КУЛЬШАРИПОВО СЕЛА МЕЧЕТИ. В нач. 20 в. в селе действовали 2 соборные мечети. Первая мечеть была сооружена в 1747 (1749) одноврем. с основанием села, офиц. зарегистрирована в 1759. По док-там была заново отстроена в 1864–65; в 1869 при ней насчитывалось 339 прихожан. Мектеб при мечети был открыт в 1847. Позднее, в 1870 вместо мектеба было открыто медресе. Все религ. учреждения в татар. селах содержались за счет мусульманской общины. Лишь однажды, в 1907 уездное земство выделило средства на содержание медресе в Кульшарипово. В 1905 махалля объединяла «190 дворов с 567 душами мужского и 608 женского пола» (в 1908 – 648 и 654 соотв.).
В 1-й пол. 18 в. муллой 1-й мечети был Хужакул (Кузямкули) Аймяков (1691–1752). После него приход возглавлял Габдеррашид ибн Мухаммад (1747–1830), в 1777 переехавший в с. Шугурово (ныне в Лениногорском р-не). В своей книге «Асар» о нем писал Р. Фахреддин как об авторе богословских книг «Шәрхе Дҗами», «Төхвәтел-мөлек», «Ширгател-Ислам». Его сыновья Гыйсаметдин, Мугыйнетдин и Фаридеддин были имами. Последний – Ф. Муллин был имамом мечети 1-й махалли с. Бигашево (см. Бигашево села мечеть). В списке указных мулл с 1830 значится Тазетдин Фасахутдинов (Тазетдин бине Фәсахетдин бине Сөбханкол) (1790–1862), отец к-рого Фасахутдин был родным братом Сайфутдина Субханкулова – деда Р. Фахреддина. Сын Тазетдина – Мифтахутдин (1839–21.4.1902) служил в мечети муэдзином (указ 1864). В 1853 духовным лидером махалли стал бывш. гос. крестьянин д. Кара Чишма (Черный Ключ, ныне в Черемшанском р-не) Габдулшакур Габдулгафуров, исполнявший до этого обязанности младшего муллы. После смерти Тазетдина Фасахутдинова в 1863 на его место был избран выходец из крестьян д. Енаулово (ныне г. Янаул в Республике Башкортостан) Зигангир Шаяхметов (1837–?). Имамом с 1874 был Муртаза Фаткуллин, родом из д. Сеит Карлыгач (ныне Керлигач в Лениногорском р-не). Его в 1885 его заменил Галиулла Бикчантаев, уроженец д. Тубылгы Тау (ныне в Чистопольском р-не).
В конце 19 в. состав местного духовенства полностью изменился. Имам-хатибами служили: с 1897 – Сафуан Хусаинов (11.1.1871–?), родом из Ниж. Мактамы (его предки – имамы местной мечети), в 1911 вернулся в родное село, где стал имамом 1-й приходской мечети; в 1931 был репрессирован (см. Нижняя Мактама села мечети); с 1898 (по указу 1911) – Муртаза Ахметзянов (1864–?), служивший в мечети 2-м имамом. В январе 1922 он добровольно отказался от должности, однако, по невыясненным обстоятельствам, в июне того же года вернулся обратно в мечеть. В приходе нек-рое время имамами служили: с 1900 – Ахметзян Мухаметзарифов (1882–?), к-рый был переведен в мечеть 2-го прихода, а также его родственник Давлетхан Мингазетдинов (по указу 1913), вероятно, в том же 1913 был назначен в д. Кодашево (ныне в Бугульминском р-не). С 1903 новым муэдзином махалли, обладавшим правами имама, был сын бывш. азанчи Мифтахутдина Тазетдинова – Зыятдин Мифтахутдинов (3.12.1867–?).
Мечеть 1-го прихода, находившаяся в центре села (около совр. ДК), в народе получила название Олы юл мәчете (Мечеть у главной дороги). Была офиц. закрыта в 1929; минарет снесен в 1931; в здании размещена школа.
Вторая махалля была основана в 1909. Мечеть была построена по проекту, утвержденному Самарским губ. правлением 5 августа 1909. В 1910 был открыт мектеб. Первым указным имамом в 1910–20 был Ахметзян Мухаметзарифов. После его отставки имамом был избран Мухаметфатих Мухаметгалеев (1891–?), назначенный указом 1920. Муэдзином был избран Галимжан Гафиатуллин; в 1911 он, вместе с имамом мечети 1-й махалли Сафуаном Хусаиновым, был переведен в мечеть Ниж. Мактамы и служил там имамом во 2-й приходской мечети. Освободившееся место муэдзина по указу 1913 заняли Зиганша Мухаметзянов (1869–?) и его зять Фатих Ганиев, к-рый в июне 1926 заключил договор с советской властью об использовании мечети 2-й махалли в религ. целях. Впоследствии, в 1930, его с семьей лишили имущества и выселили из села.
Мечеть 2-й махалли в народе называлась Югары оч мәчете (Мечеть в верхней части села) и Чуашлар очындагы мәчет (Мечеть в чувашской части села). На общем собрании сельчан в окт. 1936 было решено передать здание избе-читальне, однако по нек-рым сведениям, она использовалась как фельдшерский пункт. Офиц. мечеть была закрыта постановлением Президиума ТатЦИКа от 2.1.1937. В 1921 после пожара, почти полностью уничтожившего село, осталась одна мечеть и неск. домов, расположенных рядом с ней. Сельчане восстановили сгоревшую мечеть в 1923, и к этому времени в селе вновь действовали 2 мечети. Однако вскоре начались гонения на имамов. В 1927 семьи мулл М. Ахметзянова (принудительно отказался от духовного сана), З. Мухаметзянова, З. Мифтахутдинова, Ф. Ганиева были лишены избирательных прав. Муэдзин Зиятдин Мифтахутдинов, чтобы избежать репрессий, раздал свое имущество бедным, сиротам и инвалидам; однако был выслан вместе с семьей в Челябинскую обл.; вернулся в село в годы войны и умер от голода. Отметим, что до рев-ции З. Мифтахутдинов был состоятельным человеком и отличался передовыми взглядами: выступал против царской политики в области просвещения инородцев, за что его в 1910 отстранили от должности. Построенный им (по воспоминаниям сельчан, он был искусным строителем) комплекс каменных зданий – жилой дом, магазин и амбар в центре села сохранился до 1980-х гг. Долгое время его использовали как зернохранилище колхоза «Морат». Муэдзин, служивший в мечети 2-го прихода, Зиганша Мухаметзянов, в 1931 был лишен имущества и выслан в Челябинскую обл. Он трагически погиб в 1946, после возвращения в родное село. В 1930–61 неофиц. муллами, по информации жителя села Нуретдина Садриева (р. в 1913), были Мугыйн Фаттахов – внук имама мечети 1-го прихода Тазетдина Фасахутдинова; затем недолгое время – Аюб хазрат; с 1962 – Габдулла Габдрахманов (р. в 1887): до рев-ции учился в медресе с. Альметьево у Х. Атласова); с 1972 – Рахматулла хазрат (фамилия неизвестна), приехавший из Сармановского р-на; с 1979 – Миннехужа Асылгареев (р. в 1900); с 1985 – уроженец с. Абдрахманово, выпускник Тайсугановского медресе Мухутдин Багаветдинов (р. в 1898). Слепой от рождения он прожил долгую жизнь (умер на 104 году жизни).
Офиц. новая мусульманская община в Кульшарипово была зарегистрирована в 1989. В мае этого же года было начато стр-во мечети на средства сельчан. Она была одной из первых мечетей, построенных в Альмет. р-не (другая построена в с. Ниж. Абдулово). Деревянный сруб (4-стенник) в виде обычного жилого дома, с пристроенными крыльцом и михрабом возведен собств. силами основателем махалли и новым имам-хатибом мечети (с 1990) Габдулахатом Габдрахмановым (сыном бывш. муллы Габдуллы Габдрахманова), Амиром Габбасовым и др. Средства на стр-во мечети были выделены сельчанами Госманом и Гумаром Шарафутдиновыми. В кон. 1990-х гг. здание мечети было реконструировано; пристроен кирпичный михраб. Кровля и ствол невысокого минарета, установленного на коньке крыши, покрыты оцинкованным железом. Скромный облик мечети отличался от рядовой сельской застройки только минаретом. Мечеть посещают в основном живущие поблизости прихожане преклонного возраста. Она находится на ул. Г. Тукая, 89.
В 1994 жители Кульшарипово приняли решение построить новую соборную мечеть. Один из инициаторов и организаторов стр-ва – Юлдуз Сафуанов (внук бывш. имама Сафуана Хусаинова). Проект был подготовлен альмет. ЗАО «Прокомп» (рук. А. Х. Хамидуллин), стр-во осуществляло объединение «Татнефтегазстрой» (рук. И. А. Володкин). Открытие мечети состоялось 3.6.2005. Она расположена на пересечении улиц Советская и Г. Тукая, недалеко от кладбища. Вход со стороны ул. Советская. Одноэтажное здание построено из красного облицовочного кирпича по архит. типу мечетей с пристроенным по оси здания (с южной стороны) наземным минаретом. Прямоугольный в плане объем включает входную часть, вестибюль и молельный зал. Продольные фасады прорезаны шестью окнами на восточной стороне и пятью окнами с запасным выходом на западной. Стрельчатая форма в завершении высоких окон подчеркнута обрамляющей их широкой полосой оштукатуренного в светло-зеленый цвет фриза, по периметру опоясывающего основной объем здания. Формы окон акцентированы белыми переплетами и ажурным геом. рисунком закрывающих их решеток. На окнах, со стороны входа, поверх решеток установлены полумесяцы золотого цвета. Углы здания отмечены кирпичными напусками. С южного торца здания пристроен более низкий и узкий михраб, к к-рому, примыкает кубовидное 8-гранное основание минарета по высоте на одном уровне с основным объемом мечети. Его высокий 6-гранный ствол в верхней части опоясан обходным металлическим балконом со сквозным ограждением и прорезан по граням оконцами. Ствол минарета завершается высоким пирамидальным шатром под полумесяцем на шаре. К другому торцу пристроен более низкий по высоте и узкий входной тамбур под 2-скатной крышей. К нему примыкает крыльцо также под 2-скатной выносной крышей (фронтон обшит белым пластиком), покоящейся на 2 узких колонках, стоящих на боковых стенках ступеней, к-рые ведут в здание. На стене около входа установлена табличка с надписью «Центральная мечеть деревни Кульшарипово». Вальмовая крыша основного объема здания, двускатные крыши михраба, тамбура, крыльца и шатер минарета крыты темно-зеленого цвета кровлей. Строгое оформление здания, в цветовом решении к-рого сочетаются темно-зеленый, кирпично-красный и белый цвета, соответствует облику татар. традиционных мечетей. Светло-зеленый фриз контрастно оживляет внешний облик мечети.
Внутренние стены мечети оштукатурены в светло-зеленый цвет. В вестибюле размещены вспомогательные помещения. Светлый и просторный молельный зал оформлен строго и лаконично. Основной акцент в его оформлении сделан на дизайнерские формы оконных занавесей. В центре зала выделяется арочная форма проема по всей ширине михраба, в центре к-рого размещена дверь, выходящая на лестницу минарета. Тут же стоит резной с фигурными балясинами минбар. В зале отведено место для занятий шакирдов. Все здание обнесено глухим серым металлическим забором с одинаковым шагом темно-зеленых стоек. Мечеть находится на ул. Советская, 47.
Имам-хатибы мечети: Габделахат Габдрахманов (2005–06), Ильгиз Насыбуллин (с 2007).
Лит.: Загиров Б. По столбовой дороге Казань-Оренбург. Очерки по истории Альметьевского района. Альметьевск, 2017.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Кульшарипово села мечети
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии