Мордва



МОРДВА (самоназв. – ​мордва), финноязычный народ; 4-й по величине (после татар, русских, чувашей) в Альмет. р-не. Ее числ. составляла в 1970 – 4 416 чел. (2,9% всего населения р-на), в 1979 – 4 200 чел. (2,6%), в 1989 – 4 219 чел. (2,5%), в 2002 – 3 605 чел. (1,9%), в 2010 – 2 749 чел. (1,4%); в т. ч. горожане: в 1970 сос­тавляла 55,2% всей мордвы р-на, в 1979 – 65,6%, в 1989 – 75%, в 2002 – 74,7%, в 2010 – 64,7%. В структуре населения доля женщин превышает долю мужчин: в 1970 разница составляла 11,2%, в 1979 – 8,2%, в 1989 – 8,6%, в 2002 – 5,6%, в 2010 – 6,8%; в т. ч. среди горожан в 1970 – 9,4%, в 1979 – 7,6%, в 1989 – 10%, в 2002 – 5,3%, в 2010 – 8,7%; среди сельского населения в 1970 – 13,6%, в 1979 – 9,6%, в 1989 – 7,8%, в 2002 – 6,5%, в 2010 – 3,4%.
Большинство М. проживает в Альметьевске (в 2002 – 2 693 чел.), включая бывш. мордовское с. Тихо­нов­ка. В сельской местности М. компактно про­жи­вает в сс. Верхний Акташ, Васильевка. В Закам. регио­не М. расселялась с кон. 17 – ​нач. 18 в. для охраны и обслуживания оборонных объектов Рос. гос-ва (см. Засечные черты). Часть М. осела в Закамье после Крестьянской войны 1773–75. К наст. времени боль­шая часть приш­лой М. ассимилирована русскими. Обрусело население сс. Багряж-Никольское, Березовка Борискинского сельского поселения, Бута, Дербедень, Кузайкино, Малый Багряж, Русский Акташ, Русское Сиренькино, Ямаши. М. проживала и в ныне исчезнувших поселках Алексеевка, Ипполитовка, Казачий Мост, Керлей, Ключаревка, Малиновка, Николаевка, Шашинка. М. была и среди пер­вых поселенцев в сс. Аппаково, Калейкино, Кульшарипово.
М. состоит из 2 субэтносов: эрзи и мокши. М. р-на – ​преим. эрзя по самосознанию и ант­ро­по­логическому типу (европеоидный, светлый, широколицый).
Этнич. самосознание М. устойчивое, национальность по самоопределению совпадает с записью в пас­порте. Исключение составляют дети от смешанных браков (50% из них принимают другую национальность, чаще всего русск.). Субэтническое самосознание размыто: около 25% респондентов не могут отнести себя ни к эрзе, ни к мокше. По данным переписи в Альмет. р-не в 1989 – 74,4% городской и 97,1% сельской М. считали родным язык своей национальности. Для 25,2% горожан и 2,8% сельских жителей родной язык – ​русский; для 0,2% горожан и 0,1% сельских жителей – ​татарский; для 0,2% горожан – ​др. языки. Свободное владение 2‑м языком: мордовским – 6,4% горожан и 0,2% жителей села; русским – ​соотв. 72,3% и 91,3%; татарским – 0,5% горожан; др. языком народов России – ​0,4% городской и 0,2% сельской М. В опубликованных итогах переписей 2002 и 2010 данные о владении М. языками на терр. р-нов РТ отсутствуют. В местах компактного расселения М. в школах Альмет. р-на введен мордовский язык.
В 2000  основной тип семейной организации – ​малая нуклеарная семья: однопоколенная (муж + жена) или 2-поколенная (муж + жена + дети). Средняя людность сельских семей от 2,1 чел. (с. Васильевка) до 2,5 чел. (с. Верх. Акташ). Более 50% семей составляют одиночки. Большинство семей 1- и 2-детны. Устойчиво сохраняется институт главенства. 2/3 сельских семей возглавляют мужчины («по традиции», «так заведено»), в каждой 5-й семье отмечается двойное главенство. По данным опроса в 2000, традиционное распределение трудовых обязанностей с разграничением мужской и женской ролей наблюдается в 25% семей.
В структуре заключаемых браков 94% приходится на межнациональные: 87,5% в сельской местности и 96,2% в городе (1999). Подавляющее большинство межэтнических браков М. заключает с русскими и татарами. М. положительно относятся к межэтническим контактам в семейной, дружественной и производств. сферах.
Материальный быт М. Альмет. р-на сильно унифицирован. Этнически окрашенные элементы встречаются в селах в виде сохранившихся хоз. построек, относящихся в осн. к 19 в. Они возводились из белого камня, крылись соломой. По материалам опроса, в Альмет. р-не в 2000 блюда традиционной мордовской кухни знают и готовят в 50% сельских семей. Наиб. распространенные кушанья: капустный суп «ям», «кулага» (жидкое блюдо из разведенной в воде муки с добавлением калины), толстые блины из пшеничной и гречневой муки, печеные изделия – ​курник, «каймака» (ватрушки с творогом), пироги с калиной и рыбой; пельмени с картофелем и большие пельмени со свининой. Из напитков распространены «поза» (хмельной квас), пиво из свеклы. Очень редко упоминается пшенная каша, к-рая ранее у М. была обязательным ритуальным блюдом. Большое место в пита­нии занимают блюда, заимствованные из нац. кухни др. народов; особенно популярна и распространена татар. выпечка – ​«перемяч», «эчпочмак», «кыстыбый», «чак-чак». Традиционная одежда полностью вышла из обихода. Народный костюм используется в выступлениях фольклорных коллективов; отдельные элементы – ​сарафаны, фартуки, платки, мужские вышитые пояса, лапти, украшения – хранятся в семьях, как реликвии.
К 18 в. М. была обращена в православие, в верованиях сохранились отголоски язычества. Уровень религ. сознания, по данным опроса в 2000, среди сельских мужчин 18–25 лет – ​40%, 26–60 лет – ​87%, старше 60 лет – ​75%; среди селянок 18–25 лет – ​88%, 26–55 лет – ​94%, старше 55 лет – ​91%.
Основу народной праздничной обрядности сос­тавляют православные праздники: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, престольные праздники – ​Михайлов день, Никола, Петров день, Ильин день. В наст. время сложились свои традиции проведения религ. праздников. Напр., в с. Верхний Акташ, в ночь на Крещение многие православные жители р-на собираются на молебен у родника «Святая головка», набирают воду и окунаются в купель, после праздничные службы проходят общие чаепития в трапезной; на Троицу проводится крестный ход на родник «Колыма». В систему народных праздников включены Сабантуй и календарные общесоветские праздники – ​Новый год, 8 Марта, 1 Мая, День Победы и др. В этнически смешанных семьях (М. и татары) отмечаются мусульмские праздники – ​Рамазан, Курбан-байрам. Региональную этническую специфику сохраняют обряды жизненного цикла. В родильной обряднос­ти центр. место занимают ритуалы, направленные на охрану новорожденного от порчи и сглаза, а также имянаречение («кстины» – ​крестины). В свадебной обрядности выделяются сватовство, девичник, выкуп невесты и приданого, встреча молодых хлебом-солью, ряжение, «поиски ярки», послесвадебное битье горшков (тарелок), показ молодухе пути к воде. Похоронно-поминальная обрядность регламентируется церковными предписаниями.
В традиционной культуре М. особое место занимает муз. исполнительство и бытование самобытных муз. инс­тр-тов (см. Мордовские музыкальные инс­тру­менты). Совр. народное творчество М. представлено в дея­тельности фольклорных коллективов «Мастор Ягида» (с. Верхний Акташ) и «Эрзянка» (с. Васильевка). Фольклорные ансамбли принимают ежегодное участие в респ. празднике мордовской культуры Балтай (праздник медведя), к-рый проводится в Лениногорском р-не (д. Б. Карамалка).
Лит.: Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992; Мухамедова Р. Г. Культурные взаимосвязи мордовского и татарского народов по данным этнографии // Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. 2: Национальный состав населения Татарской АССР. Казань, 1990; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т. 4: Национальный состав населения Республики Татарстан. Казань, 2004; Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Т. 4: Нацио­нальный состав и владение языками, гражданство. Казань, 2013; Материалы Республиканского Архива ЗАГС за 1999 г.; Полевые материалы этнографической экспедиции Казанского государственного университета в Альметьевский район в 2000 г.
А. Г. Галлямова, Г. Р. Столярова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии