Кама-Исмагилово села мечети

КАМА-ИСМАГИЛОВО CЕЛА МЕЧЕТИ. В нач. 20 в. действовали 3 соборные мечети. Приход (махал­ля) 1-й соборной мечети был известен со времени основания села в 1-й трети 18 в. Мечеть заново перест­раивалась в 1770, 1830, 1879–80. Мектеб при мечети работал с 1880. В 1905 в составе махалли насчитывалось 212 дворов с «604 душами мужского и 562 женского пола» (в 1908 – 633 и 619 соотв.). Из известных имамов и мударрисов 18 в. в мечети служили: Файзулла Юсупов (1700–?); религ. деятель, правовед Габдул Габделжалилов (Габделжалил ибн Ишмухаммед ал-Болгари) (1743–97), его надгробная эпитафия сохранилась на кладбище с. Кама-Исмагилово; Гайса Габделмазитов. В 1-й пол. 19 в. имам-хатибом был Гимадеддин Галиакберов (по указу от 1825), муэдзином – ​Нугман Гадельшин, уроженец д. Уразаево Азнакаевской вол. (по указам 1831, 1849). После Г. Галиакберова махаллю возглавил Шарафетдин Гайсин (1820 – ​после 1901) (по указу 1852), возможно, сын Гайсы Габделмазитова; 2-м имамом стал Ахметзян Мухаметсадыков (1842–27.8.1902) (по указу 1886); затем имам-хатибом служил его сын – ​Махмудельхади, обучавшийся в Бухаре и Каире и хорошо знавший араб. язык (19.1.1872–?) (по указу 1903); 2-м имамом при нем был Мухаметханиф Галяутдинович Уразгильдеев (6.5.1871–?) по указу 1906. Муэдзин с 1898 Габдулфаттах Мухаметсадыков (19.2.1863–?)
Мечеть 1-го прихода была закрыта постановлением ТатЦИКа от 10 марта 1932 на основании «ходатайства» Альмет. районного исполнительного к-та и общего собрания жителей села, состоявшегося 7 но­яб­ря 1931. Закрытие было приурочено к 14-й годовщине Октября. Здание мечети со спиленным минаретом было отдано под школу (НА РТ, ф. 732, оп. 6, д. 46); после войны разобрано из-за ветхости.
Вторая махалля была образована в 1883, деревянная мечеть открыта в 1886. Вместе с ней начал работать мектеб. В 1905 махалля объединяла 98 дворов с «275 душами мужского и 248 женского пола» (в 1908 – 304 и 275 соотв.). Первым имамом прихода был назначен муэдзин Габдулфаттах Габделвалеев (9.10.1842–?) (по указам 1883, 1886). После завершения стр-ва мечети жители села избрали имам-хатибом Сулеймана Гайнанова (8.1.1851–?); утвержден указом в 1886. Его сын – ​Габдрашид Гайнанов (около 1889–?), получивший указ в 1912, был последним имамом прихода.
Мечеть 2-го прихода была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 13 декабря 1939; здание со спиленным минаретом было передано под школу (НА РТ, ф. 873, оп. 2, д. 8); после войны разоб­рано по ветхости.
Третья махалля была основана в марте 1901 по просьбе жителей части села, находившейся на левом берегу речки Камка, которая весной сильно разливалась, и это препятствовало посещению мечети: один мост находился в двух верстах от деревни, другой затопляла вода. Сход жителей происходил в присутст­вии волостного старшины Бадретдина Абдрашитова и сельских старост Карима Бадикова, Ильяса Давлетшина. В августе 1902 было получено разрешение Самарского губ. правления на стр-во деревянной мечети. Она была возведена в 1903; в том же году открылся мектеб. В 1905 в махалле насчитывалось 79 дворов, в которых проживало «214 душ мужского и 209 женского пола» (в 1908 – 274 и 260 соотв.). Имам-хатибом был утвержден Мухаметхарис Мухаметшакирович Багманов (17.10.1876–?), вторым имамом Мухаметзаки Абдулфаттахов (около 1873–?); оба по указу 1903. Мухаметзаки хазрат в декабре 1924 был вынужден отказаться от должности имама и исполнял обязанности муэдзина. Мечеть 3-й махалли была закрыта в 1929; здание было передано под клуб и сгорело при неизвестных обстоятельствах; власти в этом безосновательно обвинили имамов 2-го прихода отца и сына Сулеймана и Габдерашита Гайнановых. Примечательно, что одна из сельских мечетей имела часто встречающееся в селах Альмет. р-на название Кзыл мэчет (Красная мечеть), другая – ​Махмуделхади по имени имама Соборной мечети 1-й махалли Махмуделхади Мухаметсадыкова. Как оказалось, его отец, имя к-рого упоминалось среди имамов 1-го прихода, Ахметзян Мухаметсадыков был суфийским шейхом (см. Суфизм). Он обучал учеников-мюридов, приходивших к нему из соседних деревень; в народной памяти сохранился топоним «мюридлар сукмагы» (тропинка мюридов).
В предрев. период был еще один учитель исламского вероучения – ​Кашап хазрат, к-рый внес свои личные сбережения в стр-во одной из мечетей в селе. Его жена – ​Таифа абыстай учила девочек араб. грамматике (умерла в 1934), сыновья – ​Мухаметгариф (вынужденно отказался от сана), Мухаметгата, Минхайдар были указными муллами в 1920-е гг. Кашап хазрат умер на глазах сельчан в 1918, когда ворвавшиеся в его дом красноармейцы сожгли все собранные им религ. книги.
По сведениям старожилов, в мечети 1-й махалли служил один из первых сельских мулл Юсуф, по-видимому, отец упоминавшегося выше Файзуллы Юсупова. По тем же сведениям, в с. Кама-Исмагилово жил религ. деятель, прозаик (автор книг) Закизян Ах­метгареевич Шагингараев (см. З. Шахгараев). Со­хранилась также память о построившем на свои средства одну из мечетей местном купце Шакир бае. У него был собств. магазин, каменное здание к-рого сохранилось до наших дней. В 1920-е гг. имамы и муэдзины Кама-Исмагилово были репрессированы и высланы из села, имущество конфисковано. Обратно вернулся только Мухамметхарис Багманов; несмотря на слепоту, он до конца своих дней оставался верующим, наизусть читал односельчанам суры из Корана. Имам мечети 1-й махалли Махмудельхади Ахметзянович Мухаметсадыков вместе с семьей был лишен имущест­ва и выс­лан из села. Их следы теряются в Средней Азии. Сын Махмудельхади хазрата, Габдулла Садыков (Мухаметсадыков) (1913–?), по воспоминаниям односельчан, отличался глубоким знанием Корана, читал на память стихи Г. Тукая; в 1945 был необоснованно осужден на 10 лет лагерей, позднее реабилитирован. В 1970-х гг. в селе неофиц. муллами были Сиразетдин хазрат, Ибрагим Фаттахов, Талип Хамидуллин, Мубаракша Файрушин (р. в 1882), Шарип Мингазов, Фаттахетдин Мубаракшин, Талибулла Хамидуллин, Ханиф Рахимов, Мухаметфаттах Галялетдинов и др.
В 1990-е гг. родственники бывш. хазрата Габдулхая Абсалямова передали его частный дом мусульманской общине. В ремонте здания участвовали жители села А. Фартдинов, Ш. Фатыхов и др. В нем до стр-ва новой мечети совершали намаз. Новая мечеть открыта 1.12.1995. Здание построено из сруба (сосна) по проекту арх. Е. Е. Петрова. В том же году мечеть была обнесена силикатным кирпичом. Она размещена в верхней части села, в понижении от основной улицы и примыкает к 3-му мусульманскому кладбищу. Ее терр. обнесена зеленой металлической оградой с воротами и калиткой, от к-рой вниз, от уровня улицы, ведет многоступенчатая лестница. Стойки калитки завершаются полумесяцами. Одноэтажный объем мечети представляет собой 6-стенник, поставленный на высокий бетонный фундамент. Здание построено по типу старинных татар. мечетей с минаретом на 2-скатной крыше, по центру ее конька врезан минарет. К нему, с 2 торцов примыкают более узкий и низкий михраб, под собств. 2-скатной крышей и такой же кирпичный тамбур. Плоскости фронтонов крыш основного объема и михраба обшиты панелями бирюзового и белого цветов в треугольных нишах. Выпуски бревен обложены кирпичом и в виде колонн разделяют плоскости продольных фасадов на 3 части: в одно окно – ​по центру и по 2 окна – ​на флангах. Карниз и фриз по всему периметру здания обшиты панелями. Окна заключены в белые прямоугольные наличники. 8-гранный минарет полностью обшит оцинкованным железом, его ствол разделен пояском и балкончиком на 3 яруса, завершается высоким конусообразным шатром со шпилем под полумесяцем. Верхний ярус за глухим ограждением балкончика, окрашенным в зеленый цвет, прорезан по каждой грани оконцами с резными деревянными наличниками по типу декора окон в татар. жилых домах. Цветовое решение здания гармонично, сочетает светло-серый (стены, минарет), зеленый (металлическая крыша, балкончик минарета, ограда), светло-бирюзовый (карниз, фриз, фронтон) и белый (ниши фронтона, наличники окон) тона.
Внутреннее пространство мечети разделено на вес­тибюль и молельный зал. Стены и потолок во всех помещениях целиком обшиты ровными рядами досок. Швы на потолке закрыты матичными балками. Слева от входа в молельный зал отделено помещение для женщин. Пристрой для михраба с внутр. стороны также обшит досками и отделен от основного зала широким прямоугольным проемом с обрамляющими его белыми панелями. В центре михраба устроено окно. Рядом стоит резной с фигурными балясинами деревянный минбар. Интерьер оформлен в едином стиле, сочетает естеств. цвет дерева с белым цветом деталей оформления. На фоне стен выделяется декор окон молельного зала, килевидная форма к-рых подчеркнута арочными обрамлениями, окрашенными в белый цвет. В простенках между окнами и по 2 сторонам от михрабной ниши развешаны панно из дерева с узорами татар. орнамента, созданными в технике интарсии, резьбы и выжигания. На их фоне выделяется белого цвета роспись с араб. каллиграфией. Вдоль стен стоят резные из дерева фигурные лавки и табуреты; справа от входа выделено пространство для занятий учеников медресе.
Вклад в стр-во мечети внесли: жители села – ​С. Хи­самов, А. Галиев, М. Арсланов, И. Валеев и др., а так­же НГДУ «Иркеннефть» (М. З. Тазиев), АО «Ка­ма» (И. Зарипов) и др. Мечеть находится на ул. М. Ф. Ис­кандарова, 1а.
Имам-хатибы (сведения предоставлены местными имамами): 1-й имам и 1-й азанчи – ​Габ­дулла Садыков (Мухамметсадыков) (1913–2004) (в 1995–2000); Шафагат Нуретдинов (2001–05; его предки до 12 поколения были имамами), Байрамбай Каримов (2005–10), Мунир Фатихов (2010–13), Камиль Галиев (2013–14), Абулаис Нургалиев (2014–17), Ильфат Фаттахов (с 2017).
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Мечеть в Кама Исмагилово. Общий вид

Вид на михраб

Интерьер молельной залы

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии