Бишмунча села мечети



Мечеть в Бишмунче. Оформление фасада

БИШМУНЧА CЕЛА МЕЧЕТИ, в нач. 20 в. в селе действовали 3 соборные мечети. По сведениям, приведенным Самарским губ. правлением, полученным от местного приходского духовенства, махалля 1‑й соборной мечети существовала с 1718 (как правило, мечеть и приход действуют со времени основания села). Позднее мечеть выстраивалась заново в 1775 и после пожара, в 1873. О медресе, работавшем при мечети, было известно уже в 1762. В 1905 приход объединял 199 дворов, в к-рых насчитывалось «494 души мужского и 539 женского пола» (в 1908 – 494 и 505 соотв.).
По сведениям старожилов и данным Р. Фахреддина, одним из первых имамов в селе был Габдулла бин Кулмухаммед бин Акмухаммед бин Утяш-суфий бин Урманче, приехавший из д. Кушман (ныне Кайбицкого р-на). Его род, по мнению ученых (Р. Фахреддин, М. И. Ахметзянов), восходит к сподвижнику Пророка Мухаммада – ​Сальману аль-Фариси, потомки к-рого прибыли на терр. проживания татар для обучения мусульманскому обряду обрезания – ​«суннэт». Среди деревень, где они осели, указана также Бишмунча, к-рая была известна своими династиями «суннэтчелэр»: сын Габдуллы хазрата – ​Мухаммет продолжил дело отца в 18 в. – ​возглавлял мечеть в Бишмунче; его внук – ​известный в крае религ. деятель Габдеррашид ибн Мухаммад (имам-хатиб с. Кульшарипово), его правнук – ​Фаридеддин Муллин (имам-хатиб в с. Бигашево; см. Бигашево села мечети утраченные).
Имамы и мугаллимы мектеба, зафиксированные в списках Самарского губ. правления: Бикмурат Нигматуллин (по указам 1842, 1851); Мухаметкулый Шаммарданов (Шаймарданов) (с 1849); Ахметзян Габделханнанов (с 1865 в мечети 2-го прихода). По спискам мулл в мечети служили имам-хатибы: Мухаммади Мухаметгалеев (с 1865); Галиулла Мухаметкаримов (с 1868); крестьянин Мухаметхарис Ахметзянов (был избран жителями села в марте 1889); его помощник – ​брат Хазиахмет Ахметзянов (с 1895) (оба родились 20.10.1862). С августа 1875 муэдзином мечети с авгус­та 1875 служил также член этой семьи – ​Мухаметкарим Ахметзянов (15.2.1850–?). Все трое преподавали в приходском медресе. С 1913 имамом и мударрисом был Миннегали Нурмухаметов (1892–1937), получивший образование в Карабашском медресе (ныне с. Карабаш Бугульминского р-на).
Вторая махалля была образована по указу Самарского губ. правления в 1866. В тот же год построили деревянную мечеть и открыли при ней мектеб. Однако 1 мая 1911 мечеть во время пожара сгорела. Новое здание мечети было возведено по разрешению и проекту, утвержденному губ. правлением 17.11.1912. В 1905 в махалле насчитывалось «197 дворов с 560 душами мужского и 559 женского пола» (в 1908 – 493 и 500 соотв.). Первым указным муллой прихода с сентября 1865 был Ахметзян Габделханнанов; 2-й мулла при нем – ​Галиулла Мухаметкаримов (по указу 1866); он же позднее имам-хатиб (с 1873), 2-й мулла при нем (с 1874) – ​крестьянин из д. Зай-Каратай Абуталип Исмагилов (20.7.1845–1909). Возможно, после смерти Ахметзян хазрата в 1895 на его должность был назначен А. Исмагилов и младшим имамом – ​Ахметгарей Ашрафов (Атряпов) (10.12.1863–?). В 1910 после смерти А. Исмагилова имам-хатибом 1-го прихода стал Ахметгарей хазрат, 2-м муллой – ​сын А. Исмагилова, Габделсамат Абуталипов (около 1883–?). Муэдзином мечети и мугаллимом в мектебе по указу 1896 продолжал служить Кашафутдин Мухаметвалеев (20.4.1876–?), к-рый в 1910 на свои средства открыл женское медресе, в к-ром обучали основам ислама, правописанию, арифметике.
Третья махалля была образована в 1908; тогда же открыта мечеть по проекту, утвержденному губ. правлением. Имам-хатибом был назначен Шаймардан (Шагимардан) Хасанович Габделхабиров (с 1908), 2-м муллой с 1913 – ​Миннигали Нурмухаметов (в 1922 переведен муллой в д. Ак Чишма). По указу 1908 обязанности муэдзина выполнял Габдулхалим ибн Габдулгафур Сейфульмулюков (около 1880–?).
Таким образом, в Бишмунче действовали 2 мектеба и медресе. В них селяне получали начальное и среднее религ. образование, к-рое с 1914 осуществлялось по программе новометодного обучения. По воспоминаниям старожилов, перед рев-цией учителями в мектебе были Амирулла Таминдаров, Гата Мустафин, Гильметдин Бадретдинов, Гали Хуснуллин, Шамил Нуретдинов. Высшее религ. образование получали в медресе сс. Абдрахманово и Тайсуганово. В народной памяти сохранился сюжет о том, что в Бишмунче жил способный к наукам, но бедный и слепой мальчик Хуснутдин Низамов (р. в 1887). Имам одной из мечетей села на свои средства отправил учиться мальчика в медресе с. Тайсуганово. Хуснутдин, позже известный как Хусни суфий, был одним из лучших шакирдов, преподавал в местном медресе до его закрытия и собирался стать муллой, однако в этом ему помешала произошедшая рев-ция.
Бишмунча была знаменита также своим народным лекарем, лечившим молитвами, – ​неуказным муллой Габдрахман хазратом. Он также осществлял мусульманский обряд обрезания «суннат». Среди «суннатчылар» и «бабачылар», известных во всем Бугульминском у.: Ш. Нуретдинов (в советский период был осужден за свою деятельность на 2 года тюрьмы), Х. Габделисламов, М. Зиннуров, Г. Сабиров. Их приглашали жители соседних и дальних деревень. Как отходники (сезонные работники) они выезжали на неск. месяцев в Среднюю Азию. В селе проживал также плотник и столяр Шавали Рамазанов (1870–1946), известный в округе как яргыч Шавали (резчик Шавали): строил и ремонтировал мечети, вырезал узоры на фронтонах домов и наличниках окон.
После рев-ции мечети не работали, хотя официально и не были закрыты (постановление о закрытии вышло лишь в 1939). В 1926 имамы мечетей (Х. Ахметзянов, Г. Абуталипов) и муэдзины (К. Мухаметвалиев, Г. Сейфельмулюков) были вынуждены подписать договор об использовании культовых зданий. Позже тех, кто его подписал, и всех бывш. имамов мечетей репрессировали. Так, имам и мударрис мечети 1-го прихода Миннегали Нурмухаметов был арестован и выс­лан из села в 1931; жил в г. Магнитогорск, работал дворником, рабочим на горных рудниках. В 1937 он был вновь арестован по ложному обвинению как «участник филиала националистической повстанческой организации Атласова» (см. Х. Атласов) и расстрелян, как и все другие осужденные по этому сфабрикованному делу. По тому же делу были осуждены: бывш. имам мечети 2-го прихода Габделсамат Абуталипов, его арестовали в 1929 и осудили на 3 года концлагерей, затем повторно арестовали в г. Ачинск Красноярского края и приговорили к расстрелу; бывш. муэдзин этой же мечети К. Мухаметвалиев арестован в 1931 и выслан вместе с семьей (его жена, Шамсельбанат, была дочерью известного имама Габделгани хазрата Габденнасырова с. Тайсуганово) в Челябинскую обл.; бывш. муэдзин мечети 2-го прихода Габделхаким Сейфульмулюков (предположительно, сын имама мечети 1-го прихода с. Абдрахманово Муртазы Габделгафурова) был арес­тован и осужден на 8 лет концлагерей; имам мечети 1-го прихода Хазиахмет Ахметзянов был лишен имущества и арестован. По сведениям старожилов, у него была самая большая в Бишмунче биб-ка (все его книги были сожжены недалеко от села). Его заключили в тюрьму НКВД в Казани, где он ослеп от побоев, затем был выпущен на свободу. Вернулся в село (его жена Махтама абыстай умерла в 1935) и жил с сыном в помещении старой бани; умер в 1937. Власти преследовали также представителей мутавалли (сельских мусульманских общин): С. Ахметова, Ш. Юсупова, Х. Ихсанова, Г. Иркина, Н. Биктимерова. После периода репрессий неофициально проповедовали селяне Габделхаким – ​сын бывш. имама Хазиахмета Ахметзянова, Г. Загретдинов, Х. Ихсанов, К. Хамидуллин, Х. Харрасов, С. Фазлиев, М. Мирайханов, М. Ихсанов и др.
В годы демокр. преобразований усилиями жителей села М. Ризванова, М. Мирайханова, Ф. Харисова были предприняты усилия по возведению новой мечети. Ее открытие с установлением на минарете полумесяца состоялось 15 июля 1994. В торжествах участвовали дочь бывш. имама мечети 1-го прихода Кашафутдина Минвалиева – ​Оркыя (она передала книги отца мечети) и его внучка, внесшая денежный вклад. Жители села дали мечети название Илсуар мәчете (мечеть Ильсуара) в честь односельчанина Ильсуара Махмутовича Зарипова (1945–2003), предс. колхоза «Чулпан», много сделавшего для стр-ва мечети.
Мечеть разместилась на свободной площади в центре села, недалеко от здания сельсовета. Она была возведена из соснового сруба, позже здание было обшито силикатным кирпичом. За основу архит. проекта было взято здание мечети в с. Татар. Сарсаз Чис­топольского р-на, построенной по типу татар. де­ре­вянных мечетей с минаретом на крыше. Облик здания отличается простотой и функциональностью (арх. Е. Е. Петров). Фасады оформлены кладкой из красного кирпича, напоминающей узоры татар. тканых полотенец: ступенчатые мотивы геом. розеток по высоте фасадов, над- и подоконными проемами. Полосатый узор выложен на углах стен здания и вертикально выступающих ребрах полуколонн, а также по боковым сторонам окон в виде псевдоналичников. Основной прямоугольный объем здания мечети включает вестибюль со вспомогательными помещениями, анфиладу комнат для учебных занятий медресе и молельного зала. Окна закрыты решеткой с 2-рядным узором в виде «елочки». Пристройка михраба расположена по оси здания с более низким по высоте и выступающим в виде ризалита помещением, крытым собств. 2-скатной крышей. Стена михраба в центре прорезана оконным проемом, оформленным узорным цветным остеклением. Фронтоны крыш обшиты досками по типу традиционных фронтонов татар. сельских домов с контурным узором на лобовых досках и стрельчатой нишей с чердачным оконцем. Внешнему облику здания не соответствует пристроенный к помещению михраба дощатый сарайчик, покрашенный в ярко-зеленый цвет.
Внутр. стены мечети обшиты пластиковыми (под дерево) вертикальными плитами; потолок – ​полированными деревянными досками. Фронтальная плоскость михрабной ниши оформлена бело-зеленой росписью с мотивами орнамента, подобного узору каменной резьбы на входном портале Малого минарета в г. Болгаре. С двух сторон михрабной ниши помещены круглые настенные тарелки с каллиграфической вязью формулы Веры. В нише помещен резной из дерева минбар.
Здание крыто 2-скатной крышей из оцинкованного железа, им же целиком обшит 6-гранный ствол 2-ярусного минарета с обходным балкончиком и металлическим ажурным ограждением, закрывающим оконца на каждой из граней. Минарет имеет шат­ровое завершение с полумесяцем на шпиле и двух шарах. С торца здания, под фронтоном крыши, обшитым серебристым профнастилом, устроено закрытое с двух сторон темно-зеленым полупрозрачным пластиком крыльцо. К нему ведет арочный входной проем с мраморной таблицей в центре, содержащей информацию о принимавших участие в стр-ве мечети организациях, таких как колхоз «Чулпан», Центр. база производств. обслуживания и электропогружных установок, Упр-ние технол. транспорта. Вместе с руководителями этих организаций (И. М. Зарипов, М. С. Янгиров, Л. Ф. Лотфуллин) к списку необходимо добавить и главу администрации Альмет. р-на И. В. Гареева. Мечеть находится на ул. Советская, 57.
Имам-хатибы мечети: Габдельхаким Хазиев, сын муллы Хазиахмета Ахметзянова (1994–96), Миннехан Мирайханов (1996–99), Музагит Ихсанов (1999–2009), Сагит Харасов (2009–13), Тамиз Мордаханов, сын М. Мирайханова (с 2013).
Лит.: Фахреддин Р. Асар. Т. 1. Казань, 2006; Жертвы политического террора в СССР. Книга памяти Рес­публики Татарстан.
Д. Н. Тазиев, Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Вид на михраб и резням из дерева минбаром

Мечеть в Бишмунче. Помещение медресе

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии