АБДРАХМАНОВО СЕЛА МЕЧЕТИ. Первая неофиц. махалля (приход) появилась одноврем. с основанием села; в нач. 20 в. было 2 махалли и 2 соборные мечети. По архивным источникам, деревянное здание мечети было возведено в 1749. Название села связано с именем его основателя, первым духовным лидером мусульманской общины, одним из видных шакирдов (учеников) Тайсугановского медресе, каллиграфа, резчика по камню Габдрахмана Бикмухаметова (1678–1751). По рассказам с тарожилов, он проповедовал у себя дома, выполнял религ. обряды; выбрал место для сельского кладбища, где сохранилась его могила с эпитафией. Автор надгробия – его сын, резчик по камню и каллиграф Габдерахим ибн Габдрахман. На сельском кладбище находится также надгробие внука Г. Бикмухаметова – имама Гисматуллы (1796–1866). Другой его внук – Габдерахимов Габдессалям, муфтий Оренбургского Магометанского Духовного Собрания.
По архивным док-там, в селе в 1795 была одна мечеть. После образования в 1848 офиц. 1-й махалли ее здание было перестроено в том же году, а также в 1869. В 1860 при мечети было открыто медресе. Р. Фахреддин в своем труде «Асар» написал, что в 1850-х гг. Абдрахмановскую мечеть построил на свои средства осуществлявший торговые дела в Бугульминском у. казан. купец и предс. Казан. городской ратуши Татар. слобод Миннебай ибн Абдуррашид ибн Юсуф (известен как Ибне Ахмед). О нем сообщается: «... построил мечети в селах Кичучатово, Абдрахманово, Тайсуганово… и в селе Нижние Чершилы было одно его медресе…» (умер в 1859). В 1865 мечеть сгорела. 31.8.1867 жители села составили прошение о стр-ве новой соборной мечети на месте сгоревшей. Примечательно, что более 100 жителей поставили подписи в виде тамги, 6 чел. – арабским письмом. К прошению было также приложено описание мечети, внешний вид и внутр. уст-во к-рой должны были быть сделаны по образцу проекта сгоревшей мечети. Ее предполагалось возвести на личные средства жителя села Исхака Исмагилова. 27 ноября 1869 Самарское губ. правление утвердило проект, в том же году мечеть построили. С 1860 в селе действовало медресе. По архивным данным, в 1-й махалле с. Абдрахманово в 1905 числилось 283 двора, 753 «души» мужского и 725 – женского пола (для сравнения: в 1795 в 54 дворах проживало 181 и 186, в 1908–814 и 810 «душ» соотв.).
В 19 в. среди известных духовных лидеров села были: имам-мухтасиб мечети Габделмуэмин Габделракипов (Габделмуэмин бин Габделракип бин Габдрахман) (1804, с. Абдрахманово – 1874, Казань). Обучался в медресе Байрака (ныне в Ютазинском р-не) у мударриса Губайдуллы ибн Ибрагима. Выполнял обязанности сельского имама, по назначению своего односельчанина, верховного муфтия Г. Габдерахимова проповедовал содержащимся в Бугульминской тюрьме мусульманам, оказывал благотворит. помощь. С 1833 по рекомендации муфтия имам 5-й соборной мечети Казани (ныне Галеевская мечеть); затем имам мечети в Пороховой слободе Казани. Его сын – известный каллиграф, резчик по камню, оформивший большое кол-во эпитафий на кладбищах Казани и окрестных деревень, Габдельбари Муэминов. Служил имамом в Пороховой мечети Казани. Имамы: Гильман Абдрашитов (1811–?); с 1838 – Габдулхаким Габдулмуэминов, сын Габдулмуэмин хазрата; в 1864 был избран 2-й имам Шагивали Абдуллин, из гос. крестьян д. Черный Ключ Мензелинского у. После смерти Габдулхаким хазрата в 1887 были избраны: имам-хатиб – Муртаза Габдулгафуров, 2-й мулла – его сын, Ахметлатып Муртазин (1865–?). Муэдзинами мечети были: с 1832 – Муса Забиров, с 1872 – его сын, Габбас Мусин (1836–27.4.1921), получивший образование в медресе с. Зай-Каратай (ныне Лениногорского р-на) у мударриса Фахреддина Курбангалина.
В нач. 20 в. в 1-й махалле сменился состав священнослужителей: в 1903 имам-хатибом мечети, называвшейся Карабаш очындагы мәчет (Мечеть со стороны с. Карабаш), был назначен Ахметшариф Муртазинович Мулюков (5.3.1871–?), к-рый преподавал по новому методу, включив в программу обучения математику, географию, землемерие. В ноябре 1912 жителями села был избран 2-й мулла – Ахметзакир Муртазинович Мулюков (около 1878–?). Оба брата получили образование в медресе д. Тумутук (ныне Азнакаевского р-на): Ахметшариф – у мударриса Ахметлатыпа Габдуллатыпова, Ахметзакир – у его сына, Сеитмухамета Ахметлатыпова. В декабре 1920 имамами Абдрахмановской мечети были назначены Хасан Ахметсафин (1856–?) и Мухаметшафик Багманов. Мечеть 1-й махалли была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 16 мая 1939; в здании размещена школа.
Вторая махалля была создана 17 мая 1902. В присутствии сельских старост (Усмана Багманова, Мустафы Абдулвалеева) 108 домохозяев села постановили создать свой самостоятельный приход и построить 2-ю соборную мечеть. В декабре того же года они представили в Самарское губ. правление проект деревянной мечети, к-рый был утвержден в январе 1903. Здание было построено в 1907. Однако во время пожара, случившегося в селе в 1911, оно сгорело. В 1915 была сооружена новая мечеть по проекту, утвержденному Самарским губ. правлением в январе 1914. При мечети действовало медресе. В 1908 в махалле числилось 350 мусульман и 320 мусульманок.
В 1907 были утверждены: имам-хатиб мечети, называвшейся Әлмәт очындагы мәчет (Мечеть со стороны с. Альметьево), – из рода Уразметова Надыра, дворянин Мухаммади бин Арслангали Надиров (6.2.1883–?), к-рый преподавал по новой джадидистской (реформированной) методике обучения; муэдзин – Мухаметшарип Мухаметзянов (1878–?). После отказа от своей должности 24 октября 1924 новым имамом в махалле был избран Хасан Ахметсафин. Постановлением ТатЦИКа от 2 июня 1936 мечеть прихода была закрыта, в здании размещена изба-читальня; позже – клуб. Еще одной причиной закрытия мечети послужило то, что в 1935 был начислен явно завышенный налог – страховка, к-рую прихожане были не в состоянии выплатить, а также за неуплату ее в срок был наложен незаконный арест на имущество мутаваллия (попечителя благотворит. учреждения).
В годы советской власти мулл принуждали отказываться от своих обязанностей; часть из них была репрессирована. 14 июня 1926 служителями 1-го (Мухаметсафа Садретдинов, Фахразый Габбасов) и 2-го (Мухаммади Надиров) приходов был подписан договор о пользовании культовыми зданиями. После закрытия обеих мечетей подпись об ознакомлении с данным решением властей поставил сельский мутавалли Гани Бахтигалиев. В 1930 от духовного сана вынужденно отказались муллы Хасан Ахметсафин, Шарип Мухаммадиев. Религ. обряды осуществлялись втайне. В их проведении участвовал слепой от рождения житель села Мухутдин Багаветдинов, обучавшийся ранее в Тайсугановском медресе. Неофиц. муллой был Хусаин Хасанов и др. Полумесяц от разрушенного минарета одной из мечетей долгие годы хранил у себя Муджахит-абый.
В кон. 20 в. был поставлен вопрос о стр-ве новой соборной мечети. Инициаторами ее возведения выступили: Фахразый Фархетдинов, Макарим Шавалиев, Гумер Ахметкаримов, Инсаф Муллагулов и др., внесшие посильную лепту в ее стр-во. Мечеть открыта в 1994. Автор проекта Н. З. Файзетдинов. Ее здание расположено на центр. ул. Советская, с отступом от красной линии. Мечеть, построенная из серого силикатного кирпича и после реконструкции в 2010-е гг. оштукатуренная в бежевый цвет, по своей архитектуре соответствует традиционному типу татар. мечети с минаретом на крыше. На юго-западном торце одноэтажного прямоугольного в плане здания выступает в форме ризалита прямоугольный объем михраба, более низкого по высоте и имеющего собственное двускатное покрытие. В центре его объема прорезано окно. С другого торца здания, где находится главный вход, пристроен тамбур с отд. двускатной крышей и освещающими его по двум сторонам окнами. К нему ведет пристроенное (после реконструкции), высокое, огороженное с двух сторон крыльцо со стенками из темно-зеленого и синего пластика. Оно крыто более низкой, собственной 2-скатной крышей, за к-рой проглядывает фронтон тамбура, прорезанный широкой аркой оконного проема в форме полумесяца. Семь окон арочной формы (6 из них освещают помещение молельного зала) на фасаде основного объема здания обрамлены чуть выступающими за плоскость стен наличниками коричневого цвета. Наверху они акцентированы декором в виде белого замкового камня, внизу – подоконной перемычкой красно-кирпичного цвета (так же оформлены оконные проемы и ниши на других фасадах). Над окнами проходит карниз в виде узорной полосы такого же цвета, составленный из мотивов повторяющихся широколопастных арок. Окна снаружи закрыты узорными решетчатыми переплетами. Высокий изящный минарет с шатровым завершением врезан в конек крыши со смещением в сторону входа. Его ствол и шатер обшиты оцинкованным железом. Восьмигранное тулово минарета разделено на 2 яруса обходным балкончиком с ажурным ограждением. Высокий пирамидальный шатер увенчан шпилем с двумя шарами под полумесяцем.
Внутр. пространство мечети также соответствует планировке татар. сельских мечетей с вестибюлем (для вспомогательных помещений) и молельным залом. Из вестибюля в сторону основного входа устроен запасной выход. Из него также можно попасть в отд. помещение для моления женщин, к-рое со стороны молельного зала открыто широким проемом и перегорожено невысоким деревянным решетчатым ограждением. Ниша михраба выделена полуциркульной аркой, здесь же находится окрашенный в зеленый цвет деревянный минбар. Стены зала оштукатурены в светло-зеленый цвет, его оформление лаконично; развешаны шамаили. При мечети работает медресе, к-рое находится в отд. здании на общей терр., огороженной ажурным металлическим забором с кирпичными стойками. Интерьеры медресе оформлены орнаментальными цветными витражами на створках дверей, фотообоями с изображениями знаменитых мечетей, стрельчатыми нишами и пилястрами на плоскостях стен учебной комнаты и др.
Спонсоры и организаторы стр-ва мечети: ОАО «Татнефть» (Ш. Ф. Тахаутдинов), предс. колхоза «Ярыш» С. С. Ахтямов, Миннебаевский газоперераб. з-д (Х. С. Камалов), «Иркеннефть» (М. З. Тазиев), а также жители села.
Имам-хатибы мечети: Макарим Шавалиев (1994–96), Ильмир Харисов (2002–21), Нафис Каюмов (с 2021). Мечеть находится на ул. Советская, 80.
Лит.: Марджани Ш. Мөстәфадел-әхбәр фи әхвали Казан вә Болгар. К., 1989. С. 222; Габдельбари // Татарская энциклопедия. Т. 2. Казань, 2005; Фахреддин Р. Асар. В 2-х т. К.: Рухият, 2009.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Абдрахманово села мечети
Мечеть в с. Абдрахманово после реконструкции
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии