АЛЬМЕТЬЕВО СЕЛА МЕЧЕТИ УТРАЧЕННЫЕ. В нач. 20 в. в с. Альметьево действовали 3 соборные мечети, относившиеся к 3 приходам (махалля). Однако до наших дней сохранилась только одна мечеть бывш. 2-й махалли (см. Мечеть соборная «Таш мэчет» в Альметьевске). Две другие мечети утрачены. О них сохранились сведения, позволяющие восстановить их историю и внешний облик.
Первая махалля появилась в 1720, одноврем. с основанием села. Об этом свидетельствует его первоначальное название Альмет-Муллино (по имени муллы, основавшего село). Краеведами Д. Гарифуллиным и Р. Амирхановым выявлены имена двух предполагаемых основателей села: Альмухамет Каратуйметов (Туймухаметов), известный в крае религ. деятель и богослов (родословная восходит к булгарскому хану Бикчуре) и Альмет Сеитов (р. в 1697). В док-тах деревянная мечеть впервые упоминается в 1795 (материалы 5-й ревизии). По рассказам старожилов, она действовала уже в 1729. Официально махалля 1-й соборной мечети была закреплена за нею в 1829; в том же году зафиксирована постройка здания мечети. При ней в 1850 было открыто медресе. В 1875 мечеть перестраивалась. В результате пожара 9 мая 1901 сгорели все мечети в селе, в 1902–03 они были восстановлены заново. В 1905 махалля включала 170 дворов, в к-рых насчитывалось «405 душ мужского и 452 женского пола».
Первым официально упоминающимся имамом был Альмухамет Туймухаметов (Каратуйметов); позже должность имама-мухтасиба занимал его сын Рахматулла (1734–1813); в 1-й пол. 18 в. муллой значился Уракса Куткин (1677–1747); в нач. 19 в. – Махмут Исмагилов (1748–1833) и Исмагил Хабибуллин (по указу 1847); муэдзинами были Габдулгафар Габдулкаримов (1782–?); в 1850-е гг. – сын имама Махмута Исмагилова, Халильрахман Махмутов (по указу 1835). Со 2-й пол. 19 в. имамы и мударрисы медресе – основавшие его братья Халильрахмановы: Хасан (1831–1899, по указу 1855) и Исмагил (по указу 1867) – сыновья муэдзина Х. Махмутова и внуки муллы М. Исмагилова. Из братьев Хасан прославился тем, что из-за слишком ревностного отношения к правилам шариата вступил в конфликт с жителями села. По указу 1864 во 2-й пол. 19 в. имамом служил Нурмухамет Валимухаметов (?–1903); в кон. 19 в. – Ярулла Сабитович Мансуров. В кон. 19 – нач. 20 в. вторым имамом был избран сын Я. С. Мансурова, Нургали Нурмухаметович Навширванов (1871–?); муэдзины: Муртаза Халильрахманов (?–26.11.1905) и Муртаза Мифтахутдинов (около 1842–?; оба по указу 1870); Валирахман Халильрахманов (нач. 20 в.).
В 1-й соборной мечети в 1903–09 (по указу от 1903) имам-хатибом и мударрисом служил видный религ. и обществ. деятель, историк Х. Атласи. Будучи джадидистом (см. Джадидизм), он реформировал и полностью обновил учебный процесс в медресе при мечети; открыл женское медресе. После его избрания депутатом 2-й Гос. думы (1907) Х. Атласи выступил с критикой нац. политики российского пра-ва, за что в 1909 был лишен духовного звания, отдан под суд и заключен в тюрьму (на 1 месяц). Журнал «Общего присутствия» Самарского губ. правления от 10 ноября 1909 так сообщил о случившемся: «…во время второго призыва Государственной Думы татары – крестьяне деревни Альметьево послали депутату Х. Атласову наказ с требованием равноправия, автономии магометанской религии и татарской школы, увеличения земельного надела, уничтожения сословных выборов, отмены косвенных налогов, отмены института Земских начальников, полной амнистии борцам за свободу и т. п. Кроме крестьян д. Альметьево были составлены и отосланы Х. Атласову подобного рода противоправные наказы также обществами деревень Шерламы, Камо-Исмагиловой, Верхне-Якеевой, Нижне-Якеевой, Ново-Кашировой… Означенные наказы составлялись и отсылались в Государственную Думу Науширвановым, получавшим от Атласова и распространявшим среди мулл и татарского населения Бугульминского уезда его указания. Благодаря агитации муллы Науширванова среди татар началось движение, и настроение населения стало ухудшаться» (ЦГИА РБ Ф. И‑295, о.6, д. 2146, л. 2–3). Выйдя из тюрьмы, Х. Атласи попытался вернуть утраченную должность имам-хатиба, однако ему в этом было отказано.
После Х. Атласи на должность имама, по указу 1907, был возвращен Нургали Науширванов. По данным 1915, муэдзином был назначен Мухаметхафиз Хасанов (с 1908). Мечеть 1-го прихода ныне утрачена. В 1932–33 спилили минарет, затем, постановлением Президиума ВС ТАССР от 16 мая 1939, ее закрыли. В здании были размещены детские ясли, затем – Дом обороны (НА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 8). В 1938 в махалле насчитывалось 376 верующих. После войны мечеть была разобрана, и на ее месте построен магазин.
2-я соборная мечеть действовала с 1877 (или 1879), когда был организован 2-й приход (см. Мечеть Соборная «Таш мәчет» в Альметьевске). 3-я соборная мечеть 3-го прихода была построена в 1893 (или 1896) по проекту № 77, утвержденному в июле 1893 Самарским губ. правлением. В 1900 при ней открыто медресе. В 1905 в махалле насчитывалось «165 дворов с 249 душами мужского и 304 женского пола» (в 1908 – 334 и 321 соотв.). В 1898 первым муллой был избран Нургаяз Хузяханов (11.4.1870–?); в 1913 – Мухаметфатих Камалетдинов (1883–1922); в 1924 – Анас Шигабутдинович Мирасов (13.9.1857–?). С 1905 в мечети служил также муэдзин Ашраф Хасанов (13.9.1877–?). В 1908 в махалле проживали 334 мусульманина и 321 мусульманка. После установления советской власти здание мечети было закрыто, имамы репрессированы. В 1928 разрушен минарет мечети, в здании размещена школа.
Проекты 2 утраченных соборных мечетей сохранились в архиве Самарского губ. правления. Проекты мечетей были разработаны в 1903 в связи с составлением нового «Плана урегулирования села» после пожара в 1901, уничтожившего все мечети. В плане, составленном в Самарском чертежном управ-нии А. Санаевым, были отведены участки для постройки мечетей. В соответствии с требованиями Российского строит. устава, мечети должны были размещаться на площадях, в то время, как для татар. мечетей традиционной являлась угловая постановка на пересечении главной улицы и переулка. Однако по Губ. генеральному плану обе деревянные мечети предполагалось поставить на площадях. На одной из них, прямоугольного очертания, занимавшую юго-западную часть квартала, была поставлена 1-я мечеть. Она находилась с юго-восточной стороны ручья ближе к кладбищу и была обращена к улице со старым названием «Зират урамы» (позднее ул. 1 Мая, ныне ул. Баруди). Вплоть до послевоенного времени здесь стояла деревянная мечеть, воспоминания о к-рой еще хранятся в народной памяти. В советское время мечеть была разрушена, на ее месте построен магазин.
Другая площадь, спроектированная на месте существовавшей, так и не была приведена в регулярный вид и до наших дней сохранила неправильные очертания. На ней была построена мечеть 3-го прихода, к-рая находилась не на том месте, где предполагалось планом, а ближе к главной ул. Олы Урам (ныне ул. Советская) и, по воспоминаниям старожилов, на пересечении ее с совр. ул. Баруди. Скорее всего, именно здесь и стояла прежняя мечеть, сгоревшая при пожаре. Любопытно отметить, что жилая застройка появилась в границах площади, вдоль пересекавшей ее дороги. Так, на северной стороне площади разместилась крупная усадьба Гали-бая, а напротив, неск. восточнее, каменные торговые палаты, к-рые не сохранились.
Обе мечети были построены из дерева, относились к типу мечети с минаретом на крыше. Согласно проекту, они имели схожее объемно-пространственное решение: к прямоугольному в плане объему мечети, крытому двускатной крышей, примыкали с двух торцов более низкие пристройки михраба и входных сеней, крытых также на 2 ската. Минареты были врезаны в конек крыши, располагаясь ближе к входу.
Первая мечеть была возведена из сруба в виде 6-стенника, ее объем разделялся поперечными перегородками на 3 неравных по площади анфиладных помещения. Двухмаршевая лестница в центре передней вела к расположенному над ней минарету. Другая лестница находилась в сенях, примыкая к передней, вела на чердак. Два молельных зала отапливались двумя печами, встроенными в перегородки. Продольные фасады, обшитые досками, по проекту были расчленены на 3 части пилястрами. Внутри здание было разделено перегородками на помещения в 2, в 2 и 3 окна с каждой стороны, в то время как фасады членились на прясла в 2, 3 и 2 оси окон. Окна в прямоугольных обрамлениях завершались треугольными сандриками в центре и полками на флангах. Центральные окна были украшены подоконными филенками. Немного пониженные сени выделялись на фасадах нарядными 3-частными окнами. Высокий 3-ярусный минарет состоял из кубического основания и двух 6-гранных верхних ярусов, освещенных с двух сторон. На уровне 2-го яруса спроектирован обходной балкон на консолях. Минарет завершался высоким 2-ярусным пирамидальным шатром под полумесяцем.
Вторая утраченная мечеть была спроектирована в виде сруба-пятистенка, поставлена на высокий цоколь и состояла из 2-х помещений (передней и молельного зала). Они были объединены между собой широким 3-частным проемом с арочными завершениями и отапливались двумя общими печами. Согласно проекту, центр. лестница в передней вела к расположенному над ней минарету. Длинная 3-маршевая лестница на чердак тянулась вдоль стен в сенях, справа от входа. Внутрення планировка нашла отражение на фасадах. Обшитый досками сруб разделялся лопатками на 2 части в 3 и 2 световые оси. Одинаково оформленные окна (в том числе сеней) в простых наличниках завершались накладными сандриками. Минарет представлял собой низкий 8-мигранный ствол, помещенный на кубическое основание и завершавшийся невысоким пирамидальным шатром под полумесяцем. Каждую грань ствола прорезали арочные оконца.
Облик утраченных мечетей отчасти дополняют описания местных жителей. Так, имеются сведения о том, что 2-я мечеть стояла на высоком белокаменном цоколе с многоступенчатой лестницей к входу со стороны продольного фасада. Неокрашенные стены здания были обшиты досками, их прорезали большие окна с фигурными узорчатыми наличниками. По другим воспоминаниям, в разные годы одна из мечетей была окрашена в зеленый, другая – в синий цвет.
По сведениям местного жителя Р. Калимуллина относящимся к 1939–40, из 3-х мечетей тогда только одна была с минаретом. Он был свидетелем того, как группа людей, опоясав минарет веревками, обрушила его на глазах у многих плачущих жителей села. В деревянных мечетях были размещены школы, в каменной – биб-ка. Из-за ветхости срубы 2-х мечетей были разобраны после войны, в 1950-е гг. их использовали в качестве дров.
Лит.: Мухаметшин Р. М. Мусульманские общины и учебные заведения в 18 – начале 20 века // Әлмәт–Альметьевск. К., 2003; Нугманова Г. Г. Архитектура Альметьевска: от старинного села к современному городу // Там же.
Д. Н. Тазиев, Г. Г. Нугманова, Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Альметьево села мечети утраченные
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии