НОВОЕ НАДЫРОВО CЕЛА МЕЧЕТИ. К 1915 в селении имелось 3 соборные мечети. Махалля 1-й соборной мечети была создана основателем села, муллой Надыром Уразметовым в 1754. Позднее мечеть неск. раз отстраивалась заново: в 1783, 1850 (1855). При мечети действовали 3 медресе: 1-е было открыто в 1846, 2 других работали после 1911. В 1905 1-й приход объединял «180 дворов с 440 душами мужского и 456 женского пола». Первым указным имамом был Абдулзялил Надыров (1717–87), после него в кон. 18 – нач. 19 в. имам-хатибом, мухтасибом и мударрисом служил его сын Абдулнасыр Абдулзялилев (1763–?). В июле 1829 жителями села был избран имам Хабибулла Рафиков, к-рый стал родоначальником семейной династии указных мулл и оставался лидером махалли более 25 лет. Вторым имамом при нем был избран Шагиахмет Кутлукадимович Надыров (1837–?), к-рый в кон. 1850-х был переведен в с. Новое Каширово. После достижения Х. Рафиковом преклонного возраста, в декабре 1850 на должность имама был приглашен его сын, бугульминский купец 3-й гильдии Мухамет Хабибуллович Рафиков (Мухаммедхасан бин Хабиулла) (1838–30.4.1905). Однако, в результате бюрократических проволочек он получил указ от Самарского губ. правления только через 2 года, в мае 1852 (ГАСО, ф. 1, оп. 1, д. 76, л. 1–20). Вторым муллой в 1852 (по указу 1851) был назначен другой сын Х. Рафикова, «бугульминский мещанин» Хасан Хабибуллович Рафиков (1819–27.11.1903).
В 1854 в результате пожара сгорела мечеть. Восстановить ее за свой счет взялся отставной сотник Кутлукадим Исмагилович Надыров, к-рый подал прошение в Самарское губ. правление 18 февраля 1855. В связи с тем, что офиц. утверждение док-тов задерживалось, а также учитывая острую необходимость односельчан в помещении для молений, по проекту пом. арх. Волоцкого была сооружена деревянная мечеть без разрешения (проект мечети не сохранился). 12 декабря 1855 Бугульминский суд начал расследование о самовольной постройке. Надырову грозил крупный денежный штраф, однако благодаря изданию Высочайшего манифеста он попал под амнистию. Поскольку архитектура мечети соответствовала требованиям, выдвинутым губ. правлением, ее передали верующим.
После смерти братьев Рафиковых (Хабибуллиных) мусульмане Нового Надырово пригласили к себе муллой имама из д. Каташ-Каран Мензелинского у. (ныне Сармановского р-на) Яхъю Габделзяббарова (Абдуляпаров) (10.12.1858–?), получившего указ в 1896. Яхъя хазрат, уроженец с. Новое Каширово, выпускник Тайсугановского медресе, зарекомендовал себя активным проповедником и педагогом. Он продолжил традиции уважаемой прихожанами династии Рафиковых и сумел сохранить авторитет медресе с. Новое Надырово, проведя в нем в нач. 20 в. новометодные преобразования. В 1915 Я. Габделзяббаров получил почетное звание ахуна. В 1921 по указу Духовного управ-ния мусульман имам-хатибом мечети 1-го прихода был избран Гильфан Рамазанович Рафиков (1889–?), из рода Х. Рафикова. В сер. 19 в. муэдзинами были Ахметзян Габдулханнанов (1822–?), в кон. 1850-х гг. был переведен в д. Бишмунча (ныне Альмет. р-на); по указу 1849 – Cадретдин Тухватуллин (1825–?), уроженец д. Усманово Бугурусланского у. (ныне Оренбургской обл.), также вел занятия в мектебе; по указу 1878 – Шарафутдин Садретдинович Ишкуватов (5.4.1858–1926).
Деревянная мечеть 2-го прихода была построена в 1861, перестраивалась в 1907 по проекту, утвержденному Самарским губ. правлением в августе 1907. При ней действовали 2 мектеба: открыты в 1865 и 1901. В 1905 махалля включала «146 дворов с 370 душами мужского и 381 женского пола» (в 1908 – 412 и 404 соотв.). Имам-хатибы мечети: с января 1863 – Мухаммади Габделгалиев (Абдулгалиев); с 1880 – крестьянин Сабит Хисамутдинович Габдрахимов (1849–25.1.1907); после его смерти, с 1907 – Закизян бин Мухаммедов (Мулюков) (1861–1921?). С 1864 муэдзином мечети служил Хисамутдин Габделхакимов. В годы советской власти практически весь состав священнослужителей сменился: в 1921 имам-хатибом был избран Салих Мухамедов (1869–15.11.1921); после смерти С. Мухамедова в 1921 – Камалетдин Габдулвахитович Габделхакимов (27.8.1866–17.7.1924), с 1881 исполнявший обязанности муэдзина. Мечеть была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 27.4.1939 на основании «решения» 306 сельчан, проголосовавших на общем собрании, состоявшемся 16.3.1939. Здание мечети было передано Альмет. райисполкому для использования в качестве избы-читальни.
Мечеть 3-й махалли была построена в 1897 (по другим сведениям, в 1900), при ней в 1903 открыт мектеб. В 1905 к приходу относился «81 двор с 219 душами мужского и 208 женского пола» (в 1908 – 224 и 218 соотв.). Имамом с 1891 и имам-хатибом с августа 1900 был назначен мулла из с. Абдрахманово (ныне Альмет. р-на) Ахметзаки Муртазин (Ахматзаки ибн Муртаза ибн Габделгафур ибн Габделшамай ибн Сайфуль-Мулюков) (4.1.1874–?); муэдзином и мугаллимом мечети с 1901 – Тазетдин Хамитов (27.2.1874–?). Третья мечеть была закрыта постановлением Президиума ВС ТАССР от 1 февраля 1940 для использования ее здания в качестве трахоматозного пункта. Однако здание по назначению не использовалось и со временем пришло в ветхость (Акт техн. комиссии от 30 мая 1953). Решением СМ ТАССР от 26.6.1953 здание мечети было разобрано; материал использован для ремонта помещения одного из детских садов р. п. Альметьевск.
Из воспоминаний жителей села известно, что мечети в народе назывались: в верхней части села – Яшел мэчет (Зеленая мечеть), в Заречье – Кызыл мэчет (Красная мечеть), в нижней части села – Яна мэчет (Новая мечеть). Все 3 мечети представляли собой традиционный для татар тип срубной деревянной мечети с минаретом на 2-скатной крыше. Изображение Зеленой мечети было обнаружено на шамаиле неизвестного автора, хранившегося в доме муллы Нового Надырово Бары Шайхуллова. Такие же шамаили с изображением сельской мечети сохранились в нек-рых домах жителей села. Форма запечатленной мечети, размер двора, расположение забора и калитки соответствуют, по словам очевидцев, архитектуре Зеленой мечети. Ее фасады были обшиты досками, 4-гранный минарет также возведен из досок с рисунком «в елочку»; на 2-м ярусе был устроен обходной балкон, над ним окно, прорезавшее тулово минарета; он завершалось пирамидальным шатром под полумесяцем на шаре. Над крышей михраба был установлен полумесяц на невысоком шпиле. Внутренняя планировка, как и планировка всех традиционных татар. мечетей, представляла собой пространство анфиладно разделенное на 3 помещения: центр. молельный зал с михрабом, среднюю комнату перед ним и входные сени.
После установления совесткой власти минареты всех 3 мечетей были спилены; муллы репрессированы. Гильфан Рафиков, Исмагил Габделнафиков, Тазетдин Хамитов принудительно отказались от духовного сана, они были лишены избирательных прав. Тазетдин Хамитов и Яхъя Габделзяббаров, как участники «Вилочного» восстания, были раскулачены и репрессированы, их имущество конфисковано. Тазетдин хазрат отбывал срок в концлагере, по нек-рым сведениям, Яхъя хазрат скончался в Сибири. Семья имама Исмагила Габделнафикова в 1931 была выслана из села. По нек-рым сведениям, Ахметзаки Муртазин после отъезда из Нового Надырово в 1900–29 был муллой в мечетях с. Альметьево. В Надырово, от имени мусульман 3-го прихода, в июне 1926 он подписал с властями соглашение об использовании здания мечети. В годы гражданской войны жил в Сибири, после возвращения отправил детей в Ташкент. В 1929 был арестован по доносу как участник «Вилочного» восстания; осужден на 5 лет концлагерей, откуда не вернулся. Его внук, М. Г. Хакимов, изветный ученый, живет в Казани.
В 1940–90-е неофиц. муллами были: Шарафетдин Садретдинов, Бары Шайхуллов, Исхак Исмагилов, Галялетдин Каримов, Искандар Рафиков, Салимхан Миннеханов, Карам Нуретдинов, Нурулла Шайдуллин, Вали Ханнанов, Сагидулла Абдуллин, Шамиль Саримов, Сагадат Гилязетдинов и др. Пятничные намазы читали в частных домах. После 1980-х гг. мусульманской oбщиной села у колхоза был выкуплен старый дом, где организована махалля.
B1990 по инициативе предc. совета ветеранов Миргазияна Галиуллина в селе было начато стр-во мечети. Местом стр-ва был выбран участок на пересечении улиц Советской и Кирова, где прежде размещалась Зеленая мечеть. Открытие новой соборной мечети состоялось в февр. 1998. При установлении полумесяца 1-й азан прочитал Сагадат Гилязетдинов. Мечети дано имя «Рафкат», в честь жителя села Р. М. Рахманова, внесшего в ее стр-во весомый вклад. Проект здания мечети был выбран решением собрания жителей. Прямоугольное в плане 1-этажное здание возведено с минаретом на 2-скатной крыше и по своему облику соответствует архитектуре утраченных сельских мечетей. В отличие от них, новая мечеть построена из силикатного кирпича с использованием красного кирпича в деталях оформления. С 2 торцов здания пристроены помещения михраба и тамбур центр. входа. В 2006, при реконструкции здания мечети с западной стороны было пристроено небольшое (6 × 9 м) помещение. Здесь размещены женские и мужские классы медресе. Все пристрои возведены с понижением по высоте под собств. крышей. Стены михраба с красно-кирпичными вертикальными вставками выступают вперед на высоте карниза основного объема здания. Его стену в центре прорезает окно, обрамленное напуском красно-кирпичной кладки наличников, завершающихся над плоскостью окна в виде глухой полуциркульной арки. В основании арки устроены схожие с импостами полочки, доходящие до середины окна. Подобным образом, имитируя деревянные наличники традиционных сельских домов, оформлены все окна основного объема здания; из них 5 – на фасаде, выходящем на улицу. Углы здания и карниз обложены рядами кладки красного кирпича. Фронтоны крыши, с 2 торцов, прорезаны слуховыми окнами треугольной формы. Входной тамбур сложен из силикатного кирпича и покрыт выносной крышей, опирающейся на 2 стойки над крыльцом. Мечеть возведена на высоком фундаменте, к ее входу ведут круговые марши лестницы. Минарет, как и кровля здания, покрыт профнастилом темно-зеленого цвета; его грани отделаны белыми вертикальными полосами. Второй ярус образован обходным балконом с ажурной узорной металллической оградой. Шатровое завершение пирамидальной формы под полумесяцем на шаре отделено от ствола минарета глубоким выступом крыши.
Внутренние стены молельного зала оштукатурены в светло-зеленый цвет. Ряды окон обрамлены стрельчатыми нишами белого цвета. Фронтальная стена михраба устроена в форме стрельчатой арки с доходящим до потолка тимпаном. Его плоскость расписана пышным орнаментом зеленого цвета (на белом фоне) с выделяющейся черной каллиграфической вязью араб. надписи с формулой веры. На стенах, по сторонам арки михраба, устроены стрельчатые ниши, плоскость к-рых закрыта коврами; на них, друг над другом, развешаны по 2 ляухе (вышитый на ткани шамаиль). В михрабной нише находится резной деревянный минбар. Пол устлан коврами. В целом, внутреннее убранство мечети, как и его внешний облик, в отличие от многих совр. мечетей, достаточно гармонично, без особых излишеств.
Открытие медресе и мечети состоялось одноврем., в 1998. Мугаллимы медресе: С. Каримова, Э. Ахметова (с 2014), З. Зайнуллин. В 2011, рядом с мечетью из соснового сруба возведено просторное здание для проведения совместных общинных мусульманских праздников.
Спонсоры стр-ва мечети: Р. Г. Галеев, И. В. Гaреев, М. Ш. Залятов, И. Х. Рахманов, а также житель села Г. Загидуллин и др.
Имам-хатибы мечети: Шамиль Cаримов (1998–2000), Фоат Хайруллин (2000–01), Ильнар Xарисов (2001–11), Асаф Ахметов (с 2011).
Лит.: Новое Надырово. К.: Рухият, 2010.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова

Мечеть «Рафкат» в с. Новое Надырово. Общий вид

Мечеть «Рафкат». Михраб