Чупаево села мечети

ЧУПАЕВО CЕЛА МЕЧЕТИ. Первая мечеть появилась одноврем. с основанием села, в 1747. В нач. 20 в. действовали 2 соборные мечети. Мечеть 1-го прихода зафиксирована в док-тах с 1760. Она была обновлена в 1877 и располагалась в селе на возвышении. С этого же года при ней действовало частное медресе, к-рое было закрыто царским пра-вом в нач. 1910-х. В 1905 в махалле насчитывалось «192 двора с 620 душами мужcкого и 560 женcкого пола» (в 1908 – 407 и 393 соотв.).
Одним из первых мулл в селе был известный религ. деятель 18 в. Мухамметшариф (Шарип) Сулейманов (1728–80), переписавший с комментариями пространный труд, посвященный истории пророков, «Кыйссасел-Әнбия» (был написан Н. Рабгузи в 1310; в Казани впервые издан в 1859). Он учился в медресе с. Шигаево Мензелинского у. (ныне Сармановский р-н) у известного богослова Габдессаляма ибн Хасана ал-Кариле. Похоронен в с. Старое Иштиряково (ныне Лениногорского р-на). Одним из предков муллы, предположительно, был живший в 17 в. великий поэт Мавля Кулый. После М. Сулейманова должность указного муллы занимал его сын Шамсутдин Шарипов (1778–?). В док-тах зафиксировано, что в 19 в. имамами махалли были: по указу 1841 – ​Габделгазиз Ахсанов (Абсалямов) и Габделгалим Хасанов, по указу 1853 – ​Гилязетдин Гимадетдинов; по указу 1889 – ​крестьянин Мухаметсадык Мухаметзарифов (1842–20.5.1901); после смерти М. Мухаметзарифова в 1901 – ​Ахмедханиф Габделвалеев (25.11.1860–1920). Муэдзинами служили: по указу 1841 – ​Губайдулла Динмухаметов; по указу 1886 – ​Нурмухаммет Губайдуллин (1860–1925), известный среди сельчан как Нури хазрат. Он со своим братом Закиром (сыновья муэдзина Г. Динмухаметова) учились в медресе с. Ниж. Чершилы (ныне Лениногорского р-на), затем Нурмухамет продолжил обучение в Бухаре. Закир стал имамом мечети в с. Балтач (ныне Азнакаевского р-на). Один из сыновей Нури хазрата, Музагит Губайдуллин (1902–?), преподавал в Чупаевском мед­ресе основы ислама и светские предметы. Другой его сын – ​Габдулла (1900–?) – был неофиц. муллой в советское время. На местном кладбище на могиле Н. Губайдуллина сохранилось надгробие с изящными каллиграфическими надписями, исполненными араб. письмом. Автор эпитафии – ​резчик по камню Зиятдин ибн Хисамутдин. Последний указной мулла, Хуснимухамет Мухаметзарипов из c. Новое Каширово был утвержден Духовным управ-нием мусульман (см. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание) в декабре 1920. В связи с развернувшимися в 1930-е гг. репрессиями он вернулся в родное село, где трагически погиб в 1934.
Мечеть 1-й махалли была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 20 сентября 1939; в здании размещена школа (НА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 8), позже здание по ветхости было разобрано.
Вторая мечеть была возведена из камня для образованного, по прошению жителей села, в 1911 прихода. С разрешения Самарского губ. правления в том же году был утвержден проект мечети, и началось ее стр-во. Однако возведение мечети затянулось на годы. Сельчане собирали деньги, сами добывали камень из Чупаевского карьера для ее постройки. Спонсорскую помощь оказывало и Духовное управ-ние мусульман. В 1914, из-за начала Первой мировой войны, стр-во мечети было приос­тановлено. Однако, несмотря на рев-цию, гражданскую войну и годы разрухи, мечеть все же была достроена, ее открыли в 1925. Имамом был избран Анас Шигабутдинович Мирасов, родом из д. Куакбаш (ныне в Лениногорском р-не). Его дед – ​Гимадетдин Кутлыбаев – был шакирдом и зятем видного богослова и просветителя татар. народа Габдерахима Утыз Имяни (1754–1834). В феврлае 1924 Анас хазрат перевелся в с. Альметьево на должность муллы 3-й соборной мечети. В махалле остался назначенный указом 1920 муэдзин Ахмедзаки Габдулгазизов (сын упоминавшегося ранее имама Габделгазиза Ахсанова), переведенный из с. Каратаево (ныне в Лениногорском р-не).
Мечеть 2-й махалли была закрыта постановлением ТатЦИКа от 10 марта 1932 на основании протоколов общего собрания «мусульман и бедняков» в январе 1930. В постановлении указывалось, что мечеть была закрыта до постановления ТатЦИКа и этим был нарушен закон. Построенную из камня мечеть постепенно разобрали для разных хоз. нужд.
В 1920-е на две махалли приходился один мулла – ​Махмут Гатауллин, тем не менее, его репрессировали и отправили на лесозаготовки в один из лагерей на Урале. В ТатЦИК от жителей села поступило ряд ходатайств о возвращении его на должность имама. Об отсутствии в селе офиц. работающих мулл свидетельствует также неподписание договора 1926 об использовании зданий мечетей для религ. обрядов. В 1936 минареты обеих мечетей были разоб­раны. Минарет деревянной мечети показательно зас­тавили спилить Магжан бабая, жителя с.Маметьево, прославившегося в округе как мастер-плотник. Именно он возводил минарет Чупаевской мечети, как и многих других мечетей в близлежащих деревнях. Минарет каменной мечети 2-й махалли, по указанию сельсовета, разобрали местные крестьяне.
После периода репрессий мусульманская община существовала нелегально. До 1950-х неофиц. муллами были Хасан Ганиев (1894–?), Гариф Ситдиков (1898–1964), Самат Хабиров (1901–?), Исмагил Ибрагимов (1897), Арслангали (1892–?), Мударис (1909) Галиевы, Мударис Закиев (1906–?). Последнего сменил Асылгарай Хамзин (1917–95). Он извес­тен тем, что имя его отца – ​Хисматуллы значится в родословной Ризы Фахреддина (по линии Кучербая). Асылгарай хазрат учился у Габделхака Саматова еще в те времена, когда тот был имамом единственной в с. Альметьево мечети (cм. Мечеть первого прихода на ул. Баруди в Альметьевске). В 1980-х А. Хамзин неоднокр. организовывал сельские сходы для закладки здания мечети.
В 1989–90 община получила разрешение на строительство мечети. Проект разработал С. Я. Фархетдинов с техн. чертежами профильных специалистов. Открытие мечети состоялось 1 июля 1993. По просьбе жителей села, подтвержденной решением Альмет. райсовета, ей было дано имя Асылгарая Хамзина. Она расположена, как и большинство старинных татар. мечетей, на пересечении улиц, с отступом от красной линии. Невысокое 1-этажное здание из красного кирпича под 2-скатной крышей вытянуто вдоль ул. Советская (46а). Его архитектура относится к типу мечетей с угловой постановкой минарета. Последний незначительно выступает за плоскость стены, обращенной в сторону Мекки. К зданию пристроен кирпичный тамбур под 2-скатной крышей. Основной объем в 7 окон по боковым фасадам включает молельный зал и вестибюль со вспомогательными помещениями. Окна на фасадах устроены в 2 яруса: прямоугольной формы окна, оформленные оконными переплетами в виде решетки, на 1-м ярусе, через неск. рядов кирпичной кладки завершаются полуциркульными оконными проемами 2-го яруса с радиально расходящимися переплетами. Вместе они забраны в рельефные наличники арочной формы. Карниз по периметру стен декорирован кирпичными выступами. Минарет расположен на прямоугольном основании, его 8-гранное тулово оформлено двумя рядами декор. арок, сложенных из кирпича по ребрам граней и разделенных балконом с ажурной ограждением. Минарет завершается 2-ярусным пирамидальным шатровым покрытием из оцинкованного железа и полумесяцем на 2 шарах. Две грани минарета прорезаны окнами и выходом на балкон.
Михраб в пространстве молельного зала раскрывается полуциркульной нишей. С двух сторон установлены двери, одна из к-рых ведет на лестницу минарета. Около арочного входа, с левой стороны молельного зала, невысокой перегородкой отделено помещение для женщин. Стены просторного зала оштукатурены в светло-зеленый цвет; простенки между высокими окнами дополнены рельефными, отлитыми из гипса, узорными панно белого цвета; изогнутая линия коричневого тона карниза оживляет протяженные плоскости стен. Потолок, собранный из рядов прямоугольных плит, расписан крупными узорами с использованием мотивов татар. народного орнамента (лотос, роговидные узоры) в сочетании светлых тонов красного, зеленого и синего цветов (автор оформления интерьеров С. Я. Фархетдинов). Терр. мечети огорожена ажурным узорным металлическим забором с полумесяцем на воротах.
Значит. вклад в стр-во мечети внес Альмет. трубный з-д во главе с А. Токаревым, а также сельчане: А. и М. Шаеховы, З. Шарипов, Ф. Гайсина, З. Залилова, известный нейрохирург Р. Бадретдинов, Ф. Ризванов и др.
Имам-хатибы мечети: Асылгарай Хамзин (1993–96), Фарит Хакимов (1996–98, 2004–08), Нурмухаммат Идиятов (1998–2004), Талгат Сунгатуллин (2008–13), Риф Латыпов (2013), Нафис Ханнанов (2013–16), Ильдар Тухбагалиев (2016–19).
Лит.: Кашапов Р. Авылым яме. Алабуга, 1997.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Мечеть в Чупаево.1993

Мечеть в Чупаево

Мечеть в Чупаево. Интерьер молельной залы

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии