ЧУВАШИ (самоназвание – чаваш), народ, коренное население Чуваш. Респ., в Альмет. р-не 3-й по численности (после татар и русских). В Альмет. р-не Ч. расселены чересполосно; их доля, по данным переписи 2010, составляла 3,3% (5 533 чел.). Числ. Ч. в Альмет. р-не составляла: в 1970 – 5 997 чел. (3,9% всего населения), в 1979 – 5 958 чел. (3,7%), в 1989 – 5 733 чел. (3,3%); в т. ч. горожан – 1 881 чел. (1970), 2 571 (1979) и 3 156 (1989); сельчан – соотв. 4 116, 3 387 и 2 577 чел. Динамика структуры Ч. по полу: в 1970 – 46,1% мужчин и 53,9% женщин; в 1979 – 47,6% мужчин и 52,4% женщин; в 1989 – 47,1% мужчин и 52,9% женщин; в т. ч. в городе: 48,9% мужчин и 51,1% женщин (1970); 50,5% и 49,5% (1979), 48,7% и 51,3% (1989); на селе: 44,9% мужчин и 55,1% женщин (1970), 45,4% и 54,6% (1979), 45,1% и 54,9% (1989). Компактно живут в сс. Ерсубайкино, Клементейкино, Новое Суркино, Старое Суркино, Чувашское Сиренькино, Багряж, Русское Сиренькино.
Освоение Ч. терр. Вост. Закамья началось в 16 в., как результат бегства от насильственной христианизации. Массовая миграция Ч. в Закамье происходила во 2-й пол. 17 в. и была связана со стр-вом Закамской засечной черты; продолжалась вплоть до 1-й трети 18 в., когда в результате раздачи гос. земель было основано большинство чуваш. селений. В Альмет. р-не, в междуречье рек Зай и Кичуй, образовалась локальная группа Ч., часть се8765 лений к-рых была основана совм. с русскими и татарами (Русск. Сиренькино, Чуваш. Сиренькино, Багряж-Никольское, Ерсубайкино). В составе Русск. гос-ва Ч. были причислены к разряду ясачных, с 18 в. – гос. и удельных крестьян. К сер. 18 в. основная часть Ч. приняла православие. Некрещеные чуваши в Альмет. р-не проживают в сс. Старое Суркино и Клементейкино. Кроме того, соседствующие с татарами Ч. подверглись исламизации, что привело к формированию в нач. 20 в. этноконфессиональных групп Ч.-мусульман.
Основным традиционным занятием Ч. было земледелие; в крупных селениях были развиты кустарные промыслы: деревообработка (плотничий, столярный, бондарный, колесный), веревочно-канатный, рогожный промыслы и др. Значительная роль в хоз-ве Ч. играли огородство, хмелеводство и домашние ремесла (ткачество, вышивка, плетение, гончарное дело и др.). В традиционной культуре Ч. Альмет. р-на достаточно ярко выражено этнич. своеобразие. Сохранен комплекс женской одежды (надевается во время проведения обществ. и семейных праздников): туникообразная рубаха из тонкого домотканного полотна («кепе»), украшенный вышивкой передник, нагрудник, шлемовидная девичья шапочка – «тухья» – и шапка в виде усеченного конуса – «хушпу», лыковые лапти («чапата») с онучами или чулками, кожаные сапоги. Комплекс женского костюма дополняют украшения (нагрудники, перевязи, ожерелья, серьги и др.); основным элементом декора являются монеты и металлические бляхи. В пище преобладающую роль играют растительные продукты: каши, овощи, хлеб, пироги с картофелем или крупой. На праздники готовят «хуплу» – большой круглый пирог с мясной и картофельной начинкой, нередко с добавлением крупы (напр., гречки в Старом Суркино); пышный пшеничный хлеб («хапарту»). Основные напитки: кислое молоко («турах»), пахта («уйран»), медовуха («сим пыл»), пиво («сыра») и др.
Этнич. самосознание устойчивое: национальность по самоопределению полностью совпадает с записью в паспорте. В структуре заключаемых браков 79% приходится на межнац. браки (46% в сельской местности и 96% – в городской). 90% мужчин и 80% женщин относятся положительно к межэтнич. бракам. Ч. р-на испытали сильное языковое и культурное влияние со стороны татар и русских, сохранив при этом этнич. своеобразие. По языковому поведению 76% городских и 97,5% сельских Ч. Альмет. р-на считают родным язык своей национальности (данные 1989) чувашский язык. Для 23,5% горожан и 2,4% сельчан родной язык – русск.; для 0,5% горожан и 0,1% сельчан – татар. Свободно владеют русск. языком 70,9% городских и 63,5% сельских Ч.; татар. языком – соотв. 2,3% и 16,3%.
Верующие Ч. четко разделяются на язычников («у нас своя вера») и православных, при этом язычники (Старое Суркино) предпочитают называть себя некрещеными чувашами. Они лояльно относятся к смешанным бракам, при этом муж, как правило, принимает религию жены, особенно если она родом из этого села. Старейшина села, она же старейшая молельщица, пользуется непререкаемым авторитетом. Верховным божеством, к к-рому обращаются язычники в молитвах, является Тура (Тора-бабай, Туры-бабай). Кроме того, имеются «пирештэ» – ангелы, у каждого человека свой ангел. Рядом с селением находится «киремет» – место жертвоприношения. Существует представление о «киремете», как о духе, к-рый наказывает за непозволительное поведение (см. Языческие обряды чувашей). Раньше здесь был жертвенный дом, сейчас осталось только дерево, на к-рое вешают ленточки, обращаясь к богу с различными просьбами. Злые силы представлены «Шуйтаном», причем каждая природная стихия имеет своего духа: лесной дух («урман Шуйтан»), водяной, степной духи и др.
В обрядности чувашей наиб. ярко проявилось сочетание различных культурно-бытовых традиций: общетюркских (роднящих, прежде всего, с татарами), общечуваш. (имеют аналоги с материнским регионом и чувашами др. р-нов РТ), региональными (результат взаимовлияний с окружающими народами) и локальными (отражают этнокультурные особенности чувашей в каждом селении).
Основными календарными праздниками являются «Акатуй» (праздник весенние пахоты), «Саварни» (проводы зимы и встреча весны), «Симек» (летний праздник, посвящ. поминовению усопших), «Учук», большое полевое моление о благоденствии, сопровождаемое жертвоприношением животных, когда позволяют средства – птицы, барана, быка. В течение года, особенно в осенне-зимние месяцы, устраиваются молодежные гуляния (посиделки, хороводы и др.). В весенне-летний период празднуется традиционный «Уяв» (от чуваш. «уя» – блюсти, буквально – соблюдение). Он включает обрядовый комплекс земледельческого цикла, отмечается хороводами и игрищами. Начало «Уяв» совпадает с завершением весенних полевых работ, конец предшествует летней страде (сенокосу, жатве), чаще всего приурочивается к Петрову дню. Длится 3, 5, 7 недель. Напр., в Клементейкино «Уяв» проводится с игрищами, конкурсами, соревнованиями (бег с ухватом до березы, украшенной разноцветными ленточками и др.). Праздник начинается в деревне играющими в ручеек девушками и молодыми женщинами в народных костюмах (20–30 чел.); они постепенно движутся в гору, где и проходит основное действо.
Православные Ч. отличаются прежде всего тем, что отмечают церковные праздники, (престольные, Крещение и др.). Пасху, Троицу и др. отмечают по воскресеньям, в отличие от язычников, к-рые свои праздники отмечают в среду или в четверг. Одноврем., по материалам опроса, крещеные Ч. считают своими многие языческие праздники (приготовление дождевой каши «сумар чук», «удюк», «уяв») и отмечают их пусть не в полном объеме, но с сохранением основных элементов и смысла.
В родильной обрядности широко бытуют традиционные элементы (праздничные и ритуальные действия после рождения ребенка, обереги от порчи и сглаза, использование методов народной медицины). Главные элементы свадебной обрядности – прощание невесты с родительским очагом, выкуп невесты и ее приданого, пир в доме невесты, пир в доме жениха, «невестина лапша» бытуют и в наст. время. Похоронно-поминальная обрядность православных Ч. определяется церковными канонами. Язычники, как правило, имеют отдельное кладбище, на могилах, вместо крестов, устанавливают деревянную фигуру, имитирующую человека («юпа», «юба»). Языческие обряды Ч. в первозданном виде и по сей день являются неотъемлемой частью жизни с. Старое Суркино.
Ч. Альмет. р-на входят в Респ. чуваш. нац.-культурную автономию РТ (образована в 1997 в Казани); участвуют в ежегодно проводимых фестивалях, среди к-рых «Уяв» – Всерос. праздник чуваш. культуры (с 1993) и «Учук» – респ. (с 2007). В рамках фестиваля «Учук» неск. лет подряд проводился конкурс «Крутые чувашские парни», в к-рых юноши состязались в народных играх: бросали кирзовый сапог (победитель определялся дальностью), доставали в прыжке платки для матерей и любимых девушек, распиливали на скорость дрова, исполняли лирические сценки и стихи на чуваш. языке. Ч. р-на принимают участие в ежегодном федеральном конкурсе «Чаваш пики» («Чувашская красавица»). В р-не действуют 2 народных фольклорных коллектива «Сеспель» (Старое Суркино) и «Асамат» (Клементейкино).
Источн. и лит.: Народы Поволжья и Приуралья. Ист.-этногр. очерки. М.: Наука, 1985; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. 2. Национальный состав населения Татарской АССР. Казань, 1990; Материалы Республиканского Архива ЗАГС за 1999 г.; Полевые материалы этнографических экспедиций КГУ в Альметьевский район в 2000 и 2001 годах.
Г. Р. Столярова, Т. А. Титова, Э. Ф. Харрасова
Победительница регионального тура конкурса «Чаваш пики» (Чувашская красавица) 2007 г. Надежда Сергиванова. Альметьевск, Районный Дом культуры