села и первых имамов был Рахимкул. Его сын, Салим, также был имамом; в 1770 он был приглашен на должность ахуна в мечеть г. Стерлитамак (ныне в Республике Башкортостан), где и умер в 1819. Один из сыновей Рахимкула, Исмагил, являлся отцом предпринимателя и обществ. деятеля Габдулкарима Исмагиловича Рамиева (1774–1851), внуками к-рого были татар. предприниматель, издатель газеты «Вакыт» Шакир (Мухаммадшакир) Рамиев (1857–1914) и выдающийся татар. поэт Закир (Мухаммадзакир) Рамиев (псевдоним Дэрдмэнд) (1859–1921). Примечательно, что потомками рода основателей села были также известный татар. библиограф, переводчик Исмагил Абдуллович Рамиев (1895–1969), а также поэт, драматург и журналист Сагит Лутфуллович Рамиев (1880–1926).
Первая соборная мечеть была известна действовавшим при ней с нач. 18 в. и вплоть до 1918 знаменитым Тайсугановским медресе, где в разные годы учились известные религ. и обществ. деятели татар. народа. Медресе основано в 1728–30 видным улемом, просветителем имамом 1-й соборной мечети Габдрахманом ибн Туймахаммадом аль-Бикчураи ат-Тайсугани (см. Тайсугани Габдрахман). В 1791 Габдрахман хазрата сменил Борханетдин мулла (1767–1826). По исследованиям Д. Гарифуллина, внучка Борханетдина – Марфуга – была женой известного татар. поэта Гали Чокрыя (1826–89).
По ревизским книгам в мечети Тайсуганово имамами и муэдзинами служили представители семейной династии Габдрахмана бин Туймухаммада: его сыновья Габделманнан (см. Габделманнан ибн Габдрахман), Габделзяббар (см. Габделзяббар ибн Габдрахман), Гисматулла (1762–1845). Все они, кроме Тайсугановского медресе, учились также в Каргалинском медресе (Оренбургской обл.) у знаменитого мударриса Габдессаляма бине Хуснулы аль-Кариле. Гисматулла ибн Габдрахман в 1812 был переведен на должность имама в д. Ниж. Чершилы (ныне Лениногорского р-на), где стал известен как один из основателей медресе, ахун и мухтасиб, автор многочисл. рукописных сочинений (сведения из «Асар» Р. Фахреддина). Дочь Гисматуллы – Фархижамал – приходится бабушкой Р. Фахреддина, а его сын – Габделкаюм – и внук – Габделфаттах – были имамами в д. Ниж. Чершилы (ныне Лениногорского р-на). Дочь Габделфaттахa – Хусникамал – была женой Х. Атласова. Другая его дочь – Зайнaп – вышла замуж за альмет. имама М. Я. Ярулллина, сын к-рого – Ахмет Тимер – был одним из видных ученых-историков; жил в Турции. Сын Габделзяббара Габдрахманова – Мухамметзариф Габделзяббаров (1791–?) – возглавлял Тайсугановское медресе; в 1812 был переведен на должность имама в Ниж. Чершилы. Сын Габделманнана – ахун Фазылулла (умер в 1795) – стал имамом и мударрисом медресе после смерти отца. По мнению Р. Фахреддина, он был одним из признанных и авторитетных богословов своего времени. Его сын – Габдулла Фазуллин (1776–?) – служил муэдзином в этой же мечети.
Имамами и мударрисами медресе с. Тайсуганово были потомки уроженца с. Уруссу (ныне Ютазинского р-на), получившего образование в Бухаре, мударриса Тайсугановского медресе Габденнасыйра ибн Габдерахима ибн Ахмара ат-Тайсугани (1793–1865), к-рый приступил к обязанностям имама в 1845. Его сын – Габдулгани (Гани) Габденнасыйров (Насыйров), имам по указу 1853, а внуки – Мустафа Ганиевич и Габделгалим Ганиевич Насыйровы – были имамами 2-й махалли. Дочь Габденнасыйра – Шамгизихан – была женой имама с. Абдрахмановo – Муртазы ибн Габделгафура – и матерью имамов с. Абдрахманово – братьев Ахметлатыйпа, Ахметшарифа и Ахметзакира.
Среди указных мулл и имамов 19 в. значатся: Габделбадык (Абдулбадык) Муртазин (1749–1827); в 1848–53 – Габдулкадыр Габдрахманов (Абдулкадыр Абдрахманов), после смерти к-рого имамом стал Габдулгани Габденнасыйров; в октябре 1866 жителями села был избран 2-й имам, уроженец д. Менеузтамак Белебеевского у. Самарской губ. (ныне Миякинского р-на Респ. Башкортостан) Ахметзаки Нугманов (около 1837–4.11.1897). В 1879 он был назначен мухтасибом (из «Асар» Р. Фахреддина); в 1892–95 казыем в медресе был Талибетдин Хайрутдинов (1869–1921), уроженец д. Кармышево Чистопольского у.; в 1899 имам-хатибом 1-й соборной мечети и мударрисом медресе был назначен Мухаметгариф Мухаметзакиев (около 1877–?); в этом же году имамом и мударрисом стал известный религ. деятель М. Байтукалов; с 1890 – Валиахмет Насыйров (внук Мухамметзарифа Габдрахманова), с 1901 – Мустафа Насыйров (1870–1934); с 1915 – Мухаметсалих (Салих) Ахметзакиев, сын Ахметзаки Нугманова. Обязанности муэдзина исполняли: по указу 1881 – Ахметзян Габдулсаттаров (7.4.1855–1918); с 1922 – Мутыгулла Ахметзянов (1890–?), сын Ахметзяна Габдулсаттарова. В 1905 махалля объединяла 217 дворов, в к-рых насчитывалось «571 душа мужского и 524 женского пола» (в 1908 – 658 и 585 соотв.).
Соборная мечеть неоднокр. перестраивалась. Первый раз она была обновлена в 1854 по прошению, поданному в 1853 в Самарское губ. правление имамом Ахметсафой Абдулбадыковым – сыном имама Г. Муртазина. В его прошении отмечалось: «Состоящая в деревне нашей соборная мечеть в декабре 1851 года от случившегося нечаянно пожара сгорела, вместо которой я с однодеревенцами решили вознамериться построить новую деревенскую мечеть по Высочайше утвержденному плану и фасаду меньшего разряда». Разрешение на стр-во было получено 24 марта 1854 (ГАСО, ф. 1, оп. 1, д. 745, л. 1–20). Еще раз мечеть была обновлена в 1883. В 1878 было перестроено здание медресе. При мечети работал мектеб. В 1868 в нем обучалось 25 мальчиков и 19 девочек. В 1883 была открыта женская школа. Перед рев-цией учителями в мектебе работали: мулла М. Байтукалов и М. Ганиев (Габделганиев).
Мечеть была официально закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 2.6.1936 по заявлению мутаваллиев (председателей) 1-го прихода Г. Ахметшина, Х. Хуснуллина, С. Хакимова «в связи с трудностями в дальнейшем управлении мечетью». Минарет был разобран; в 1936–57 в здании размещался клуб. В 1958 оно сгорело, и на его месте был построен 2-этажный жилой дом. В здании Тайсугановского медресе была размещена школа; разобрано в 1945.
Втораяя соборная мечеть для образованной в селе 2-й махалли была возведена из дерева в 1887. В этом же году был открыт мектеб. По док-там, в 1905 махалля объединяла «164 двора с 510 душами мужского и 460 женского пола» (в 1908 – 548 и 495 соотв.). Мечеть находилась в центре села. Ее имами были братья Габдулганиевы, внуки Габденнасыйр хазрата. Старший из них – Габдулгалим (1858–?), утвержденный в 1889, в 1902 был переведен в приход с. Карабаш (ныне Бугульминского р-на); в 1901 приход возглавил его брат – Мустафа Габдулганиев (15.6.1870–?). Муэдзином был Валиахмет Насыйров (1866–1921) по указу 1890, одноврем. служивший муллой 1-го прихода. После его смерти по указу 1922 муэдзином стал его сын – Ахметзян Насыйров (1894–?).
По сведениям старожилов, мечеть сгорела в 1918. На ее месте имамом Мустафой Габдулганиевым и благодаря помощи сельчан в центре села был построен небольшой молельный дом. В его дворе находилось здание медресе. Эта мечеть также была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 13 августа 1939 (НА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 8).
Жители с. Тайсуганово называли мечети 1-й и 2-й махалли Олы мэчет (Большая мечеть) и Бэлэкэй мэчет (Малая мечеть). Из истории села известно, что на возведение деревянных мечетей, строившихся вместо разбираемых по ветхости, средства выделял казан. предприниматель Муртаза Минлебай бине Габдерашит бине Юсуф, соратник и друг Габденнасыйр хазрата – по его просьбе и завещанию (из «Асар» Р. Фахреддина). Габденнасыйр хазрат также способствовал приезду в Тайсуганово ученика выдающегося татар. богослова Ш. Марджани – Ахметзаки Нугманова.
С установлением советской власти минареты мечетей были спилены. В 1918 в Тайсуганово действовали 2 медресе: главное, состоявшее из комплекса 7 зданий, мударрисом к-рого был М. Байтукалов, и медресе М. Ганиева (рядом с построенным им молельным домом). Все они были закрыты. При новой власти в усадьбе М. Байтукалова была организована начальная 4-классная школа. Она занимала помещения в здании медресе и в его доме. Последними муллами в селе были М. Ахметгараев, М. Мавлетбаев, А. Хаертдинов, Г. Хакимов, Д. Яриахметов. До 1930 имамы Мустафа Габдулганиев (сын Габденнасыйра муллы), Мутыгулла Ахметзянов, Заки Валиев были вынуждены отказаться от духовного сана. Мустафа Габдулганиев в 1930-е гг. был лишен имущества и репрессирован, как и его жена Хумайра (умерла в 1944). Брат М. Байтукалова, Салих, в 1926 подписал договор с местными властями об использовании зданий мечетей 1-й и 2-й махалли. В 1931 он был лишен имущества и приговорен к ссылке. В дальнейшем неофиц. муллами были жители села: В. Бикчурин, М. Ахметзянов, Ахметвали хазрат, Сулейман хазрат, А. Хусаинов, М. Мавлетбаев, Б. Хасаншин, Г. Мустафин, Д. Яриахметов и др.
Новая соборная мечеть возводилась в селе в 1990-е гг. Она сооружена на месте бывш. мечети 2-й махалли. Первый камень под фундамент был заложен 5 августа 1992. Открытие состоялось 12 сентября 1993. Инициатором стр-ва, имамом и предс. мечети был Р. Яруллин. Г-образное в плане здание построено из желтого лицевого кирпича с включением в отделочные детали красного кирпича. К короткой стороне здания пристроен более низкий кирпичный входной тамбур, куда ведет нарядно убранный центр. вход, оформленный арочной дугой дверного проема, к-рый обрамлен кладкой поставленного на ребро кирпича. Плоскости стен тамбура завершаются кирпичными полуциркульными дугами и двумя миниатюрными башенками по бокам с полумесяцами на сквозных шарах. Объем молельного зала с двух сторон прорезан арочной формы окнами с архивольтами и наличниками, сложенными из силикатного кирпича. Помещение михраба в виде ризалита по центру южного торца здания прорезано окном. На фронтоне крыши устроен небольшой балкончик с выходящей на него дверью с арочным обрамлением. Фасады вдоль стен над окнами декорированы ритмично повторяющимся узором ступенчатых фигур, набранных из красного кирпича. Венчающие карнизы украшены сочетанием выступающих рядов желтых и красных кирпичей. Высокий минарет прорезает крышу здания ближе к центр. входу. Восьмигранный и разделенный на 4 яруса он целиком обшит оцинкованным железом. Наверху устроен обходной балкончик с ажурным металлическим ограждением и небольшим окном. Минарет завершается пирамидальным шпилем с двумя шарами под полумесяцем.
Интерьеры мечети оформлены С. Я. Фархетдиновым. Стены молельного зала оштукатурены в светло-зеленый цвет. Его входное пространство по высоте отделено антресолью, предназначенной для моления женщин. На верхний полуэтаж по лестнице с улицы ведет отд. вход. Потолок зала обшит пластиковыми плитами, раскрашенными в шахматном порядке (в сочетании бежевого и голубого) и расписанными многоцветными узорами татар. орнамента. Ниша михраба украшена панелью в форме стрельчатой арки, тимпаны к-рой богато расписаны в стиле декора турецких мечетей. По сторонам арки и в простенках между окнами вывешены настенные тарелки с каллиграфической вязью молитв, обрамленной круговым узором. Здесь же стоит резной из дерева минбар и кафедра, украшенная сложным растительным орнаментом.
Мечеть расположена вдоль ул. Тукаевской (на нее выходит центр. вход) с отступом от красной линии. Ее терр. огорожена серебристым ажурным металлическим забором. Общее архит. решение здания выдержано в едином стиле, сочетающем кирпичную кладку фасадов и металлические плоскости крыши и минарета. Оформление интерьеров отличается эклектичным использованием мотивов убранства.
Помощь в возведении мечети оказали: ОАО «Татнефть» (Р. Г. Галеев), НГДУ «Иркеннефть» (М. З. Тазиев), уроженец села начальник «Татнефтьпромхима» Ш. Хасанов, С. Ахтямов, И. Ихсанов (внук бывш. имама Мустафы Габдулганиева), Х. Камалов, И. Ахметшин и др. Стр-вом руководил Р. З. Яруллин. 11 мая 2013 при мечети было открыто отдельно построенное здание медресе. Одноэтажное кирпичное здание разместилось рядом с мечетью, и было построено жителем села, частным предпринимателем И. Ф. Юлдашевым. Первые учителя медресе: М. Абдуллин, Ш. Закизянов и др. В 2019 при содействии Ш. Ф. Тахаутдинова внутри мечети был осуществлен ремонт.
Имам-хатибы мечети: Шакирзян Закизянов (1993–2013), Расих Яруллин (2013–14), Мидхат Саетгараев (с февраля 2014).
Лит.: Фәхретдин Р. Асар. Оренбург, 1907; Гарифуллин Д. Мәшһүр исеме Тайсуган. Әлмәт, 2001; Каримов Т. Тайсуган авылы // Аргамак. 1998. № 4; Газизов Р. Тайсуганым – яшел бишек (Тайсуган авылы һәм кешеләре). Әлмәт, 2013.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Тайсуганово села мечети
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии