Альметьевский район

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ РАЙОН рас­по­ло­жен на Юго-Востоке Рес­пуб­ли­ки Та­тарс­тан, вхо­дит в ее Юго-вос­точ­ную экон. зо­ну. За­ни­ма­ет пл. в 2500,2 кв. км. Гра­ни­чит на вос­то­ке с Аз­на­ка­евс­ким, на юге – ​с Бу­гуль­минс­ким и Ле­ни­но­горс­ким, на за­па­де с Но­во­шеш­минс­ким и Че­рем­шанс­ким, на се­ве­ре – ​с За­инс­ким, Ниж­не­кам­ским, Сар­ма­новс­ким ра­йо­на­ми.



Въездной знак со стороны Бугульминского района. Октябрь 2018. Фото Э. Харрасовой

ОС­НО­ВАН 10 августа 1930. В 1959 р-н был рас­ши­рен за счет час­ти уп­раздненного Ак­ташс­ко­го ра­йо­на, в 1963 – ​Аз­на­ка­евс­ко­го, час­тей За­инс­ко­го, Но­во­шеш­минс­ко­го, Пер­во­майс­ко­го р-нов. В январе 1965 Аль­мет. сельский р-н пре­об­ра­зо­ван в Аль­мет. р-н, его терр. умень­ши­лась из-за от­де­ле­ния час­ти терр. и при­со­е­ди­не­ния к Аз­на­ка­евскому р-ну (15 сельских со­ве­тов). В 1972 к вновь об­разованному За­инскому р-ну отош­ли Бу­ха­райский, Но­воспасский, Са­ва­ле­евский, Свет­ло­о­зерский, Тю­ге­евский сельсоветы.
В 2019 в ра­йон вхо­ди­ли г. Аль­меть­евск (центр), пгт Ниж­няя Мак­та­ма вмес­те с Ти­хо­нов­кой, 35 сельских по­се­ле­ний (99 нас. пунк­тов): Абд­рах­ма­новское (Абд­рах­ма­но­во), Аль­мет. (п. Мо­ло­деж­ный, сс. Бу­тинс­кое лес­ни­чест­во, Дер­бе­день), Ап­па­ковское (Ап­па­ко­во, Иль­тень-Бу­та, Вла­ди­ми­ров­ка, Рож­дест­вен­ка), Баг­ряж-Ни­кольское (Баг­ряж-Ни­кольс­кое, Даль­няя Ива­нов­ка, Ма­лый Баг­ряж), Биш­мун­чинское (Биш­мун­ча, Ак-Чиш­ма, Ка­ма-Ел­га, Бах­ча­са­рай, Кзыл Ки­чу), Бо­рис­кинское (Бо­рис­ки­но, Доб­ро­мыш, Бе­ре­зов­ка), Бу­тинское (Бу­та), Ва­силь­евское (Ва­силь­ев­ка, Улак­лы Чиш­ма), Верх­не­ак­таш­ское (Верх­ний Ак­таш), Верх­не­мак­та­минское (Верх­няя Мак­та­ма, Тук­тар), Ел­ховское (Ел­хо­во), Ер­су­бай­кинское (Ер­су­бай­ки­но, Но­вая Елань), Ка­лей­кинское (Ка­лей­ки­но, Са­бан­че), Ка­ма-Ис­ма­ги­ловское (Ка­ма-Ис­ма­ги­ло­во), Ки­чуйское (Ки­чуй, На­гор­но­е), Ки­чу­ча­товское (Ки­чу­ча­то­во), Кле­мен­тей­кинское (Кле­мен­тей­ки­но, Баг­ряж, Но­вая Чиш­ма, По­лян­ка), Ку­зай­кинское (Ку­зай­ки­но), Куль­ша­ри­повское (Куль­ша­ри­по­во), Лес­но-Ка­лей­кинское (Ка­лей­ки­но и Куль­ша­ри­по­во п. ж.-д. стан­ций), Ма­меть­евское (Ма­меть­е­во, Чу­па­е­во, Са­мар­канд), Мин­ни­ба­евское (Мин­ни­ба­е­во, Мин­ни­ба­е­во п. ж.-д. стан­ци­и), Ниж­не­аб­ду­ловское (Ниж­нее Аб­ду­ло­во, Кзыл Кеч), Но­во­ка­ши­ровское (Но­вое Ка­ши­ро­во, Би­ка­саз, Ак-Чиш­ма, Бол­гар‑1), Но­во­на­ды­ровское (Но­вое На­ды­ро­во), Но­во­ни­кольское (Но­во­ни­кольск, Хо­лод­ная по­ля­на, Иш­ти­ряк, Бол­та­е­во, За­вод, Ка­мен­ка, Ма­лый Шу­ган, По­таш­ная по­ля­на, Сос­нов­ка), Но­вот­ро­ицкое (Но­вот­ро­иц­кое, Ше­гур­ча), Русс­ко-Ак­таш­ское (Русс­кий Ак­таш, стан­ция Ак­таш), Си­рень­кин­ское (Чу­вашс­кое Си­рень­ки­но, Кителга, Русс­кое Си­рень­ки­но), Ста­ро­ми­хай­ловское (Ста­рая Ми­хай­лов­ка, Кась­ки, Бай­лар, Бол­гар‑2, Гуль­бак­ча, Ирек­ле, Му­гез­ле Ел­га, На­рат­лы, Юка­ле), Ста­ро­сур­кинское (Ста­рое Сур­ки­но, Но­вое Сур­ки­но), Су­ле­евское (Су­ле­е­во, Но­вая Ми­хай­лов­ка, Сал­кын Чиш­ма, Ур­са­ла­баш, Шар­ла­ма), Тай­су­га­новское (Тай­су­га­но­во), Яма­шинское (Яма­ши, Ро­ка­ше­во, Крас­ная гор­ка), Ямашское (Ямаш, Зай-Чиш­ма, Бе­ре­зов­ка, Но­лин­ка, Пет­ров­ка).



Нац. сос­тав (2017): та­та­ры – ​57,3%, русс­кие – ​30,8%, чу­ва­ши – ​6,8%, морд­ва – ​2,2%.
Ис­то­рия за­се­ле­ния. Ос­во­е­ние че­ло­ве­ком Восточного За­камья, в к-рое вхо­дит терр. ны­нешнего Аль­мет. р-на, при­хо­дит­ся на каменный век (ок. 40–10 тыс. лет до н. э.). Ос­новными за­ня­ти­я­ми лю­дей бы­ли охо­та и со­би­ра­тельст­во, пос­те­пен­но бы­ли изоб­ре­те­ны лук и ст­ре­лы, ме­ня­лись жи­ли­ща от вре­мен­ных пост­ро­ек из жер­дей, бив­ней ма­мон­та, шкур жи­вот­ных до со­о­ру­же­ний на­земного и по­лу­зем­ля­ночного ти­па, с по­ме­щав­ши­ми­ся внут­ри них оча­га­ми. В пе­ри­од с 10 до 6 тыс. лет до н. э. ос­новными за­ня­ти­я­ми ста­но­вят­ся зем­ле­де­лие и скот-во, воз­ни­ка­ют та­кие ре­мес­ла, как пря­де­ние, ткачество, из­го­тов­ле­ние гли­ня­ной по­су­ды. В 16–15 вв. до н. э. в Вост. За­камье раз­ви­та ар­хе­ол. сруб­ная куль­ту­ра. В пре­де­лах ны­нешнего Аль­мет. р-на вы­яв­ле­но 34 па­мят­ни­ка этой куль­ту­ры, сре­ди них Абд­рах­ма­новс­кая пер­вая сто­ян­ка, Аль­меть­евс­кая сто­ян­ка, Даль­не­я­ма­шинс­кая сто­ян­ка I, II; Доб­ро­мышс­кие сто­ян­ки, I-е Зай­чиш­минс­кое по­се­ле­ние и I-й Верх­не­ак­ташс­кий мо­гиль­ник, Кзыл­кеч­ское по­се­ле­ние, Ки­чуйс­кая сто­ян­ка, Ку­зай­кинс­кая пер­вая сто­ян­ка, Ниж­не­мак­та­минс­кая сто­ян­ка.
В 14 в. до н. э. срубное население сме­ни­лось пле­ме­на­ми чер­кас­кульс­кой куль­ту­ры. В Аль­мет. р-не она предс­тав­ле­на па­мят­ни­ком «Ши­хан». В пос­ледней чет­вер­ти 2 ты­ся­че­ле­тия до н. э. расп­рост­ра­ни­лась и сус­кан­ско-лу­говс­кая куль­ту­ра эпо­хи брон­зы, к-рая пред­став­ле­на Дер­бе­денс­ким кла­дом брон­зо­вых из­де­лий. К кон. 2 – ​нач. 1 ты­ся­­че­ле­тия до н. э. про­ис­хо­дит сме­на куль­турных тра­ди­ций, связанных с про­ник­но­ве­ни­ем на терр. Восточного За­камья но­вой вол­ны при­уральского населения, от­но­ся­щей­ся к мак­ла­ше­евс­кой куль­ту­ре.
В 9–8 вв. до н. э. на терр. Вост. За­камья эпо­ха брон­зы сме­ня­ет­ся эпо­хой раннего же­ле­за, к-рая про­дол­жа­ет­ся до сред­не­ве­ковья. В осн. она предс­тав­ле­на па­мят­ни­ка­ми анань­инс­кой и пь­я­но­борс­кой куль­тур, к-рые ос­та­ви­ли пле­ме­на фин­но- и уг­ро­язычного населения. Данная эпо­ха ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­яв­ле­ни­ем го­ро­дищ. Ук­репленные по­се­ле­ния сви­де­тельст­ву­ют о су­щест­во­ва­нии уг­ро­зы на­па­де­ний со­се­дей. В это вре­мя про­ис­хо­дит бурное раз­ви­тие про­из­водств. сил. Ос­новная часть Восточного За­камья в 7–4 вв. до н. э., как пред­по­ла­га­ют, ос­во­и­ли пле­ме­на ира­но­язычных сав­ро­ма­тов. Яв­ля­ясь на­ро­дом с ти­пично ко­че­вым об­ра­зом жиз­ни, они не ос­та­ви­ли пос­ле се­бя по­се­ле­ний, и куль­ту­ра их из­вест­на по ма­те­ри­а­лам кур­ганных мо­гиль­ни­ков. Один из них был отк­рыт у пгт Ниж­няя Мак­та­ма Аль­мет. р-на. С пос­ледней чет­вер­ти 4 в. н.э. Восточное За­камье ока­за­лось вов­ле­че­но в про­цесс «ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов». В ре­зуль­та­те внед­ре­ния в сре­ду пь­я­но­бор­цев приш­лых – ​тюркских, угорских, сар­ма­то-аланских пле­мен в северо-восточной час­ти ре­ги­о­на сло­жи­лись ма­зу­нинс­кая и азе­линс­кая ар­хе­ол. куль­ту­ры.
Кар­динальные из­ме­не­ния в сос­та­ве населения Восточного За­камья про­и­зош­ли в Тюркскую эпо­ху (6–8 вв.). В этот пе­ри­од до­воль­но плот­ной мас­сой на ле­во­бе­режье Ка­мы про­жи­ва­ли пле­ме­на имень­ковс­кой куль­ту­ры. В басс. рек Шеш­ма, Ик, Зай об­на­ру­же­но бо­лее 50 се­лищ и го­ро­дищ, да­ти­ру­е­мых 2-й пол. 6–7 вв., на терр. Аль­мет. р-на на­хо­ди­лись I, II Но­во­тро­иц­кие, Кзыл­кечс­кие (пра­во­бе­реж­ны­е) II, III; Ямаш­ское се­ли­ща, Кле­мен­тей­кинс­кий, По­лян­кинс­кий комп­лекс. Ар­хе­ол. па­мят­ни­ки сви­де­тельст­ву­ют об осед­лом об­ра­зе жиз­ни лю­дей. Это бы­ло первое население края, ос­но­вой хоз-ва к-ро­го яв­ля­лось пашенное зем­ле­де­лие. Этнич. при­над­леж­ность имень­ковского населения ос­та­ет­ся спор­ной и до кон­ца не­вы­яс­нен­ной. В 7 – ​нач. 8 в. оно ак­тив­но кон­так­ти­ро­ва­ло с пле­ме­на­ми куш­на­рен­ковс­кой куль­ту­ры, к-рых счи­та­ют про­то­венг­ра­ми или уг­ро-мадь­я­ра­ми, а за­тем ими же бы­ло ас­си­ми­ли­ро­ва­но или вы­тес­не­но из Восточного За­камья. В 9 в. ос­новная мас­са уг­ров-мадь­яр по­ки­ну­ла бе­ре­га Вол­ги и Ка­мы из-за пос­то­янных на­бе­гов пе­че­не­гов и про­ник­но­ве­ния сю­да бул­гарских пле­мен с юга. В ко­нечном сче­те, мадь­я­ры на бе­ре­гах Ду­ная ос­но­ва­ли свое гос-во – ​нынешняя Венг­рия. Ос­тав­ша­я­ся в За­камье часть уг­ров-ко­чев­ни­ков при­ня­ла ак­тивное учас­тие в фор­ми­ро­ва­нии волжских бул­гар.
С соз­да­ни­ем в Среднем По­волжье в 9–10 вв. 1-го ран­не­фе­о­дального гос-ва – ​Волжской Бул­га­рии, терр. Восточного За­камья пе­реш­ла под его про­тек­то­рат. Восточная гра­ни­ца по­се­ле­ний волжских бул­гар про­хо­ди­ла пре­им. по р. Шеш­ма. На пре­об­ла­да­ю­щей же час­ти терр. Восточного За­камья про­дол­жа­ли оби­тать угорские (мадь­ярские) по­лу­ко­че­вые пле­ме­на (бадж­гар­ды, мад­гар­ды, мад­жа­ры). Юго-вос­точ­нее их рас­по­ла­га­лись тюркские ко­чевья: в 9–10 вв. – ​пе­че­не­гов, с кон. 10 в. – ​кып­ча­ков и ки­ма­ков. Они ис­поль­зо­ва­ли Бу­гуль­минское пла­то в ка­чест­ве лет­них паст­бищ – ​ай­лау, а зи­мо­вать от­ко­че­вы­ва­ли в ни­зовья Сыр­дарьи, Вол­ги и При­а­ралье. Меж­ду ни­ми и бул­га­ра­ми су­щест­во­ва­ли дру­жественные от­но­ше­ния, зак­лю­ча­лись бра­ки. На еже­годных осенних яр­мар­ках ко­че­вое население Восточного За­камья об­ме­ни­ва­ло про­дук­ты скот-ва и охо­ты на из­де­лия бул­гарских ре­мес­лен­ни­ков (пред­ме­ты во­о­ру­же­ния, охо­ты, конского сна­ря­же­ния, бы­та и т. д.).
В сер. 13 в., пос­ле за­во­е­ва­ния Волжской Бул­га­рии мон­гольскими ха­на­ми, Восточное За­камье зна­чи­тель­но тюр­ки­зи­ру­ет­ся за счет при­то­ка боль­ших групп зо­ло­то­ор­дынских та­тар. Оно ста­но­вит­ся зо­ной ко­че­ва­ния зо­ло­то­ор­дынского степного населения. В адм. пла­не ре­ги­он вхо­дил в сос­тав Улу­са Джу­чи. В этот пе­ри­од в крае ак­тив­но идут про­цес­сы му­суль­ма­ни­за­ции населения, при­вед­шие к ск­ла­ды­ва­нию свое­об­разной чия­ликс­кой куль­ту­ры. Па­мят­ник этой куль­ту­ры вы­яв­лен вблизи с. Ел­хо­во.
Рас­пад Улу­са Джу­чи в нач. 15 в. на ряд са­мос­тоя­тель­ных ханств и вла­де­ний на­ру­шил по­лит. ста­биль­ность в Вол­го-Уральском ре­ги­о­не. Пос­ле рас­па­да Зо­ло­то­ор­дынского гос-ва За­камье яв­ля­лось терр. Но­гайс­кой Ор­ды, у к-рой не бы­ло чет­ко обоз­наченной гра­ни­цы с Ка­зан. ханст­вом. Пра­во­бе­режные ра­йо­ны Ка­мы бы­ли зо­ной, конт­ро­ли­ру­е­мой Но­гайской Ор­дой. Час­тые меж­доу­собные вой­ны и пос­то­янная во­ен. опас­ность при­ве­ли к сок­ра­ще­нию чис­ла осед­лых по­се­ле­ний в Восточном За­камье и пе­ре­хо­ду зна­чи­т. час­ти осед­ло­го населения к по­лу­ко­че­во­му об­ра­зу жиз­ни и хо­зяйст­во­ва­ния. Осед­лые жители тех мест под­чи­ня­лись ха­ну, а прост­ранст­во меж­ду их поселениями и близ­ле­жа­щи­ми участками обрабатываемой земли на­хо­ди­лось в рас­по­ря­же­нии но­гайс­ких би­ев, к-рые при­го­ня­ли сю­да на летние паст­би­ща свои ста­да.
Во 2-й пол. 16 в., пос­ле за­во­е­ва­ния Ка­зан. ханст­ва, пле­ме­на, про­жи­вав­шие в среднем те­че­нии р. Ка­ма и нижнем те­че­нии р. Бе­лая (гай­на, уран, бу­ляр, бай­лар, ирых­ты, ка­ра-та­бын, та­нып и др.), доб­ро­воль­но при­ня­ли русск. под­данст­во. На ос­но­ва­нии царских жа­лованных гра­мот при­со­е­ди­нив­ши­е­ся пле­ме­на сох­ра­ня­ли свои земельные вла­де­ния, ре­ли­гию, при этом обя­за­лись пла­тить ясак (на­лог) и нес­ти во­енную служ­бу. Та­ким об­ра­зом, за­падная терр. ны­нешнего Аль­мет. р-на ока­за­лись на восточных ок­ра­и­нах Русск. гос-ва, в сос­та­ве Ка­зан. во­е­водст­ва, к-рое в 60-х гг. 16 в. бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Ка­занс­кий уезд. Часть при­соединившегося населения было отнесено к баш­кирскому сословию (см. Башкирцы). В 1580 терр. отош­ла ко вновь об­разованному Уфим­ско­му уез­ду, де­лив­ше­му­ся на 4 адм.-терр. ед. – ​до­ро­ги (да­ру­ги) – ​Ка­занс­кую (в нее вош­ло Восточное За­камь­е), Осинскую, Но­гайс­кую и Си­бирскую. Каж­дая до­ро­га де­ли­лась на во­лос­ти. На терр. Ка­зан. до­ро­ги в 17 в. из­вест­ны Ель­дятская, То­гузская, Ги­рейская, Ирех­тинская, Бай­лярская, Бю­лярская, Кыр-Иланская, Шам­ша­динская и др. волости. Они, в свою оче­редь, под­раз­де­ля­лись на бо­лее мел­кие адм. еди­ни­цы – ​тю­бы и ай­ма­ки. На терр., вхо­див­шей в Русск. гос-во, дейст­во­ва­ла сис­те­ма во­е­водс­ко­го уп­рав­ле­ния.
Восточная часть терр. ны­нешнего Аль­мет. р-на по-преж­не­му на­хо­ди­лась в Но­гайской Ор­де, меж­ду ней и Русск. гос-вом пос­то­ян­но про­ис­хо­ди­ли во­енные столк­но­ве­ния, к-рые час­то пе­реп­ле­та­лись с народными восс­та­ни­я­ми. При­чи­ной бы­ли соц.-экон. и нац.-по­лит. противоречия (см. Та­та­ро-баш­кирс­кие вос­ста­ни­я). Местное население пы­та­лось отс­то­ять свои пра­ва на зем­лю, тра­ди­ции в социальной и ду­ховной жиз­ни. В 1620–30-х гг. по­ло­же­ние Но­гайской Ор­ды бы­ло силь­но ос­лаб­ле­но эпи­де­ми­ей хо­ле­ры и на­шест­ви­ем са­ран­чи. Этим вос­поль­зо­ва­лось Моск. пра-во и во 2-й пол. 17 в. с целью зак­реп­ле­ния на восточных ру­бе­жах на­ча­ло воз­во­дить За­камс­кую за­сеч­ную ли­нию с помощью как местного, так и приш­ло­го населения. Вдоль нее ста­ли об­ра­зо­вы­вать­ся нас. пунк­ты.
В 1-й пол. 18 в. сис­те­ма во­е­водского уп­рав­ле­ния по­сте­пен­но сме­ни­лась на гу­бернское. Уфимский уезд, пре­об­разованный в 1706 в Уфимскую про­вин­цию, был вк­лю­чен в сос­тав Ка­занс­кой гу­бер­нии, в 1744 пос­ле длительной под­го­товительной ра­бо­ты бы­ла об­ра­зо­ва­на Орен­бургская губ., ку­да вош­ло Восточное За­камье. Сос­ловный сос­тав населения был весь­ма пест­рым: баш­кир­цы, теп­тя­ри-при­пу­щен­ни­ки, ясач­ные кресть­я­не. Сре­ди них наб­лю­да­лось ст­рем­ле­ние вой­ти в башк. со­сло­вие, что­бы при­об­рес­ти по­ложенные им при­ви­ле­гии в поль­зо­ва­нии зем­лей и на­ло­го­об­ло­же­нии. Этнич. при­над­леж­ность при при­чис­ле­нии к башк. сос­ло­вию не иг­ра­ла су­щественной ро­ли. В до­ку­мен­тах 17–18 вв., от­но­ся­щих­ся к восточным ра­йо­нам Та­тар­ста­на, под наз­ва­ни­ем «баш­ки­ры» час­то фи­гу­ри­ро­ва­ли та­та­ры, чу­ва­ши и ма­рий­цы. Пе­ре­ломным мо­мен­том в за­се­ле­нии южной час­ти Восточного За­камья была 1-я пол. 18 в., точ­нее пе­ри­од меж­ду 1719–44, ког­да она на­чи­на­ет ин­тен­сив­но и по-нас­то­я­ще­му ос­ва­и­вать­ся. В по­ис­ках сво­бодных зе­мель сю­да уст­рем­ля­ют­ся кресть­я­не из Среднего По­волжья. К то­му вре­ме­ни из-за пет­ровских ре­форм возникли проб­ле­мы ма­ло­зе­мелья, рез­ко­го рос­та на­ло­гов и все­воз­можных по­вин­нос­тей. Важным по­лит. фак­то­ром миг­ра­ции яви­лось уси­ле­ние на­сильственной хрис­ти­а­ни­за­ции.
В этот пе­ри­од на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся На­ды­ров­ская во­лость, об­ра­зо­ва­ние к-рой сов­па­ло со стр-вом Но­вой За­камской чер­ты (см. За­камс­кие за­сеч­ные ли­ни­и). В хо­де ее воз­ве­де­ния про­и­зош­ло пе­ре­ме­ще­ние боль­ших людских масс, по­я­ви­лись де­сят­ки но­вых нас. пунк­тов, воз­ник­ли пред­по­сыл­ки для хоз. ос­во­е­ния этих зе­мель. Уже в 1-й год стр-ва сю­да нап­ра­ви­ли 3000 жителей Ка­зан. уезда. В этническом сос­та­ве ра­йо­на за­мет­но уве­ли­чи­лась прос­лой­ка русского населения. Для ох­ра­ны ст­ро­и­те­лей от на­бе­гов ко­чев­ни­ков бы­ли выд­ви­ну­ты дра­гунские пол­ки и уч­реж­де­ны разъ­ез­ды. Население Но­вой За­камской ли­нии комп­лек­то­ва­лось гл. обр. за счет слу­жи­лых лю­дей, про­жи­вав­ших в кре­пос­тях Ста­рой За­камской чер­ты. Из них об­ра­зо­вы­ва­лись ланд­ми­ли­цейс­кие пол­ки. В 18 в. за­се­ле­ние края во мно­гом но­си­ло сти­хий­ный ха­рак­тер, как и ок­ра­инных терр., где мож­но бы­ло спас­тись от на­саж­да­е­мых экон. и ду­ховных при­тес­не­ний. В край при­бы­ва­ли рас­коль­ни­ки, предс­та­ви­те­ли раз­личных ре­ли­г. сект, соп­ро­тив­ля­ю­щи­е­ся хрис­ти­а­ни­за­ции та­та­ры, морд­ва, чу­ва­ши.
В нач. 1740-х гг. на­чи­на­ет ак­тив­но за­се­лять­ся Но­во-Мос­ковс­кая до­ро­га ясач­ны­ми (в осн. не­русскими) крес­ть­я­на­ми, к-рым пре­дос­тав­ля­лись оп­ре­деленные льго­ты. При­бы­вав­шие из Сим­бирского, Пен­зенского, Ка­зан., Ни­же­го­родского, Ка­си­мовского и др. уездов та­тар. крес­тья­не-мусульмане к 1747 об­ра­зо­ва­ли 54 но­вых по­се­ле­ния. Сре­ди на­иб. крупных: Тай­су­га­но­во, Ниж­няя Мак­та­ма, Аль­меть­е­во, Би­га­ше­во, Куль­ша­ри­по­во, Ста­рое На­ды­ро­во (На­гор­но­е), Ки­чу­евс­кий фельд­ша­нец. Здесь функ­ци­о­ни­ро­ва­ли поч­то­вые станции. В ос­во­е­нии края сыг­ра­ла роль и по­ме­щичья ко­ло­ни­за­ция (см. Дво­рянст­во). На­ча­ло ей по­ло­жил указ 1743, раз­ре­шив­ший раз­да­вать зем­ли в Бу­гуль­минском ве­домст­ве слу­жа­щим при Орен­бургской ко­мис­сии обер-офи­це­рам и за­се­лять их кре­постными кресть­я­на­ми. Сре­ди первых по­ме­щи­ков края был известный ис­то­рик и ге­ог­раф П. И. Рыч­ков.
ИС­ТО­РИЯ. ЭКО­НО­МИ­КА. Ос­новным за­ня­ти­ем на­се­ления яв­ля­лось сельское хоз-во, но к сер. 18 в. на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся и пром-сть, на­иб. пе­ре­до­вой от­раслью была гор­но­за­водская, предс­тавленная де­сят­ком частных ме­деп­ла­вильных з-дов. Сре­ди них видное мес­то за­ни­мал Бо­гос­ловс­кий за­вод. К это­му вре­ме­ни вос­хо­дит начало раз­ви­тия нефт. промышленности в крае, первые по­пыт­ки неф­те­раз­ра­бо­ток На­ды­ра Ураз­ме­то­ва. Раз­ви­тие ко­раб­лест­ро­е­ния пос­лу­жи­ло по­яв­ле­нию в крае сос­ло­вия лаш­ма­нов, по­ло­же­ние к-рых бы­ло осо­бен­но тя­же­лым. В 1770-е гг. население края, до­веденное до от­чая­ния экон. и нац. по­ли­ти­кой царского пра-ва, при­ня­ло ак­тивное учас­тие в Кресть­янс­кой вой­не 1773–1775. Пос­ле по­дав­ле­ния этого круп­ней­ше­го выс­туп­ле­ния ши­ро­ких масс населения, на терр. края бы­ла вве­де­на кан­тон­ная сис­те­ма уп­рав­ле­ния, целью к-рой бы­ло уми­рот­во­ре­ние на­се­ляв­ших его на­ро­дов, а так­же воз­ло­же­ние на не­русск. население час­ти обя­зан­нос­тей по ох­ра­не юго-восточных гра­ниц Рос. им­пе­рии. Сог­лас­но царскому ука­зу Пав­ла I от 1798, баш­ки­рцы и «ми­ша­ри» бы­ли пе­ре­ве­де­ны в во­енное сос­ло­вие. Жизнь их ста­ла ст­ро­го рег­ла­мен­тирована: ог­ра­ни­чи­ва­лась сво­бо­да пе­ред­ви­же­ния в крае, вы­езд в другие гу­бер­нии и уез­ды осу­ществ­лял­ся ст­ро­го по пас­пор­там. Рас­хо­ды на во­енную служ­бу бы­ли воз­ло­же­ны на них са­мих. От­ря­ды из сословий баш­кир и ми­ша­рей ис­поль­зо­ва­лись так­же для по­дав­ле­ния вол­не­ний в Орен­бургской губ., они нес­ли по­ли­цейскую служ­бу в Ка­за­ни, Моск­ве, Санкт-Пе­тер­бур­­ге, в яр­ма­рочных го­ро­дах, участ­во­ва­ли в ро­зыс­ке бег­лых. Во­енную служ­бу нес­ли так­же «теп­тя­ри», но на­хо­ди­лись они в под­чи­не­нии граж­данских влас­тей. Служ­ба в «баш­кирс­ких», «ме­ще­рякс­ких» и «теп­тяр­ских» пол­ках поз­во­ля­ла жителям края за счет выс­лу­ги чи­нов, за храб­рость во вре­мя во­енных дейст­вий по­лу­чить рос. дво­рянст­во. Та­ким об­ра­зом ти­тул дво­рянст­ва по­лу­чил Му­на­сып Юсу­пов, внук На­ды­ра Ураз­ме­то­ва. Жизнь при кан­тонной сис­те­ме уп­рав-ния для жителей края бы­ла тя­же­лой, как в во­е­ни­зированном ла­ге­ре. За ма­лей­шие про­вин­нос­ти сель­ча­не под­вер­га­лись раз­личным на­ка­за­ни­ям, вы­сы­ла­лись в Си­бирь.
В сер. 19 в. сме­ни­лась адм. при­над­леж­ность совр. терр. Аль­мет. р-на. В сос­та­ве Бу­гуль­минского уезда он был вклю­чен в Са­марс­кую гу­бер­нию. Кан­тон­ная сис­те­ма уп­рав-ния про­су­щест­во­ва­ла до от­ме­ны кре­постного пра­ва в 1860-е гг. Пос­ле ее уп­разд­не­ния пра­во­вое по­ло­же­ние сос­ло­вия баш­кирцев, «ми­ша­рей», «теп­тя­рей» и «бо­бы­лей» ре­гу­ли­ро­ва­лось «По­ло­же­ни­ем о баш­ки­рах» Орен­бургского ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра. Сог­лас­но ему, «баш­киры» бы­ли пе­ре­ве­де­ны в граж­данское ве­домст­во. Все сос­ло­вия «низшего порядка» бы­ли урав­не­ны в крестьян го­су­дарст­вен­ных. Во­енно-адм. ст­рук­ту­ра бы­ла за­ме­не­на волостным кресть­ян­ским са­моуп­рав-ни­ем. Главным ор­га­ном влас­ти стал волостной сход, на нем вы­би­ра­ли во­лост­ного стар­ши­ну (высшее долж­ностное ли­цо) и по­мо­гав­ше­го ему сельского ста­рос­ту. Не­боль­шие иму­щест­венные, граж­данские спо­ры меж­ду жителями во­лос­ти раз­би­рал осо­бый волостной суд. В та­тар. волостях ра­бо­та­ли пи­са­ри, сос­тав­ляв­шие офиц. бу­ма­ги на русск. языке для уездных и гу­бернских офиц. уч­реж­де­ний. Та­тар. язык упот­реб­лял­ся толь­ко внут­ри во­лос­ти. Бывш. сос­ловные груп­пы объ­е­ди­ня­лись в свою об­щи­ну внут­ри се­ле­ний. В Бу­гуль­минском у. все клю­че­вые долж­нос­ти в сис­те­ме местного уп­рав-ния на­хо­ди­лись в ру­ках чл. дво­рянского соб­ра­ния, яв­ляв­ше­го­ся ис­полнительной властью.
Ос­новным за­ня­ти­ем населения в 19 в. ос­та­ва­лось сельское хоз-во, к-рое в этот пе­ри­од обретало все более то­варный ха­рак­тер. В 1860-е гг. в крае, из-за ис­то­ще­ния медных руд­ни­ков, поч­ти прек­ра­ти­ла свое су­щест­во­ва­ние ме­тал­лургическая пром-сть. Интенсивно развивались ре­мес­ла и про­мыс­лы: куз­нечное, ко­жевенное, са­пожное, порт­няжное, плот­ницкое, сто­лярное, мы­ло­варенное, кра­сильное и др. В крае по­лу­ча­ет раз­ви­тие яр­ма­рочная тор­гов­ля, фор­ми­ро­ва­ние сельских ба­за­ров. Ком­мерческому ус­пе­ху яр­ма­рок спо­собст­во­ва­ло удобное гео­граф. по­ло­же­ние Восточного За­камья. Че­рез его терр. еще в сер. 18 в. был про­ло­жен об­ще­рос. тор­го­вый путь, по к-ро­му шла тран­зитная тор­гов­ля с Ка­захс­та­ном и Ср. Ази­ей. Главными пред­ме­та­ми тор­гов­ли на городских и сельских яр­мар­ках бы­ли при­возные бу­мажные и шел­ко­вые из­де­лия, чай, са­хар, ба­ка­лейные то­ва­ры. Из местных то­ва­ров – ​ко­жа, ме­ха, по­таш, воск, са­ло, хлеб, ры­ба. На Бу­гуль­минской и Мен­зе­линской яр­мар­ках, кро­ме этих то­ва­ров, при­го­ня­лось мно­го башк. ло­ша­дей – ​от 3 до 5 тыс. го­лов еже­год­но. По­ми­мо яр­ма­рочной, в крае по­лу­чи­ли раз­ви­тие ла­вочная (ста­ци­о­нарная) и раз­носно-раз­возная фор­мы тор­гов­ли.
Экон. рост Восточного За­камья на­шел от­ра­же­ние и в раз­ви­тии пу­тей со­об­ще­ния. К сер. 19 в. поя­ви­лись удобные для про­ез­да поч­то­вые, тор­го­вые и др. трак­ты. Они со­дер­жа­лись за счет на­ту­ральной по­вин­нос­ти. Ее нес­ли гос. и кре­постные крестья­не. Са­мым крупным поч­то­вым трак­том был Ка­зан. поч­то­вый тракт от Орен­бур­га че­рез Бу­гуль­му до с. Ку­зай­ки­но, дли­ной 490 верст. На­иб. зна­чит. ком­мерческим трак­том бы­ла до­ро­га из Бу­гуль­мы в Ела­бу­гу. Эта до­ро­га от­де­ля­лась от поч­то­во­го Ка­зан. трак­та у с. Би­га­ше­во и про­хо­ди­ла че­рез се­ле­ния Русск. Ак­таш, По­ру­чи­ко­во, Ток­мак, Ме­ле­кес, Бик­лянь-Сар­саз и Беть­ки. По этой до­ро­ге про­хо­ди­ли винные транс­пор­ты из Ели­за­ве­тинского ви­но­куренного з-да Мен­зе­линского у. и ку­печеские обо­зы с ко­жа­ми, са­лом, ме­дом. На­и­боль­шее кол-во хлебных гру­зов нап­рав­ля­лось на камские прис­та­ни нынешних гг. Чис­то­поль и Набережные Чел­ны. Пе­ре­воз­ка раз­личных гру­зов ста­ла од­ним из ос­новных за­ня­тий жителей близ­ле­жа­щих к тор­го­вым пу­тям де­ре­вень.
Пер­вые 2 де­ся­ти­ле­тия 20 в. в рос. по­лит. ис­то­рии от­ме­че­ны та­ки­ми яр­ки­ми со­бы­ти­я­ми, как Русско-японская вой­на, Первая русск. ре­во­лю­ция 1905–07 и Первая ми­ро­вая вой­на. Эти со­бы­тия наш­ли от­ра­же­ние в ис­то­рии ре­ги­о­на. Сре­ди жителей сс. Баг­ряж-Ни­кольс­кое, Ва­силь­ев­ка, Иль­тень-Бу­та, Но­вое На­ды­ро­во, Тай­су­га­но­во, Ти­хо­нов­ка бы­ли ге­ор­ги­евские ка­ва­ле­ры. Видным де­я­те­лем ст­ре­ми­тель­но раз­ви­вав­ших­ся об­ществ.-по­лит. со­бы­тий нач. 20 в. рос. масш­та­ба яв­лял­ся Ха­ди Ат­ла­си. Пос­ле про­возг­ла­ше­ния советской влас­ти в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции 1917 на­ча­лась Граж­данс­кая вой­на, в эпи­цент­ре к-рой Аль­мет. вол. ока­за­лась дваж­ды: здесь про­ис­хо­ди­ли ожес­точенные столк­но­ве­ния крас­но­ар­мейских час­тей с час­тя­ми че­хос­ло­вацких ле­ги­о­не­ров и на­ро­до­ар­мей­цев-ко­му­чев­цев (1918) и ар­мии ад­ми­ра­ла Кол­ча­ка (1919). В 1920 во­лость бы­ла ох­ва­че­на «вилочным» восстанием. Гра­бительская по­ли­ти­ка вою­ю­щих сто­рон при­ве­ла к рез­ко­му ос­лаб­ле­нию сельского населения и упад­ку аг­рарного произ-ва, что обер­ну­лось не­бы­ва­лых раз­ме­ром соц. ка­таст­ро­фой – ​го­ло­дом 1921.
С мар­та 1921 в Аль­мет. вол., как и по всей стра­не, на­ча­лась но­вая экон. по­ли­ти­ка, призванная ре­шить по­лит. за­да­чу при­ми­ре­ния кресть­янст­ва с советской властью. В пе­ри­од НЭП экон. по­ло­же­ние в ре­ги­о­не на­ча­ло вып­рав­лять­ся. По­лу­чи­ла раз­ви­тие ко­о­пе­ра­ция. В 1925 в Аль­мет. вол. функ­ци­о­ни­ро­ва­ло 90 тор­го­вых и мел­ких пром. предприятий. В 1920-е гг. работали ар­те­ли по ку­лет­качеству, произ-ву те­лег и са­ней, куз­не­цов и сле­са­рей. Ус­пеш­но раз­ви­вал­ся частный сек­тор эко­но­ми­ки. В 1925 в во­лос­ти име­лись 4 частные мас­ло­бой­ки, 8 куз­ниц, 76 се­па­ра­то­ров по пе­ре­гон­ке мо­ло­ка, 3 ба­за­ра. В 1927 бы­ло ко­о­пе­ри­ро­ва­но 62% кресть­ян. Для на­ве­де­ния по­ряд­ка на се­ле бы­ла соз­да­на волостная по­ле­вая ко­мис­сия в сос­та­ве: Фа­тыха Ка­ю­мова (предс.), Кузь­мы Го­род­ника (чл. ВИК), Сте­пана Мель­ни­кова (секр. во­лис­пол­ко­ма). Позд­нее в сос­тав ко­мис­сии во­шел Мур­та­за Иб­ра­ги­мов. В хо­де зем­леуст­ро­и­тель­ной ре­фор­мы бы­ли об­ра­зо­ва­ны пе­ре­се­ленные по­сел­ки.
В год об­ра­зо­ва­ния Аль­мет. р-на (10 авг. 1930) в нем про­жи­ва­ло 44460 чел., в т. ч. 37703 та­тар. Чис­ло хоз-в сос­тав­ля­ло 9608. Средняя плот­ность населения была 31,1 чел. на 1 кв. км. Пл. ра­йо­на сос­та­ви­ла 1430 кв. км с 53 се­ле­ни­я­ми. С.-х. угодья сос­тав­ля­ли: 47,3% паш­ни, 4,9% лу­га, 37% ле­са. На 100 кресть­янских хоз-в при­хо­ди­лось ско­та (головы): ло­ша­дей ра­бо­че­го воз­рас­та – ​свы­ше 90, ко­ров – ​свы­ше 95, овец – ​95–108. В кон. 1920-х гг. в ра­йо­не, как и по всей ст­ра­не про­хо­ди­ла кам­па­ния мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции. В рай­оне она вст­ре­ти­ла ак­тивное соп­ро­тив­ле­ние кресть­янст­ва. К 20 мая 1930 бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но 45 кол­хо­зов, в них нас­чи­ты­ва­лось 1326 хоз-в (9,7%). Сложные пе­ри­пе­тии, связанные с ко­ренной лом­кой тра­диционного ук­ла­да жиз­ни, вы­ли­лись в ряд жес­то­ких ак­тов расп­ра­вы с кресть­янст­вом, объ­е­ди­нен­ных по­ня­ти­ем «Аль­меть­евс­кое де­ло». Про­цесс на­сильственного вк­лю­че­ния кресть­ян в кол­хо­зы соп­ро­вож­дал­ся про­цес­сом рас­ку­ла­чи­ва­ния и реп­рес­сий. Вмес­те с тем со­ци­а­лист. пе­реуст­ройст­во де­рев­ни пред­ус­мат­ри­ва­ло ее техн. пе­ре­во­о­ру­же­ние. С этой целью в 1932 в Аль­мет. р-не бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на МТС. Пром-сть ра­йо­на в 1930-е гг. ос­та­ва­лась на низ­ком уров­не и бы­ла свя­за­на с об­слу­жи­ва­ни­ем сельского хоз-ва. В 1931 нас­чи­ты­ва­лось 46 во­дя­ных мель­ниц, 3 кру­по­руш­ки, 4 мас­ло­сы­ро­дель­ных з-да. На них бы­ло за­ня­то 93 ра­бо­чих. К кон. 1930-х гг. в ра­йо­не бы­ли пром­комб-т, пи­ще­комб-т, мас­ло­завод, лес­хоз, рай­пот­реб­со­юз, ар­те­ли «Труд», «Ме­тал­лоп­ром», «Зай» (входили в систему «Таткооп­инсоюза») и др. В 1-й пол. 1940-х гг. в раз­ви­тии ра­йо­на, как и стра­ны в це­лом, до­ми­ни­ру­ю­щим фак­то­ром стала Ве­ли­кая Оте­чест­вен­ная вой­на.
В те­че­ние пер­во­го пос­ле­во­енного де­ся­ти­ле­тия оп­ре­де­ля­ю­щим в жиз­не­де­я­тель­нос­ти р-на ос­та­ва­лось сельское хоз-во. Оно пре­бы­ва­ло в кри­зисном сос­то­я­нии вследст­вие крайнего об­ни­ща­ния за го­ды вой­ны и ужес­то­че­ния аг­рарной по­ли­ти­ки. 1946 ока­зал­ся неу­ро­жайным и выз­вал боль­шие продовольственные проб­ле­мы на се­ле. В апреле 1947, по не­полным офиц. све­де­ни­ям, ост­ро нуж­дав­ших­ся в про­до­вольст­вии в Аль­мет. р-не нас­чи­ты­ва­лось 986 чел., в т. ч. 45 отнесенных к дистрофикам. В ию­ле 1947 кол-во дист­ро­фи­ков уве­ли­чи­лось до 750 чел., к осе­ни в ра­йо­не по­я­ви­лись и боль­ные сып­ным ти­фом и бру­цел­ле­зом. По­лу­го­лодное и больное кресть­янст­во в ус­ло­ви­ях ост­рой нех­ват­ки тех­ни­ки и от­сутст­вия ма­териальных сти­му­лов к тру­ду не мог­ло обес­пе­чить эф­фек­тивного произ-ва. В 1950-е гг. мощ­ность машинно-трак­тор­но­го пар­ка Аль­мет. р-на ис­поль­зо­ва­лась не бо­лее, чем на 70%, жи­вое тяг­ло кол­хо­зов – ​на 60%, тру­до­вые ре­сур­сы – на 65%. В ре­зуль­та­те сель­ское хоз-во име­ло низкие по­ка­за­те­ли, нек-рые из них, как, напр., уро­жай­ность зер­на ос­та­ва­лись зна­чи­тель­но ни­же до­во­енного уров­ня. В 1950-е гг. нефт. от­расль, осо­бен­но в пе­ри­од сво­е­го ста­нов­ле­ния, усу­гу­би­ла сложные проб­ле­мы аг­рарного раз­ви­тия края, пог­ло­щая на­иб. тру­дос­по­собную и со­ц. ма­невренную часть сельского населения.
В Аль­мет. р-не, ока­зав­шем­ся в цент­ре раз­во­ра­чи­вав­шей­ся нефт. от­рас­ли, с 1949 по 1955 об­ществ. зе­мельные угодья кол­хо­зов сок­ра­ти­лись на 31 тыс. га, что сос­тав­ля­ло около 35–40% до пром. ос­во­е­ния нефт. мес­то­рож­де­ний. Это сок­ра­ще­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным по хоз-вам ра­йо­на, в к-ром нас­чи­ты­ва­лось 48 кол­хо­зов. Сильному сок­ра­ще­нию под­верг­лись зем­ли 13 кол­хо­зов, на­хо­дя­щих­ся в не­пос­редственной бли­зос­ти к Аль­меть­евс­ку. В среднем на них приходилось толь­ко 250–300 га зем­ли, при обес­пе­чен­нос­ти по рай­ону – ​1300–1500 га. Это при­ве­ло к на­ру­ше­нию в них се­во­о­бо­ро­тов, ка­таст­рофической нех­ват­ке кор­мов. В свя­зи с этим в сер. 1950-х гг. бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии при­го­родной зо­ны на Ю.-в.Та­тарс­та­на.
В Аль­мет. р-не рез­кое из­ме­не­ние спе­ци­а­ли­за­ции бы­ло пре­дус­мот­ре­но по кол­хо­зам: «Я­рыш» (Тай­су­га­но­во), «И­рек» (Абд­рах­ма­но­во), им. Ма­лен­ко­ва (Ниж­няя Мак­та­ма), им. Ста­ли­на (Аль­меть­евск), «Ди­ри­жабль» (Би­га­ше­во), «Чул­пан» (Чу­па­е­во), «Ок­тябрь» (Мин­ни­ба­е­во), «Ком­байн» (Ка­ма-Има­ги­ло­во), им. Ле­ни­на (Биш­мун­ча), им. Ки­ро­ва (Ка­ма-Ел­га), «Зай» (Но­вое На­ды­ро­во), «Тан» (Су­ле­е­во), им. Во­ро­ши­ло­ва (Но­вое Ка­ши­ро­во). Этим кол­хо­зам бесп­ре­пятст­вен­но от­пус­ка­лись де­фи­цитные в то вре­мя ст­ро­ит. ма­те­ри­а­лы для со­о­ру­же­ния производств. по­ме­ще­ний под раз­ви­тие та­ких от­рас­лей, как овощеводство и молочное жи­вотноводство. Это пос­лу­жи­ло толч­ком для ин­тен­си­фи­ка­ции произ-ва в кол­хо­зах и сов­хо­зах ра­йо­на. В р-не бы­ло не­ма­ло пе­ре­до­вых кол­хо­зов и сов­хо­зов. Сре­ди них «Зай», «Я­рыш», им. То­кар­ли­ко­ва и др.
В 1990-е гг., ког­да в це­лом по стра­не ста­ли оче­видны прос­че­ты в раз­ви­тии с.-х. произ-ва, в Аль­мет. р-не бы­ли при­ня­ты меры по ук­реп­ле­нию аг­рарной от­рас­ли. В 1990 здесь име­лось 12 под­собных хоз-в на ба­зе пром. предприятий. Сре­ди них на­иб. ус­пеш­но раз­ви­ва­лись: «Неф­тя­ник» НГ­ДУ «Аль­меть­ев­нефть», «Я­ма­шинс­кий» НГ­ДУ «Я­маш­нефть», «Ки­чу­чат» НГДУ «Ел­хов­нефть», «Мин­ни­ба­евс­кий» НГ­ДУ «Су­ле­ев­нефть» и др. Бла­го­да­ря по­мо­щи неф­тя­ни­ков сельское хоз-во р-на прев­ра­ща­лось в вы­со­ко­технол., вы­со­ко­про­из­водств., эко­ло­ги­чес­ки чис­тое произ-во; стали воз­рож­дать­ся се­ла. В 2010-е гг. бы­ли раз­ви­ты та­кие аг­рарные от­рас­ли, как мясомолочное скот-во, свин-во, ко­не­водст­во. В 2018 аг­роп­ро­мышл. комп­лекс ра­йо­на предс­тав­ля­ли 22 с.-х. предприятия, 63 фер­мерских хоз-ва. Площадь с.-х. уго­дий сос­тав­ля­ла бо­лее 120 тыс. га, в т. ч. бо­лее 90 тыс. га паш­ни. В р-не дейст­ву­ют 2 крупных ин­вес­то­ра: ООО «Со­юз-Аг­ро» и АО «СМП-Неф­те­газ». С 2015 осу­ществ­ля­ют­ся про­екты «Я­год­ная до­ли­на», с 2017 – «О­вощ­ная до­ли­на».
На­чи­ная с 1950-х гг., Аль­мет. р-н ста­но­вит­ся центр. частью 2-й промышл. аг­ло­ме­ра­ции Та­тар. АССР – ​нефт. Ю.-в. На­иб. зна­чи­мое мес­то в раз­ви­тии неф­те­доб. от­рас­ли при­над­ле­жит Аль­меть­евску, гра­до­об­ра­зу­ю­щими пр-тиями к-ро­го яв­ля­ют­ся ПАО «Тат­нефть» им. В. Д. Ша­ши­на с НГ­ДУ «Аль­меть­ев­нефть», «Ел­хов­нефть», «Я­маш­нефть». До­бы­ча неф­ти осу­ществ­ля­ет­ся по всей тер­р. р-на, в но­вей­шее вре­мя здесь соз­да­ны ма­лые нефт. ком­па­нии: ЗАО «Неф­те­кон­сор­циум», ЗАО «Та­тойл­газ», ЗАО «ТА­ТЕХ», ОАО «Тат­неф­те­от­да­ча», ОАО «Тат­неф­те­пром», ЗАО «Ка­ра Ал­тын», ОАО «Бул­гар­нефть», ООО «ТНГК-Раз­ви­ти­е», ОАО «СМП-Неф­те­газ», ООО УК «Шеш­ма­ойл», ОАО «Мел­ля­нефть», АО «Т­ро­ицк­нефть», ОАО «Нок­рат­ойл» (ЗАО «Неф­те­сер­вис»), ОАО «Ак­май». В 1956 был вве­ден в ст­рой круп­ней­ший объ­ект неф­те­хи­мии в РТ Мин­ни­ба­евс­кий ГПЗ (ны­не в составе управ-ния «Тат­неф­те­газ­пе­ре­ра­бот­ка»). В Аль­мет. р-не оп­ре­деленное раз­ви­тие по­лу­чи­ли ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка в Аль­меть­евс­ке, ст­ро­ит. от­расль – в п. Русс­кий Ак­таш, лесная пром-сть (Аль­мет. и Ка­лей­кинский лес­хо­зы).
ЗД­РА­ВО­ОХ­РА­НЕ­НИЕ. СПОРТ. В 2020 в сис­те­ме зд­ра­во­ох­ра­не­ния дейст­во­ва­ли 7 гос. мед. уч­реж­де­ний, мед.-са­ни­тарная часть ПАО «Тат­нефть» и Аль­меть­евска, 8 филиалов респ. уч­реж­де­ний, 2 участ­ко­вые боль­ни­цы, 51 ФАП, 6 вра­чебных ам­бу­ла­то­рий, 3 офи­са вра­ча общей прак­ти­ки и пе­ди­ат­ра. В об­лас­ти спор­та функционируют 24 фе­де­ра­ции и клу­ба, 9 детских школ, 619 двор­цов, ста­ди­о­нов и др. со­о­ру­же­ний. Ос­новная мас­са их на­хо­дит­ся в Аль­меть­евс­ке.
КУЛЬ­ТУ­РА. Традиционная культура татар Альмет. района развивалась в условиях села в многообразных видах художественной деятельности и народного искусства, музыки, поэтического фольклора. Декоративно-прикладное искусство было представлено в формах домашнего произ-ва и худож. ремесла. Наиб. распространенными видами были войлоковаляние, деревооб­работка металлообработка, ткачество, вышивка, ковроделие, костюм, ювелирное ремесло. Развитие получили также керамическое ремесло, золотое и бисерное шитье, плетение из лыка и камыша, вяза­ние кружев, аппликация тканями (корама, сырма), произ-во мебели, сундуков, игрушек, каллиграфия в настенных панно – ​аятелькорси, шамаиль и в резьбе по камню (см. Эпитафии). Локальные и региональные особенности проявились в орнаменте, элементах одежды, в убранстве интерьера, в оформлении экстерьера жилища (см. Архитектурно-художественный комплекс народного жилища). В нач. 20 в. нек-рые виды традиционной культуры стали исчезать, не выдерживая конкуренции с массовой фабричной продукцией и влиянием европ. культуры. Среди них: домашнее ткачество, золотое шитье в украшении головных уборов, изготовление многих видов украшений (хаситэ, изючэ, тамакса) и др. Многие виды народного искусства с сер. 20 в. развиваются в творчестве проф. и самодеятельных мастеров.
Становление и развитие современной культуры Альмет. района осуществлялось в рамках идеолог. форм культурной политики, проводимой советским гос-вом. В 1920-е гг. самыми популярными были политпросветкружки (по кол-ву занимали 1-е место), открывались красные уголки, избы-читальни, биб-ки, дома культуры. В 1931 насчитывались 1 клуб, 22 красных уголка, 1 биб-ка, 8 изб-читален. В 1929 в с. Аль­метьево был построен первый Районный Дом культуры. К кон. ­1930-х гг. намечается тенденция к развитию художественной самодеятельности. В 1938 насчитывалось 2012 драмкружка, 13 хоровых кружков и 8 струнных оркестров (см. Нац. архив РТ, ф.4580). В 1935 открылась первая районная биб-ка. В 1954 весь район обслуживали 14 биб-к. В 1955 в Альметьевске была организована первая детская библио­тека. В 1957 работали 21 биб-ка: 2 городских, 2 детских, 1 районная, 16 сельских. Скачок произошел к 1965, когда стало 62 массовых биб-ки. Из них – ​54 сельских, 4 городских, 3 детских, одна районная. В 1977 все биб-ки были объединены в централизованную библиотечную систему. Важное место в развитии советской культуры принадлежало кино. Первые киноустановки на терр. Альмет. р-на появились в ­1920-е гг. В каждом из них функционировали (на янв. 1936) по 4 беззвуковых кинопередвижки. В 1935 в райцент­ре Акташ впервые было начато стр-во кинотеатра на 500 мест. В 1970-х гг. кинообслуживание Альметьевска обеспечивали кинотеатры «Татарстан», «Россия» с их филиалами в клубах им. Горького, «Нефтяник», «красные уголки» предприятий (см. Киновидеообслуживание).
1 апр. 1944 Постановлением Совета Народных комиссаров ТАССР на базе Альмет. Дома культуры был создан Передвижной колхозно-совхозный театр; впоследствии преобразован в Альметьевский татарский государственный драматический театр. В 1954 в Аль­метьевске было построено здание клуба им. М. Горького, выполнявшего роль театра, кинотеатра, концертного зала. В клубе работали различные кружки, проходили концерты художественной самодеятельности, встречи с писателями и поэтами. В его стенах объединились в литературный кружок писатели, поэты Альметьевска под рук-вом Адипа Маликова. В 1966 в Альметьевске работали 69 сельских клуба, 2 дома культуры.
В сент. 1954 в городе был открыт филиал Детской музыкальной школы г. Лениногорска (тогда Н. Письмянки). На следующий год школа стала самостоятельной. В марте 1958 Альмет. исполком вынес решение о стр-ве городского парка, общей площадью 16 га. Ранее на месте парка простирались поля Бигашского колхоза «Дирижабль». В том же году парк был открыт для посещения. 29 авг. 2001 состоялось открытие парка после реконструкции (см. Парк имени 60-летия нефти Татарстана).
В марте 1963 была открыта городская детская Художественная школа № 1. В 1964, благодаря инициативе и поддержке ректора Казан. консерватории Н. Жиганова в Альметьевске открылось музыкальное училище – ​второе в РТ (см. Альметьевский музыкальный колледж). В 1974 ему было присвоено имя выдающегося татар. композитора Ф. Яруллина. В 1977 открылась Музыкальная школа № 2. В первый же год были открыты два филиала школы: в Школе средней № 1 им. М. К. Тагирова и в пос. Мактама. Позднее филиалы стали самостоятельными. В 1993 было открыто художественное отд-ние; музыкальная школа была переименована в Детскую школу искусств № 1. В 1992 состоялось открытие Детской школы искусств № 2. В 1994 открыта детская Музыкальная школа № 3 с преподаванием на татар. языке. В августе 1975, по инициативе Г. А. Стефановского открыта Альметьевская картинная галерея. Сегодня это крупнейший музей Ю.-В. РТ. В сент. 1989 в здании Картинной галереи была создана Художественная школа № 2.
В 1973 был заложен первый кирпич Дворца культуры и техники нефтяников. Открытие было приурочено к знаменательному событию, добыче 2-х миллиардной тонны нефти: в капсуле крупица ее с письменным посланием потомкам была заключена в стену здания. 11 сент. 1981 состоялось открытие Дворца культуры «Нефтяник» (см. Национально-культурный центр «Элмэт»). В 1992 было принято решение о создании Альметьевского краеведческого музея. В 1994 он открылся для посетителей. С целью возрождения нац. культур, народных промыслов и ремесел в 1997 был создан Национально-культурный центр «Элмэт». При нем на 2-х языках РТ издавалась еженед. газ. «Замандаш».
Самостоятельные районные органы управления куль­турой были сформированы в авг. 1945; в 1970 был создан Альмет. городской отдел культуры. В 1993 го­ро­дские и районные отделы культуры были реорга­ни­зо­ваны в Управление культуры при администрации Альмет. района. На сегодняшний день в Альмет. му­ни­цип. районе функционирует 130 учреждений куль­ту­ры и искусства. Из них 122 подведомственных уч­реж­дения: 7 школ дополнительного образования, 5 му­зе­ев, картинная галерея, 54 библиотеки, 54 уч­реж­дения культурно-досугового типа, Национально-культурный центр «Элмэт». Работают 7 музеев (Кар­тинная галерея, Краеведческий музей, Мемориаль­ный музей Ризаэддина Фахреддина, Мемориальный музей Фатыха Карими, Музей истории с. Елхово им. Х. Х. Ахметшина, Музей истории пгт Нижняя Мактама, Музей истории с. Абдрахманово). Творческие дея­тели объединены в Альметьевские отд-ния Союза пи­са­телей, Союза композиторов, Союза журналистов. В сфе­ре художественной самодеятельности работает 672 творческих коллектива (21 из них имеют звание «на­род­ного»). Музыкально-профессиональное ис­пол­ни­тельство представлено ведущими творческими кол­лек­тивами. Традиционно массово, с проведением тор­жест­венных мероприятий, в Альмет. р-не прово­дит­ся День работников нефт. и газовой пром-сти, День города в 1-е воскресенье сентября, начиная с 1980.

ОБРАЗОВАНИЕ. До 1920-х гг. в Альмет. крае раз­ви­валось конфессиональное образование. В Рос. им­пе­рии общеобразоват. начальные учебные заве­де­ния для православных детей были представлены Цер­ков­но-приходскими школами, широкая сеть к-рых соз­да­валась после принятия «Правил» о данных школах, утвержденных царским пра-вом в 1864. В селах на терр. Альмет. р-на работали 12 таких школ. Па­рал­лельно с ними в сельской местности действовали зем­ские школы. Земствам принадлежали и мн. школы ино­род­ческие, а также русско-татарские школы (2 такие школы в нач. 20 в. были открыты в Миннибаево и Альметьево). В наст. время при церквах работают вос­крес­ные школы. Такая школа с биб-кой, небольшим музеем и трапезной была открыта в 1995 в 2-х этаж­ном здании при приходе церкви Петра и Павла в Альметьевске.
Массовый характер имело начальное образование у татар-мусульман. Почти в каждой деревне были мектебы. Все они содержались за счет прихожан и действовали при мечетях. Согласно правилам и инст­рук­циям Рос. пра-ва, исламские учебные заведения фи­нан­сировались при условии открытия при них русских классов и подчинении их Мин-ву народного просвещения. Первый, известный по офиц. док-там мектеб на терр. Альмет. р-на был открыт в 1735 в с. Урсалабаш. По данным Самарского губ. статист. комитета к 1894 в Бугульминском уезде (сюда относилась большая часть терр. Альмет. района) насчитывалось 28 мед­ресе и 63 мужских и женских школ. В материалах Самарского губ. жандармского управ-ния на 1911 по Бугульминскому уезду указано 158 мектебов и 8 медресе. В тот период получило развитие женское об­разование. Еще в 1868 была открыта женская школа в Бишмунча, а в 1883 – ​в Тайсуганово. Число мектебов зависело от кол-ва членов махалли – ​сельского прихода. К примеру, по 2 мектеба было в сс. Маметьево, Урсалабаш; по 3 – ​в сс. Бишмунча, Кама-Исмагилово, Новое Каширово. В нач. 20 в. на терр. Альмет. р-на чис­ли­лось 23 мектеба. К нач. 1930-х гг. вместе с мусульм. при­ходы они были полностью ликвидированы. Наз­вание мектеб сохранялось за татар. общеобразоват. и нек-ры­ми видами специализированных школ. С нач. 1990-х гг. мектебы стали возрождаться при ме­че­тях; в них изучают араб. язык и письмо, исламское вероучение.
Средние и высшие исламские учебные заведения – ​медресе в Альмет. крае были сосредоточены в се­лах и были преим. учреждениями среднего типа об­ра­зования. Поступить учиться в медресе могли толь­ко после окончания мектеба. К нач. 20 в. на терр. Альмет. района работали 20 медресе. Первые медресе официально были зарегистрированы в сс. Новое Надырово (1754), Бигашево (1792). В нек-рых селениях их было несколько: 2 – ​в Бигашево, Абдрахманово, Ниж. Мактаме, Маметьево, Чупаево, Кичучатово, Кама-Исмагилово, Каширово, Бишмунче; 3 – ​в Альметьево; 5 – ​в Новое Надырово. Большинство этих учебных заведений являлись подготовительными для обучения в более крупных и высшего типа медресе. Таким в Альмет. крае было широко известное Тайсугановское медресе. После Окт. рев-ции медресе были закрыты, преподаватели репрессированы. С 1990-х гг. в Альмет. р-не медресе начали возрождаться на добровольных началах. Открыты в Альметьевске, с. Кичучатово и др. С 1992 работает Альметьевское исламское медресе им. Р. Фахреддина.
После Окт. переворота 1917 первоочередной задачей, стоявшей перед «культурной революцией» советского государства, стало всеобщее начальное обу­чение молодежи. Осуществление закона о всеобуче встречало на своем пути серьезные трудности – ​не хватало школьных помещений, учебников, учителей. В Альмет. районе в сс. Бигашево, Альметьево Новое Каширово, Маметьево и др. под школы были приспособлены дома раскулаченных крестьян и здания мечетей. По данным Татгосплана в Альмет. районе в 1933 насчитывалось 37 начальных, 111 неполных средних школ, не было ни одной средней школы. В 1936–37 учеб­ном году район испытывал острую нуж­ду в школах как начальных, так и средних. Так, из 50 районов республики в Альмет. районе насчитывалось всего 26 школ; из них – ​22 начальных (1576 учащихся), 3 – ​неполных средних школ (4703 учащихся) и одна полная средняя школа (521 учащихся). Стояла задача создания системы дошкольных учреждений. У их истоков стоит детский сад № 1 в пос. Русский Акташ; был открыт в 1930-е гг. Первый детский сад в Альметьевске – ​«Алёнка» открылся в 1955. Весомый вклад в укрепление материальной базы городских и сель­ских детсадов вносили предприятия города. Почти все дошкольные образоват. учреждения Альметьевска (98%) были введены как ведомственные.
В годы 1-й послевоенной пятилетки развитие получило всеобщее обязательное 7-летнее обучение. С развитием Альметьевска кол-во школ стремительно увеличивалось. В нач. 1950-х гг. вводится всеобщее неполное среднее образование, сначала 7-летнее, затем 8-летнее. В 1953–54 учебному году существовали 3 средние школы (2 средние и 1 семилетняя), 1 средняя школа рабочей молодежи. В школах обучалось 2568 детей. С сер. 1970-х гг. в Альметьевске среднее образование получили все выпускники 8-х классов (в 1976 г. – 99,8%, в 1977 – 99,8%, в 1978 – 99,9%). 1603 молодых рабочих было охвачено обучением без отрыва от производства. В 1970 – 185 человек окончили 8-летние и средние вечерние и заочные школы. Тем не менее, около 1,5 тыс. юношей и девушек (от 16 до 30 лет) в сельской местнос­ти оставались в 1971 вне школы. С целью привлечения работающей молодежи к учебе в таких колхозах как «Зай», «Знамя», «Имени Фрунзе», «Красный Маяк», «Татарстан», совхозе «50 лет Октября» доплачивали от 10 до 20% процентов к основной заработной плате тем, кто сочетал работу с обучением. Большую разъяснительную и организаторскую работу по обучению сельской работающей молодежи проводили коллективы Русско-Акташской и Калейкинской средних школ. На достаточном уровне было поставлено обучение молодежи в 1970-е гг. в Клементейкинской, Н. Кашировской, Кама-Исмагиловской, Кичучатовской, Миннибаевской, Новоникольской, Тайсугановской школах.
В 1965–66 в районе насчитывалось 138 школ, в 1969–70 – 124; число учащихся в них в 1965–66 – 19,4 тыс.; в 1969–70 – 21,3 тыс. В Альметьевске число школ в 1965–66 – 17, в 1969–70 – 18; число учащихся составляло в 1965–66 – 17,1; в 1969–70 – 20,7 тыс. В школах Альмет. района трудилось в 1965–66 – 1111 учителей, в 1969–70 – 1190 чел., в 1979–80 число учителей сократилось до 659. Большое значение в повышении качества знаний учащихся имели улучшение учебно-материальной базы школ, переход школ на кабинетную систему обучения. В Альметьевске, затем в школах района, начали создаваться учебные кабинеты физики, химии, математики, кабинеты родного и русского языков. Как признание качества и уровня учебного процесса в сер. 1990-х гг. Кульшариповская, Русско-Акташская, средняя школа пос. Молодежный заняли призовые места в республике. Кульшарипов­ская, Сиренькинская, Борискинская, Кузайкинская, Ново-Никольская, Дальне-Ивановская средние школы становились «школой года» в Российской Федерации. Отдельные школы являлись опорными школами по спортивной работе (Кузайкинская, Маметьевская, Но­во-Кашировская, пос. Молодежный). В 1990-е гг. рас­ширилась сеть общеобразоват. школ. Открылись Татарская гимназия, в 1993 начал функционировать Альмет. Татарско-Турецкий лицей. Всего на 1996 в Аль­меть­евске насчитывалось: начальных – ​1, основных – ​3, средних – ​23, школ 3-й ст. – ​в т. ч. школ с углубленным изучением различных предметов – ​18, школ-гимназий – ​5, лицеев – ​1, школ для детей с дефектом умственного и физического развития – ​2; в Альмет. районе – ​44 школы, в т. ч. начальных – ​7, основных – ​8, средних – ​28, школ для детей с дефектом умственного и физического развития – ​1. В период с 1970 по 1990 было введено более 30 сельских детских садов. Со временем ведомственные детские сады были переведены на баланс города; в рамках системы Управления образования было создано самостоятельное управ-ние дошкольного образования.
В 1990-е гг. начал решаться вопрос возрождения нац. школы. Во исполнение Закона РТ «О языках на­ро­дов Республики Татарстан» администрацией райо­на и города была разработана программа по раз­ви­тию языков и культур. За период с 1993 по 1996 кол-во учащихся, изучающих татар. язык в объеме, предусмотренном учебным планом, увеличилось с 52 до 95% от общего числа школьников, преподавателей татар. языка – ​с 78 до 143 чел. Охват детей с обучением на родном языке за эти годы увеличился с 22 до 32%. В Альмет. районе на рус. языке обучалось 21037 чел., на татар. языке – ​2397 чел. В 1999–2000 учебном году учащихся-татар по Альмет. району насчитывалось 15338, из них обучались на родном языке – ​6238 чел. (40,6%). В наст. время вариативность системы образования позволяет учреждать школы гос., муницип., частные; начальные, основные, средние; общеобразоват. и коррекционные, вечерние, автономные и бюджетные, светские и религиозные. В сфере образования работают 173 учреждения: 70 школ, 2 учреждения доп. образования, 91 дошкольное учреждение. Система высшего и средне-спец. образования представлена 4 вузами, 5 колледжами, 1 техникумом (все – ​в Альметьевске).
РЕЛИГИЯ. На территории Альмет. р-на ныне (на 2022) действуют 38 мечетей (из них 12 – ​в Альметьевске), 13 церквей. Подавляющее большинство их было построено заново, а также реконструировано из полуразрушенных зданий, подвергнувшихся в 1930-е гг. запретам религиозных конфессий. По архивным документам в 1882 в Бугульминском уезде насчитывалось 165 мечетей, в к-рых служили 152 имам-хатиба, 82 имама и 161 муэдзин (по данным Оренбургского Магометанского Духовного Собрания). В нач. 20 в. мечети имелись почти во всех населенных пунктах, в нек-рых из них было по две мечети. На 1 янв. 1941 в Альмет. р-не официально было зарегистрировано 46 молитвенных зданий, из них 43 мечети и 3 церкви. На терр. района в сер. 1960-х гг. действовало община евангельских христиан-баптистов (12 чел.). В большинстве мечетей и церквей были размещены детские сады, медпункты, школы, клубы, зернохранилища и т. д. Ко 2-й пол. 20 в. почти все мечети, кроме 2-х каменных (в сс. Альметьево и Елхово), были разобраны. В 1976 было официально зарегистрировано 1-е объединение мусульман Альметьевска с мечетью первого прихода (махалли). В 1991 – ​зарегистрирована первая православная община при церкви Петра и Павла. В 1998 в районе было 17 мусульм. общин, многие из них имели вновь построенные мечети. В 1995 зарегистрирован мухтасибат Альмет. р-на и г. Альметьевска. Находится в мечети центральной Альметьевска им. Р. Фахреддина. В 2012 образована Альметьевская епархия; находит в Казанском кафедральном соборе Альметьевска.
Аль­мет. р-н яв­ля­ет­ся ро­ди­ной вы­да­ю­щих­ся истор. лич­нос­тей – ​Ри­заэд­ди­на Фах­ред­ди­на, Фа­ты­ха Ка­ри­ми, Ах­ме­та Ти­ме­ра; гос. де­я­те­лей – ​Ф. Х. Му­ха­мет­ши­на, Р. Г. Га­ле­е­ва, Ш. Ф. Та­хаут­ди­но­ва, Н. У. Ма­га­но­ва; Ге­ро­ев Со­ветс­ко­го Со­ю­за – ​М. А. Ах­ма­дул­ли­на, Н. Е. То­кар­ли­ко­ва; пол­ных ка­ва­ле­ров ор­де­на Сла­вы – ​М. К. Ала­е­ва, Г. С. Са­ла­хут­ди­но­ва; Ге­ро­ев Со­ци­а­лис­ти­чес­ко­го Тру­да – ​С. С. Га­таул­ли­на, А. Ш. Са­фиул­ли­на, Р. С. Саттарова, А. И. Тиханковой, Н. З. Зиатдинова, З. З. Сафина; пол­ных ка­ва­ле­ров ор­де­на Тру­до­вой Сла­вы – ​Н. А. Аф­­залт­ди­но­ва, А. Х. Ша­ку­ро­ва; известных де­я­те­лей нау­ки и куль­ту­ры – ​Ш. М. Бик­чу­ри­на, Л. Г. Гиль­ми, Х. Н. Ка­ма­ло­ва, Аф­за­ла Та­ги­ра, Р. Н. Дия­ше­ва, Я. Ф. Фархт­ди­но­ва.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Руко­во­дители исполнительно-распорядительных органов мест­ного самоуправления, предс. исполкома волостного, с 1930 районного со­ве­та де­пу­та­тов тру­дя­щих­ся (с 1977 совета народных де­пу­та­тов): Муртаза Ибрагимов (1921), Фатих Каюмов (с 1922), Аль­фа­тих Яма­на­ев(1926), Хусаин Кагиров (1926–29, 1930), Аглям Мин­не­ханов (1929), Сабир Салманов (1931–32) (см. «Аль­меть­евс­кое де­ло»), М. Усманов (1932–34), А. Забиров (1934–35), Ф. Ф. Фазлиев (1937–40), Х. С. Са­би­ров (1940–48), С. Г. Каримов (1948–52), А. А. Измайлов (1954–54), Х. Ш. Шайхатдаров (1954–60), ​И. Д. Мусаев (1960–62), Ф. К. Ка­ю­мов (1962–64), В. Ф. Ху­зах­ме­тов (1964–76), Г. К. Бе­ля­ев (1976–87), Юрий Алек­санд­ро­вич Еф­ре­мов (1987–89), Г. М. Ка­ма­лов (1989–95).
Предс. го­рис­пол­ко­ма: У. З. Закиров (1955–59), И. С. Гришуткин (1959–63), К. Г. Габдрахманов (1963–65), И. Д. Мусаев (1965–73), В. Г. Гирфанов (1973–82), Г. М. Грицишина (1982–88), Ф. Х. Мухаметшин (1988–89), Г. В. Егоров (1990–94).
Главы администрации города и района: И. В. Гареев (1992–98), И. Ш. Фардиев, (1998–99), Ф. Ф. Комаров (1999–2001), Р. Ф. Абубакиров (2001–11), М. Х. Салихов (2011–15), А. Р. Хайруллин (2015–19), Т. Д. Нагуманов (с 2019).
Е. П. Казаков, А. И. Ног­ма­нов, А. Г. Гал­ля­мо­ва,
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, З. Г. Гарипова, И. Р. Гибадуллин

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии