ТАТАРЫ (самоназвание – татар), тюркоязычный народ; основное население РТ. Альмет. р-н входит в группу регионов, где Т. составляют более половины населения, соседствуют с другими этнич. группами (русскими, чувашами, мордвой). Проживают во всех городских и сельских нас. пунктах. Этнологами Д. М. Исхаковым и др. выделено 5 этапов в истории развития юго-восточного региона: булгаро-угорский (8 – нач. 13 в.), золотоордынско-тюркский (кипчакский) (13–14 вв.), ногайский (15 – сер. 16 в.); сословно-башк. (2-я пол. 16 – кон. 18 в.), этап консолидации в составе татар. этноса (кон. 18 – нач. 20 в.). Можно последовательно проследить характер заселения региона ср.-век. племенами: сначала это были тюрки и угры, затем – булгары и кипчаки, за ними – ногайцы, с 16 в. – мигранты с терр. Среднего Поволжья (Нагорная сторона) и Приуралья, с кон. 18 в. – татары-тептяри. Терр. Альмет. р-на входила в состав Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казан. ханства, являлась областью, где кочевала Ногайская Орда. По архивным и письменным источникам известно о миграционных потоках в регион: с 16 в. – казан. татар, в 17 и 18 вв. – тептярей и мишарей (из Нижегородской и Пензенской губ.), в 1920–30-х гг. – переселенцев из селений пограничного Сармановского р-на.
Татар. население Альмет. р-на по языковым и культурным особенностям отнесено к юго-восточной этнограф. группе Т. в составе субэтноса казан. татар. Впервые была выделена в классификации этнографа Н. И. Воробьева в 1967. Это население бывш. Мензелинского у. Уфимской губ., Бугульминского, Бугурусланского уездов Самарской губ., Оренбургской губ. Формирование юго-восточной группы Т. началось в 1830–40-х. Причем, значит. часть представителей этой группы (в г. Оренбург – преобладающая) была связана с царской правительственной колонизацией. Кроме этого, при заселении данной терр. татарами она в ряде р-нов была пустующей (запад Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского уездов). В итоге, в юго-восточных р-нах Татарстана и смежных терр. выделились миграционные потоки из выходцев различных субэтносов волго-уральских Т., что повлияло на формирование этнокультурного облика юго-восточной группы Т. Колониальное управ-ние краем привело к делению населения на целый ряд сословных образований: служилые, ясачные, казаки, тептяри, тарханы, башкирцы, мещеряки и др.
К кон. 19 – нач. 20 в. был выработан ряд общих для татар. населения региона культ.-языковых особенностей (см. Языковой ландшафт). По материалам традиционной культуры, охватывающим кон. 19 – нач. 20 в., Альмет. р-н отнесен к терр. с процессами активного этнокультурного взаимодействия. Татар. население р-на образовано из потомков казан. татар, включая татар-тептярей, мишарей, восточно-закамских татар-кряшен. Они в большинстве компактно, а также дисперсно расселены во всех татар. селениях р-на. В материальной культуре этнич. специфика наиб. устойчиво сохраняется у сельских татар (жилище, одежда, ремесла и промыслы и др.), в духовной культуре она проявляется в религ. сознании, обрядности, народном творчестве.
По материалам исследований Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой традиционной культуры в татар. селениях Альмет. р-на, проведенных в рамках работы фонда «Альметьевская энциклопедия», было выявлено 3 типа этнокультурной ситуации. Первый тип – компактное население села состоит из одной численно преобладающей этнограф. группы с характерными и присущими только для нее этнокультурными традициями. Он представлен селами с татаро-мишарским населением – Нижнее Абдулово и Елхово (Западная этнокультурная зона). К этому же типу можно отнести с. Калейкино с татаро-кряшенским населением. Второй тип – население села состоит из этнограф. групп с характерными для каждой из них этнокультурными традициями, но с преобладанием одной из них. Этот тип имеет неск. вариантов: а) преобладание казан.-татар. компонента с включением татаро-тептярского и, отчасти, татаро-мишарского – Кульшарипово, Бигашево, Альметьево (Центр. зона); б) преобладание татаро-мишарского компонента с включениями казан.-татар. и татаро-тептярского – Миннибаево (Юго-Западная зона, являющаяся переходной от Центр. к Западной); в) преобладание татаро-тептярского компонента с включением казан.-татар. – Кама-Исмагилово, Бишмунча, Ак-Чишма (Восточная зона, является переходной от Северо-Восточной к Юго-Восточной); г) преобладание татаро-тептярского компонента с включениями казан.-татар. и татаро-мишарского – Верхняя и Нижняя Мактама, Новое Надырово, Новое Каширово, Сулеево, Шарлама, Урсалабаш (Северо-Восточная зона). Третий тип – смешанное население сел со смешанными этнокультурными традициями. В него вошли села, в культуре к-рых практически невозможно дифференцировать более ранние этнокультурные традиции. К ним относятся села: а) со смешанным казан.-татар. и татаро-мишарским этнокультурным компонентом – Кичучатово, Маметьево, Чупаево (Юго-Западная зона, является переходной от Центр. к Западной); б) со смешанным татаро-тептярским и татаро-мишарским компонентом – Абдрахманово, Тайсуганово (Юго-Восточная зона); в) с мигрантами из Сармановского района с включением татаро-тептярского компонента (Северная зона); г) с татаро-кряшенским и чуваш. компонентами – Ильтень-Бута. К подтипу отнесены села, в к-рых параллельно со смешанными могут быть представлены самостоятельные этнокультурные компоненты: а) со смешанным казан.-татарско-мишарским компонентом и некогда обособленным татаро-тептярским (приуральским) включением – Кичучатово; б) со смешанным татаро-тептярским и татаро-мишарским и некогда обособленным сословно-башк. включением – Абдрахманово; в) с татаро-кряшенским и мордовским этнокультурными компонентами и обособленным татаро-мишарским включением – Васильевка-Казябаш. При объединении этнокультурных зон в ареалы образуются 3 компактных ареала: 1) с преобладанием традиций казан.-татар. культуры – Центр. ареал; 2) с преобладанием традиций татаро-мишарской культуры – Западный ареал; 3) с преобладанием традиций татаро-тептярской культуры – Восточный ареал. Поскольку татары-кряшены проживают в деревнях, разбросанных по терр. Альмет. р-на, то они не объединены в терр. зоны компактных этнокультурных образований. В целом, традиционную культуру татар Альмет. р-на можно отнести к смешанному и пограничному типу между культурами поволжских и приуральских татар. Дифференцирующим компонентом являются татары-тептяри, повлиявшие на своеобразие традиционной культуры в регионе.
По данным социологического опроса, проведенного в 2000 экспедицией Казан. ун-та под рук. Г. Р. Столяровой, совр. этнич. самосознание Т. устойчиво: номинальное (по паспорту) и фактическое (по самоидентификации) полностью совпадают. Четко выражено субэтническое самосознание: среди Т. Альмет. р-на 75% мужчин и 85% женщин отнесли себя к различным субэтническим группам. Наиб. определенно и уверенно называли свою субэтническую принадлежность татары-кряшены и татары-мишари. Субэтноним «казанские татары» в обиходе практически не употребляется; для выражения причастности к этой субэтнической группе носителями употребляются следующие определения: мы – «чистые татары», «чистокровные татары», «настоящие татары», «просто татары». В р-не встречаются единичные случаи причисления себя к булгарам, тептярям, нагайбакам и подмены субэтнонима конфессионимом («мы – мусульмане»). Субэтническое самосознание у женщин выражено сильнее, чем у мужчин, и в обеих группах повышается с возрастом: знают свою субэтническую принадлежность 60% Т. в возрасте от 18 до 25 лет; 71% Т. в средних возрастных группах; 97% в старших возрастных группах.
У большинства Т. Альмет. р-на национальность и родной язык совпадали (98%). Все респонденты владели родным языком в совершенстве («думаю»), степень владения литературным татар. языком зависит от уровня образования. Степень владения русск. языком среди мужчин выше, чем среди женщин; в старших возрастных группах ниже, чем в средних и младших: говорят с незначительными затруднениями 16% мужчин и 19,3% женщин; говорят с большим трудом 2,7% мужчин и 17,3% женщин. Совсем не владели 2% мужчин и 4,5% женщин. Наибольшую функциональную нагрузку несет татар. язык: для абсолютного большинства языком, на к-ром они научились говорить, был татар.; на работе и дома обычно говорят по-татарски.
Большинство опрошенных считали обязательным знание гос. языков РТ: за обязательное знание русск. языка выступили 93,3% мужчин и 89,7% женщин, за обязательное знание татар. языка – 82,5% мужчин и 81,8% женщин. Предпочтения в преподавании языков в школе: вариант «обязательный русский и татарский языки» – 51% мужчин и 34,5% женщин; вариант «обязательный русский, татарский, иностранный язык» – 42,3% и 58,5% соотв. (в молодежных группах – 80%). Среди иностр. языков первенство отдано зап.-европ. языкам (англ. и немецкому); 4,5% опрошенных Т. считают необходимым введение в школьные курсы араб. языка (чаще в сочетании с зап.-европ. языком).
В структуре браков, заключаемых Т. Альмет. р-на, в целом по р-ну было зафиксировано 67% однонац. и 33% межнац. браков; в том числе на селе, соотв., – 75% и 25%, в городе – 64% и 36% (на 1999) – и по городскому, и по сельскому населению это в среднем на 10% выше, чем по РТ в целом. Основные брачные партнеры в межнац. браках – русские. К этнически-смешанным бракам относятся положительно либо не придают национальности значения в браке около 60% Т. Для структуры татар. семей по характеру родственных отношений характерны простые двухпоколенные семьи (муж, жена, дети) и сложные трехпоколенные семьи (муж, жена, дети, родители мужа или жены). Многодетная в прошлом семья (более 3 детей) сменилась моделью, преим., двухдетной семьи: среди сельских Т. 68% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет хотели бы иметь двоих детей, 32% – троих. В трудоспособных возрастных группах бездетны 9,5% семей, имеют 1 ребенка – 18,5%, 2 детей – 44,6%, 3 – 22,3%, 4 – 3,8%, 5 – 1,3%; средняя реальная детность составляет 1,9, средняя желаемая детность – 2,5. Модель двухдетной семьи таит угрозу депопуляции (уже в 2000 естеств. прирост сельского, наиб. многодетного, населения составил минус 285 чел.).
Нац. праздничная обрядность включает, прежде всего, религ. мусульманские праздники и народные (см. Праздники народные) праздники. Самые популярные – Курбан-байрам, Ураза-байрам, Навруз, Мавлют, Нардуган и календарные праздники; прочно вошедшие в быт в советский период – Новый год, 8 Марта, 1 Мая, День Победы. Широко отмечается Сабантуй и День республики. В семейной обрядности повсеместно фиксируются обряды «исем кушу» (имянаречение; см. Родинные (родильные) обряды), «никах» (религ. оформление брака; см. Свадебные обряды), похоронно-поминальная обрядность полностью регламентируется религ. канонами (см. Похоронные обряды). О традиционной культуре Т. Альмет. р-на см. статьи архитектурно-художественный комплекс народного жилища, декоративно-прикладное искусство, интерьер, костюм, кухня татарская, татарского родства термины и др.
Лит.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967; Халиков Н. А., Садыкова З. Р. Говоры оренбургских татар. К., 1985; Мухаметшин Ю. Г. К истории формирования оренбургских татар // Всесоюзная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1984–1985 гг. Тезисы докладов. Йошкар-Ола, 1986; Исхаков Д. М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения формирования, расселение и демография). К., 1993; Валеева-Сулейманова Г. Ф. К вопросу исторической преемственности традиционного искусства населения аулов Альметьевского района (опыт типологии и районирования этнокультуры) // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Г. Р. Столярова
Татары
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии