ЧУПАЕВО CЕЛА МЕЧЕТИ. Первая мечеть появилась одноврем. с основанием села, в 1747. В нач. 20 в. действовали 2 соборные мечети. Мечеть 1-го прихода зафиксирована в док-тах с 1760. Она была обновлена в 1877 и располагалась в селе на возвышении. С этого же года при ней действовало частное медресе, к-рое было закрыто царским пра-вом в нач. 1910-х. В 1905 в махалле насчитывалось «192 двора с 620 душами мужcкого и 560 женcкого пола» (в 1908 – 407 и 393 соотв.).
Одним из первых мулл в селе был известный религ. деятель 18 в. Мухамметшариф (Шарип) Сулейманов (1728–80), переписавший с комментариями пространный труд, посвященный истории пророков, «Кыйссасел-Әнбия» (был написан Н. Рабгузи в 1310; в Казани впервые издан в 1859). Он учился в медресе с. Шигаево Мензелинского у. (ныне Сармановский р-н) у известного богослова Габдессаляма ибн Хасана ал-Кариле. Похоронен в с. Старое Иштиряково (ныне Лениногорского р-на). Одним из предков муллы, предположительно, был живший в 17 в. великий поэт Мавля Кулый. После М. Сулейманова должность указного муллы занимал его сын Шамсутдин Шарипов (1778–?). В док-тах зафиксировано, что в 19 в. имамами махалли были: по указу 1841 – Габделгазиз Ахсанов (Абсалямов) и Габделгалим Хасанов, по указу 1853 – Гилязетдин Гимадетдинов; по указу 1889 – крестьянин Мухаметсадык Мухаметзарифов (1842–20.5.1901); после смерти М. Мухаметзарифова в 1901 – Ахмедханиф Габделвалеев (25.11.1860–1920). Муэдзинами служили: по указу 1841 – Губайдулла Динмухаметов; по указу 1886 – Нурмухаммет Губайдуллин (1860–1925), известный среди сельчан как Нури хазрат. Он со своим братом Закиром (сыновья муэдзина Г. Динмухаметова) учились в медресе с. Ниж. Чершилы (ныне Лениногорского р-на), затем Нурмухамет продолжил обучение в Бухаре. Закир стал имамом мечети в с. Балтач (ныне Азнакаевского р-на). Один из сыновей Нури хазрата, Музагит Губайдуллин (1902–?), преподавал в Чупаевском медресе основы ислама и светские предметы. Другой его сын – Габдулла (1900–?) – был неофиц. муллой в советское время. На местном кладбище на могиле Н. Губайдуллина сохранилось надгробие с изящными каллиграфическими надписями, исполненными араб. письмом. Автор эпитафии – резчик по камню Зиятдин ибн Хисамутдин. Последний указной мулла, Хуснимухамет Мухаметзарипов из c. Новое Каширово был утвержден Духовным управ-нием мусульман (см. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание) в декабре 1920. В связи с развернувшимися в 1930-е гг. репрессиями он вернулся в родное село, где трагически погиб в 1934.
Мечеть 1-й махалли была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 20 сентября 1939; в здании размещена школа (НА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 8), позже здание по ветхости было разобрано.
Вторая мечеть была возведена из камня для образованного, по прошению жителей села, в 1911 прихода. С разрешения Самарского губ. правления в том же году был утвержден проект мечети, и началось ее стр-во. Однако возведение мечети затянулось на годы. Сельчане собирали деньги, сами добывали камень из Чупаевского карьера для ее постройки. Спонсорскую помощь оказывало и Духовное управ-ние мусульман. В 1914, из-за начала Первой мировой войны, стр-во мечети было приостановлено. Однако, несмотря на рев-цию, гражданскую войну и годы разрухи, мечеть все же была достроена, ее открыли в 1925. Имамом был избран Анас Шигабутдинович Мирасов, родом из д. Куакбаш (ныне в Лениногорском р-не). Его дед – Гимадетдин Кутлыбаев – был шакирдом и зятем видного богослова и просветителя татар. народа Габдерахима Утыз Имяни (1754–1834). В феврлае 1924 Анас хазрат перевелся в с. Альметьево на должность муллы 3-й соборной мечети. В махалле остался назначенный указом 1920 муэдзин Ахмедзаки Габдулгазизов (сын упоминавшегося ранее имама Габделгазиза Ахсанова), переведенный из с. Каратаево (ныне в Лениногорском р-не).
Мечеть 2-й махалли была закрыта постановлением ТатЦИКа от 10 марта 1932 на основании протоколов общего собрания «мусульман и бедняков» в январе 1930. В постановлении указывалось, что мечеть была закрыта до постановления ТатЦИКа и этим был нарушен закон. Построенную из камня мечеть постепенно разобрали для разных хоз. нужд.
В 1920-е на две махалли приходился один мулла – Махмут Гатауллин, тем не менее, его репрессировали и отправили на лесозаготовки в один из лагерей на Урале. В ТатЦИК от жителей села поступило ряд ходатайств о возвращении его на должность имама. Об отсутствии в селе офиц. работающих мулл свидетельствует также неподписание договора 1926 об использовании зданий мечетей для религ. обрядов. В 1936 минареты обеих мечетей были разобраны. Минарет деревянной мечети показательно заставили спилить Магжан бабая, жителя с.Маметьево, прославившегося в округе как мастер-плотник. Именно он возводил минарет Чупаевской мечети, как и многих других мечетей в близлежащих деревнях. Минарет каменной мечети 2-й махалли, по указанию сельсовета, разобрали местные крестьяне.
После периода репрессий мусульманская община существовала нелегально. До 1950-х неофиц. муллами были Хасан Ганиев (1894–?), Гариф Ситдиков (1898–1964), Самат Хабиров (1901–?), Исмагил Ибрагимов (1897), Арслангали (1892–?), Мударис (1909) Галиевы, Мударис Закиев (1906–?). Последнего сменил Асылгарай Хамзин (1917–95). Он известен тем, что имя его отца – Хисматуллы значится в родословной Ризы Фахреддина (по линии Кучербая). Асылгарай хазрат учился у Габделхака Саматова еще в те времена, когда тот был имамом единственной в с. Альметьево мечети (cм. Мечеть первого прихода на ул. Баруди в Альметьевске). В 1980-х А. Хамзин неоднокр. организовывал сельские сходы для закладки здания мечети.
В 1989–90 община получила разрешение на строительство мечети. Проект разработал С. Я. Фархетдинов с техн. чертежами профильных специалистов. Открытие мечети состоялось 1 июля 1993. По просьбе жителей села, подтвержденной решением Альмет. райсовета, ей было дано имя Асылгарая Хамзина. Она расположена, как и большинство старинных татар. мечетей, на пересечении улиц, с отступом от красной линии. Невысокое 1-этажное здание из красного кирпича под 2-скатной крышей вытянуто вдоль ул. Советская (46а). Его архитектура относится к типу мечетей с угловой постановкой минарета. Последний незначительно выступает за плоскость стены, обращенной в сторону Мекки. К зданию пристроен кирпичный тамбур под 2-скатной крышей. Основной объем в 7 окон по боковым фасадам включает молельный зал и вестибюль со вспомогательными помещениями. Окна на фасадах устроены в 2 яруса: прямоугольной формы окна, оформленные оконными переплетами в виде решетки, на 1-м ярусе, через неск. рядов кирпичной кладки завершаются полуциркульными оконными проемами 2-го яруса с радиально расходящимися переплетами. Вместе они забраны в рельефные наличники арочной формы. Карниз по периметру стен декорирован кирпичными выступами. Минарет расположен на прямоугольном основании, его 8-гранное тулово оформлено двумя рядами декор. арок, сложенных из кирпича по ребрам граней и разделенных балконом с ажурной ограждением. Минарет завершается 2-ярусным пирамидальным шатровым покрытием из оцинкованного железа и полумесяцем на 2 шарах. Две грани минарета прорезаны окнами и выходом на балкон.
Михраб в пространстве молельного зала раскрывается полуциркульной нишей. С двух сторон установлены двери, одна из к-рых ведет на лестницу минарета. Около арочного входа, с левой стороны молельного зала, невысокой перегородкой отделено помещение для женщин. Стены просторного зала оштукатурены в светло-зеленый цвет; простенки между высокими окнами дополнены рельефными, отлитыми из гипса, узорными панно белого цвета; изогнутая линия коричневого тона карниза оживляет протяженные плоскости стен. Потолок, собранный из рядов прямоугольных плит, расписан крупными узорами с использованием мотивов татар. народного орнамента (лотос, роговидные узоры) в сочетании светлых тонов красного, зеленого и синего цветов (автор оформления интерьеров С. Я. Фархетдинов). Терр. мечети огорожена ажурным узорным металлическим забором с полумесяцем на воротах.
Значит. вклад в стр-во мечети внес Альмет. трубный з-д во главе с А. Токаревым, а также сельчане: А. и М. Шаеховы, З. Шарипов, Ф. Гайсина, З. Залилова, известный нейрохирург Р. Бадретдинов, Ф. Ризванов и др.
Имам-хатибы мечети: Асылгарай Хамзин (1993–96), Фарит Хакимов (1996–98, 2004–08), Нурмухаммат Идиятов (1998–2004), Талгат Сунгатуллин (2008–13), Риф Латыпов (2013), Нафис Ханнанов (2013–16), Ильдар Тухбагалиев (2016–19).
Лит.: Кашапов Р. Авылым яме. Алабуга, 1997.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Чупаево села мечети
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии