ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ТАТАРО-ТЕПТЯРСКОГО КОМПОНЕНТА в Альметьевском районе имеет ряд региональных и локальных особенностей. К началу 20 в. они обрели общенациональные черты, характеризующие культуру волго-уральских татар. Элементы «тептярского» этнокультурного пласта в селах Альметьевского района (Бикасаз, Бишмунча, Кама-Исмагилово, Маметьево, Новое Каширово, Новое Надырово, Сулеево, Тайсуганово и др.) наиболее ярко раскрылись в особенностях мензелинского говора татарского языка (см. Языковой ландшафт). Они также представлены (в сочетании с казанско-татарской, иногда татаро-мишарской традициями) в обрядах и праздниках, в облике сельского костюма (особенно женского), в названиях отдельных элементов одежды, украшений, убранства интерьера, блюд национальной кухни и др. В жилищах преобладают элементы типичные для жилищ казанских татар.
Ритуалы свадебных обрядов совпадают с общетатарскими. При сватовстве («аклашу») договаривались о дне никаха (Сулеево). Иногда для определения срока никаха собирали родственников, соседей, друзей на совет - «кинэш» (Бишмунча, Сулеево). Обменивались подарками: например, мать невесты посылала полотенце (бит җаулык), намазлык и др. В честь произошедшего события на центральной стене дома жениха вешали узорное полотенце, сотканное засватанной девушкой (Тайсуганово). Никах, при соблюдении обряда сватовства, происходил в доме невесты. Если невеста выходила замуж без сватовства (ее тайно уводил жених) – «йабышып чыгу» (данный ритуал получил распространение у татар в годы установления советской власти), то свадьба происходила в доме жениха. На застолье сваты – «кода» приносили чак-чак, парных гусей. На никах топили баню (жених должен был отблагодарить истопника деньгами или подарком); после этого молодых оставляли одних (Кульшарипово). При ритуале уединения – «кыз биклэу» молодых закрывали за белым занавесом – «чыбылдык» (Тайсуганово). Обычно жених ночевал у невесты четыре дня (Бикасаз) и каждое утро для него топили баню (Кама-Исмагилово). Первый раз при выходе из бани жених одевался в приготовленные ему невестой рубаху и штаны (Тайсуганово). После бани ему готовили чай с пресными блинами – «кийэу» коймагы (Бишмунча). Если невеста оказывалась не девственницей, то жених откусывал только центр блина и оставлял его не съеденным. Посещение женихом невесты в ее доме – «кийэулэп йору», обычно раз в неделю, продолжалось в течение одного года («йыллап биру») после никаха (Новое Каширово) или же в течение одного лета («жэйлэтеп биру»). Затем жених на запряженных лошадях приезжал за невестой. При первом ритуале она часто бывала с ребенком на руках. Свадьбы были изобильными. Приглашали много гостей. Невесту сопровождала помощница – «жингэ» (Бишмунча), за столом на почетном месте сидел отец жениха или невесты – «топ кода». Часто он приезжал на свадьбу со своими гостями – «ийэрчен» с гостинцем кюзикмэк. Невесту в дом жениха сопровождала группа наряженных девушек – «арчи»; они приезжали на запряженных лошадях с бубенцами, заходили с гостинцами и оставляли невесту –»арчилап тешу». Когда за невестой приезжал жених, то его свадебная повозка (запрягали по обычаю «тройку») и конские дуги украшались узорными полотенцами (Новое Надырово), повозка – коврами (Тайсуганово). На отдельной повозке – «аш арбасы» привозили подарки, гостинцы (баурсак и др.). Когда невеста садилась и спускалась с повозки, разбрасывали орехи, некоторые баурсак; их подбирали дети (Кама-Исмагилово). В дом она заходила, ступив на подушку и отведав мед с маслом. Затем ее отводили к роднику – «су жулы курсэту» (коромысло и ведра невеста привозила свои). В рукоделие невесты, которое она приносила в подарок и в качестве приданого – «ошэнчек» входили изготовленные на ткацком станке и украшенные вышивкой полотенца, занавеси – чаршау, ашъяулык, «баурсак жапкычы» (покрывало на баурсак), намазлык (молитвеный коврик), одежда для жениха и его родителей: уравыч, «аяк сорткече» и др.(Новое Каширово). Все это невеста помещала в сундук («килен сандыгы»), его привозили на отдельной арбе (Маметьево). Бирнэ букчасы, в котором таже были рукоделия невесты, передавали во время церемонии никаха (Тайсуганово).
В доме мужа по обычаю «тел йашеру» (дословно, прятание языка) молодая невеста не должна была разговаривать с отцом жениха, старшими мужчинами, закрывать перед ними лицо, не ходить перед ними босиком. Ритуалы выкупа невесты («мэхэр»), передачи приданого, одаривания подарками, украшения дома и др., полностью совпадают с общетатарскими (см. Свадебные обряды). Свадебное застолье – табын накрывалось на полу: сначала стелили ковер, затем скатерть, на нее ставили большой поднос с угощениями. Под сиденья также стелили одеяла или ковры, на колени накрывали длинный «тастымал» (см. Ткачество). По ритуалу к застолью привозили пару гусей, 2 или 4 каравая пшеничного хлеба, или купленный на рынке калач (Верхняя Мактама), «кош теле» (жареное в масле мучное изделие из нарезанного в виде ромбов тонкого теста), баурсак (от жениха и от невесты; сверху украшали изюмом, пастилой из яблок и ягод и др.), чак-чак (Верхняя Мактама, Бикасаз). По обычаю готовили два чак-чака – со стороны жениха и со стороны невесты. С последним был связан ритуал «чак-чак котлау», во время которого торжественно выносили чак-чак, покрыв его узорной, красного цвета, скатертью. Высокий по размерам чак-чак (его готовили из 60-70 яиц) с четырех сторон, держа за края, открывали родственники жениха, при этом каждый называл подарок молодым, говоря: «с меня причитается овца»( гусь, деньги и др.; Новое Каширово). На поднос с чак-чак другие гости также клали подарки, деньги. Того, кто открывал чак-чак («чак-чак ачучы») одаривали. На застолье обязательно выносили большой «бэлеш» с мясом и картофелем. На утренний чай родителям жениха готовили «вак бэлеш» (малый бэлеш). При общности традиций в родильных обрядах (см. Родинные обряды), у Т. сохранялся ритуал одаривания повитухи маленькой круглой булочкой с углублением в центре – «кендек ипийе». Обрезание делал ходивший по деревням «бабачы бабай», используя для этой цели белый острый камень (Маметьево). Похоронно-поминальные обряды соответствуют общемусульманским татарским (см. Похоронные обряды). Некоторые особенности были в обычае ставить около покойного небольшую глиняную чашу («кэнди») с мукой («чтобы уходил без обиды»). После выноса тела женщины собирались для чтения коллективных молитв. После похорон старшим мужчинам раздавали «тахлиль тастымал»(салфетка или носовой платок). Мулле, который читал молитву, те у кого в хозяйстве была овца, давали ее как «гур садака»(или курицу или деньги). Хозяев дома, похоронивших умершего, селяне приглашали в гости; приговаривая: «улек ачар, терек-йабар» ( мертвый откроет, живой закроет). Считали, что душа покойного не умирает, и за несколько дней до годовщины надо было обязательно прочитать молитву из Корана, чтобы душа упокоилась. Во время поминок читали особые посвящения в стихотворной форме.
Перед Сабантуем проводили ритуал «эрэпэ жыйу» (от арабского гарэфэ), во время которого мальчики по домам собирали яйца, различные продукты: масло, зерно, «тош»(мелкий баурсак), шишара, «зэрэ ипийе»(мелкий хлеб) и др. При этом говорили прибаутки:»Тутэй, эрэпэгэ биш кукай» (Бикасаз). Часть яиц – «тирмэ, чирмэ, черемэ» закапывали в землю для «обеспечения хороших весенних всходов». Другие продукты утром, в день Сабантуя, использовали для коллективного приготовления каши - «эрэпэ боткасы». Обычно собирались на вершине горы и варили в большом казане пшенную или другую кашу с яйцами. Часть каши - «карга боткасы» (дословно, воронья каша) выставляли для птиц (Новое Надырово). Кроме эрэпэ, который для Сабантуя собирали дети, был ритуал сбора подарков и яиц молодежью - «сорэн», «сорэн сугу», проводившийся рано утром перед праздником. Его часто собирали конники («ат сорэне») вместе с пешими, с пением под гармонь. В сорэн входили полотенца, головные платки, салфетки, из продуктов крашеные яйца (их затем раздавали участникам праздника), специально приготовленная для Сабантуя шишара, а также «корок» – длинный шест, на который привязывали полотенца и «тубал» (лукошко) для складывания яиц. Помимо праздников мусульманских существовали обряды «чэчу кукэйе» (после Сабантуя вместе с семенами в землю зарывали яйца), приготовление в мае месяце «дождевой каши»с обливанием водой и чтением старшими женщинами намаза.
В блюда традиционной кухни входили кыстыбый, кюзикмэк, шишара, «тэбикмэк», «эльбэ»; с использованием льняного, макового масла и семени, проса, овса, толокна, хмеля и др. (см. Кухня татарская). Что касается утвари, то Т.-Т. ведро часто назвали «бидерэ» (Бикасаз), было специальное ведро из дерева , в котором носили еду работающим в поле –»эбэт чилэге» (Бикасаз). Масло взбивали в высокой, выдолбленной из куска дерева кадке -»гобэ»; маленькую деревянную бочку с крышкой, в которой хранили подсолнечное и льняное масло, называли «капламыш». Деревянная ложка - «кашык», металлическая – «калак» (см. также Кухонная утварь). Одежда и украшения соответствовали комплексу татарского костюма. Платья:– «бэбэй итекле кулмэк» с присборенным отрезным подолом в несколько рядов, «оститэкле кулмэк»(с присборенными воланами от талии), алъяпкыч (алжапкыч), «алжапма» (вид передника), камзол с рукавами и без рукавов –«кандул» (Кульшарипово), джилян, чикмень, такыя, калфак (монетный, золотошвейный, бисерный), чачкап («чэчургеч»), «баш боти» (амулет, закреплявшийся на затылке между 2-х кос; Бикасаз, Кама-Исмагилово), чулпы, тамакса, чылбыр, хэситэ, ыштыр, хашап и др..
Лит.: Ахмеров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1907; Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатического изучения // Советская этнография. 1979. №42; Рамазанова Д.Б. Формирование татарских говоров юго-западной Башкирии. Казань, 1984; Приуральские татары. Казань, 1990; История татар Западного Приуралья. Т.1. Казань, 2016; Ф.С.Баязитова. Әлмәт тобэге татарлары. Казан, 2001
Ф.С.Баязитова, Д.Б.Рамазанова
Традиционная культура татаро-тептярского компонента
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии