РУССКИЕ (самоназв.), основ. население Рос. Федерации, в Альмет. р-не 2-й по числ. (после татар) народ. В 1970 – 64 837 чел. (42,4% от всего населения р-на), в 1979 – 66 083 чел. (41,3%), в 1989 – 68 636 (40%); в т. ч. городское население: в 1970 – 47 391 чел. (47,8% от всех горожан р-на); в 1979 – 54 465 чел. (45,4%), в 1989 – 60 093 чел. (42,7%); сельское население: в 1970 – 17 446 чел. (32,6% от всех сельчан р-на), в 1979 – 11 618 чел. (29,1%), в 1989 – 8543 чел. (27,6%). Число сельских нас. пунктов с основным русск. населением: в 1992 – 43, в 1997 – 29. 17,3% русск. нас. пунктов имели числ. до 10 чел.; 27,6% – от 10 до 50 чел.; 6,9% – до 100 чел.; 37,9% – до 500 чел.; 10,3% – свыше 500 чел. Доля женщин (52,3%) превышает долю мужчин (47,7%). Среди горожан этот разрыв составлял в 1970 – 5,4%, в 1979–6,8%, в 1989 – 4,2%; среди сельчан – соотв. 12,6%, 10% и 7%. Преобладают простые 1- и 2-поколенные семьи, треть к-рых – неполные семьи (дети с одним из родителей), до 50% семей пенсионеров на селе и 25% – в городе.
Наиб. плотно Р. расселены в северных и сев.-западных частях р-на, а также вдоль трассы Альметьевск–Чистополь. В 2015 – 40% населения Альметьевска составляли Р. Большинство русск. нас. пунктов основано в 1-й пол. 18 в. и связано с 4 типами заселения края: 1) гос.; а) принудительное размещение военных поселян для охраны объектов оборонительных линий – сс. Кичуй, Новая Елань, Полянка; б) во время Столыпинской аграрной реформы – п. Александровка, Баклановка, Бельский, Березовка Борискинского сельского поселения, Васильевский, Веселый, Дубовка, Каменка, Малиновка Мало-Шуганского сельсовета, Малый Шуган, дд. Рябиновка, Федор-Степановка; в) в ходе землеустроительной реформы – Борисовка, Владимировка, Егоровка, Красная Поляна Русс.-Акташского сельсовета, Красносельский, Михайловка, Соловьевка, Сосновка, Студеный Ключ; г) в ходе коллективизации – сс. Борискино, Заря, Красная Горка Ямашинского сельсовета, Петровка); 2) раздача земель помещикам и служилым людям с последующим освоением терр. за счет переселения крепостных крестьян из др. губерний России: Березовка Ямашского сельского поселения, Дальняя Ивановка, Завод, Зай-Чишма, Иванаевка, Каськи, Комаровка, Кублицкое, Мочиловка, Нагорное, Новая Михайловка, Новоникольск, Новотроицкое, Нолинка, Олимпиадовка, Рокашево, Старая Михайловка, Юсупкино, Ямаш; 3) вольное (основание нас. пунктов беглыми крестьянами или их подселение в уже существующие села: с. Кительга, Рождественка, Ямаши); 4) ассимиляционное (обрусение нерусск. населения, напр., сс. Дербедень, Добромыш, Кузайкино, Малый Багряж, Русский Акташ, Русское Сиренькино).
Этническое самосознание Р. устойчиво; номинальное (по паспорту) и фактическое (по самоидентификации) самосознание полностью совпадают. В числе заключаемых Р. браков: 63% однонац. и 37% межнац., в т. ч. на селе соотв.: 42,2% и 47,8%, в городе – 65,5% и 34,5% (1999). К этнически-смешанным бракам относятся положительно либо не придают национальности значения в браке около 90% Р.; отрицательное отношение к смешанным бракам нарастает в старших возрастных группах, у женщин выражено сильнее, чем у мужчин. Р. Альмет. р-на благожелательно относятся к межэтническим контактам в семейном, дружественном и производств. общении. Оценивают межэтнические отношения в респ. и в р-не как благополучно с положительной перспективой.
Среди Р. р-на 100% сельчан и 99,9% горожан считают русский родным языком (1989), владеют татар. языком – 1,2% горожан и 1,5% сельчан, др. языками народов России – 0,5% горожан и 1,6% сельчан.
Материальный быт Р. имеет отчетливую тенденцию к унификации. Элементы русск. традиционного комплекса фрагментарно прослеживаются на селе: хоз. каменной постройки 19 в. (региональный элемент); отсутствие полихромной (многоцветной) раскраски жилищ и минимальное декоративное оформление фасадов и фронтонов жилых помещений (характерны верхневолжские элементы декора); традиц. местоположение «красного угла» с иконой; 2-хкамерные (изба+сени) и 3-хкамерные (изба+сени+клеть) жилища. Разнообразно представлена русск. кухня: щи, грибной и гороховый супы, печеные изделия (курник, пироги с капустой, рыбой, грибами, ягодами; ватрушки с творогом и картофелем), студень, блины, из напитков – квас, кисель; ритуальные блюда – кулич, кутья. Утрачены традиции выпечки домашнего хлеба. Большое место в русск. нац. кухне занимают блюда регионального типа и татар. нац. кушанья (чак-чак, губадия, эчпочмак и др.).
Верующие Р. – преим. православные, но есть и старообрядцы (см. сс. Малиновка Мало-Шуганского сельсовета, Рябиновка, Рождественка, Урсала). В духовной культуре Р. этнич. специфика проявляется в религ. сознании, праздничной календарной обрядности и обрядах жизненного цикла. По материалам обследования (2000), уровень самоидентификации по религ. принадлежности высок: доля верующей молодежи – до 45% среди мужчин и свыше 80% среди женщин; 65% мужчин и 88% женщин в среднем (допенсионном) возрасте; 75% мужчин и около 100% женщин пенсионного возраста. В структуру русск. нац. праздничной обрядности включаются прежде всего религ. праздники (самые популярные – Рождество, Масленица, Пасха, Троица, престольные праздники) и календарные праздники. Широко отмечают Р. Альмет. р-на Сабантуй, бытуют и мусульманские праздники, прочно укоренившиеся в советский период (Новый год, 8-е Марта, 1-е Мая, День Победы).
При рождении ребенка выделяется 2 основных обрядческих комплекса: непосредственно после рождения – «от сглаза» и крестины, либо имянаречение. В совр. свадьбе еще можно выделить элементы 3-х основных циклов традиционной свадьбы: предсвадебный, собственно свадьбы и послесвадебный, но они не представляют из себя былого единого комплекса и сильно трансформированы, из них исчезло прежнее ритуальное содержание и появилось новое – увеселительного, игрового характера. Наиб. полно сохраняется похоронно-поминальная обрядность, следующая православным религ. предписаниям. Мужчины, менее чем женщины, информированы о происхождении и содержании праздников и обрядов жизненного цикла; молодежь и люди среднего поколения – меньше, чем пожилые.
Народное творчество Р. было представлено в деятельности фольклорных коллективов: «Березка» (Новоникольск), «Березка» (Новотроицкое), «Бутинские посиделки» (Бута), «Ивушка» (Дальняя Ивановка), «Русич» (Ямаши), «Русские узоры» (Молодежный), «Рябинушка» (Кичуй), «Рябинушка» (Русский Акташ), «Сударушка» (Кительга), «Сударушка» (Новотроицкое). В Молодежном с большим размахом проходит фестиваль «Осенины».
Лит.: Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья. Казань, 1966; Бусыгин Е. П., Зорин Н. В., Михайличенко Е. В. Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Казань, 1973; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989. Т. 2. Национальный состав населения Татарской АССР. Казань, 1990; Материалы Республиканского Архива ЗАГС за 1999 г.; Полевые материалы этнографической экспедиции КГУ в Альметьевский район 2000 г.
А. Г. Галлямова, Г. Р. Столярова
Русские
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии