Уважаемые пользователи, уведомляем о проведении плановых технических работ с 18:00 до 21:00 28.01.2025, в связи с чем сайт будет недоступен.

Чуваши

ЧУВАШИ (самоназвание – чаваш), народ, коренное население Чуваш. Респ., в Альмет. р-не 3-й по численности (после татар и русских). В Альмет. р-не Ч. расселены чересполосно; их доля, по данным переписи 2010, составляла 3,3% (5 533 чел.). Числ. Ч. в Альмет. р-не составляла: в 1970 – 5 997 чел. (3,9% всего населения), в 1979 – 5 958 чел. (3,7%), в 1989 – 5 733 чел. (3,3%); в т. ч. горожан – ​1 881 чел. (1970), 2 571 (1979) и 3 156 (1989); сельчан – ​соотв. 4 116, 3 387 и 2 577 чел. Динамика структуры Ч. по полу: в 1970 – 46,1% мужчин и 53,9% женщин; в 1979 – 47,6% мужчин и 52,4% женщин; в 1989 – 47,1% мужчин и 52,9% женщин; в т. ч. в городе: 48,9% мужчин и 51,1% женщин (1970); 50,5% и 49,5% (1979), 48,7% и 51,3% (1989); на селе: 44,9% мужчин и 55,1% женщин (1970), 45,4% и 54,6% (1979), 45,1% и 54,9% (1989). Компактно живут в сс. Ерсубайкино, Клементейкино, Новое Суркино, Старое Суркино, Чувашское Сиренькино, Багряж, Русское Сиренькино.
Освоение Ч. терр. Вост. Закамья началось в 16 в., как результат бегства от насильственной христианизации. Массовая миграция Ч. в Закамье происходила во 2-й пол. 17 в. и была связана со стр-вом Закамской засечной черты; продолжалась вплоть до 1-й трети 18 в., когда в результате раздачи гос. земель было основано большинство чуваш. селений. В Альмет. р-не, в междуречье рек Зай и Кичуй, образовалась локальная группа Ч., часть се8765 лений к-рых была основана совм. с русскими и татарами (Русск. Сиренькино, Чуваш. Сиренькино, Багряж-Никольское, Ерсубайкино). В сос­таве Русск. гос-ва Ч. были причислены к разряду ясачных, с 18 в. – ​гос. и удельных крестьян. К сер. 18 в. основная часть Ч. приняла православие. Некрещеные чуваши в Альмет. р-не проживают в сс. Старое Суркино и Клементейкино. Кроме того, соседствующие с татарами Ч. подверглись исламизации, что привело к формированию в нач. 20 в. этноконфессиональных групп Ч.-мусульман.
Основным традиционным занятием Ч. было земледелие; в крупных селениях были развиты кустарные промыслы: деревообработка (плотничий, столярный, бондарный, колесный), веревочно-канатный, рогожный промыслы и др. Значительная роль в хоз-ве Ч. играли огородство, хмелеводство и домашние ремесла (ткачество, вышивка, плетение, гончарное дело и др.). В традиционной культуре Ч. Альмет. р-на достаточно ярко выражено этнич. своеобразие. Сохранен комп­лекс женской одежды (надевается во время проведения обществ. и семейных праздников): туникообразная рубаха из тонкого домотканного полотна («кепе»), украшенный вышивкой передник, нагрудник, шлемовидная девичья шапочка – ​«тухья» – и шапка в виде усеченного конуса – ​«хушпу», лыковые лапти («чапата») с онучами или чулками, кожаные сапоги. Комплекс женского костюма дополняют украшения (нагрудники, перевязи, ожерелья, серьги и др.); основным элементом декора являются монеты и металлические бляхи. В пище преобладающую роль играют растительные продукты: каши, овощи, хлеб, пироги с картофелем или крупой. На праздники готовят «хуплу» – ​большой круглый пирог с мясной и картофельной начинкой, нередко с добавлением крупы (напр., гречки в Старом Суркино); пышный пшеничный хлеб («хапарту»). Основные напитки: кислое молоко («турах»), пахта («уйран»), медовуха («сим пыл»), пиво («сыра») и др.
Этнич. самосознание устойчивое: национальность по самоопределению полностью совпадает с записью в паспорте. В структуре заключаемых браков 79% приходится на межнац. браки (46% в сельской местности и 96% – ​в городской). 90% мужчин и 80% женщин относятся положительно к межэтнич. бракам. Ч. р-на испытали сильное языковое и культурное влияние со стороны татар и русских, сохранив при этом этнич. своеобразие. По языковому поведению 76% городских и 97,5% сельских Ч. Альмет. р-на считают родным язык своей национальности (данные 1989) чувашский язык. Для 23,5% горожан и 2,4% сельчан родной язык – ​русск.; для 0,5% горожан и 0,1% сельчан – ​татар. Свободно владеют русск. языком 70,9% городских и 63,5% сельских Ч.; татар. языком – ​соотв. 2,3% и 16,3%.
Верующие Ч. четко разделяются на язычников («у нас своя вера») и православных, при этом язычники (Старое Суркино) предпочитают называть себя некрещеными чувашами. Они лояльно относятся к смешанным бракам, при этом муж, как правило, принимает религию жены, особенно если она родом из этого села. Старейшина села, она же старейшая молельщица, пользуется непререкаемым авторитетом. Верховным божеством, к к-рому обращаются язычники в молитвах, является Тура (Тора-бабай, Туры-бабай). Кроме того, имеются «пирештэ» – ​ангелы, у каждого человека свой ангел. Рядом с селением находится «киремет» – ​место жертвоприношения. Существует представление о «киремете», как о духе, к-рый наказывает за непозволительное поведение (см. Языческие обряды чувашей). Раньше здесь был жертвенный дом, сейчас осталось только дерево, на к-рое вешают ленточки, обращаясь к богу с различными просьбами. Злые силы представлены «Шуйтаном», причем каждая природная стихия имеет своего духа: лесной дух («урман Шуйтан»), водяной, степной духи и др.
В обрядности чувашей наиб. ярко проявилось сочетание различных культурно-бытовых традиций: общетюркских (роднящих, прежде всего, с татарами), общечуваш. (имеют аналоги с материнским регионом и чувашами др. р-нов РТ), региональными (результат взаимовлияний с ок­ру­жающими народами) и локальными (отражают этнокультурные особенности чувашей в каждом селении).
Основными календарными праздниками являются «Акатуй» (праздник весенние пахоты), «Саварни» (проводы зимы и встреча весны), «Симек» (летний праздник, посвящ. поминовению усопших), «Учук», большое полевое моление о благоденствии, сопровождаемое жертвоприношением животных, когда позволяют средства – ​птицы, барана, быка. В течение года, особенно в осенне-зимние месяцы, устраиваются молодежные гуляния (посиделки, хороводы и др.). В весенне-летний период празднуется традиционный «Уяв» (от чуваш. «уя» – ​блюсти, буквально – соблюдение). Он включает обрядовый комплекс земледельческого цикла, отмечается хороводами и игрищами. Начало «Уяв» совпадает с завершением весенних полевых работ, конец предшествует летней страде (сенокосу, жатве), чаще всего приурочивается к Петрову дню. Длится 3, 5, 7 недель. Напр., в Клементейкино «Уяв» проводится с игрищами, конкурсами, соревнованиями (бег с ухватом до березы, украшенной разноцветными ленточками и др.). Праздник начинается в деревне играющими в ручеек девушками и молодыми женщинами в народных костюмах (20–30 чел.); они постепенно движутся в гору, где и проходит основное действо.
Православные Ч. отличаются прежде всего тем, что отмечают церковные праздники, (престольные, Крещение и др.). Пасху, Троицу и др. отмечают по воскресеньям, в отличие от язычников, к-рые свои праздники отмечают в среду или в четверг. Одноврем., по материалам опроса, крещеные Ч. считают своими многие языческие праздники (приготовление дождевой каши «сумар чук», «удюк», «уяв») и отмечают их пусть не в полном объеме, но с сохранением основных элементов и смысла.
В родильной обрядности широко бытуют тради­ци­онные элементы (праздничные и ритуальные действия после рождения ребенка, обереги от порчи и сглаза, использование методов народной медицины). Главные элементы свадебной обрядности – ​прощание невесты с родительским очагом, выкуп невесты и ее приданого, пир в доме невесты, пир в доме жениха, «невестина лапша» бытуют и в наст. время. Похоронно-поминальная обрядность православных Ч. определяется церковными канонами. Язычники, как правило, имеют отдельное кладбище, на могилах, вместо крестов, устанавливают деревянную фигуру, имитирующую человека («юпа», «юба»). Языческие обряды Ч. в первозданном виде и по сей день являются неотъемлемой частью жизни с. Старое Суркино.
Ч. Альмет. р-на входят в Респ. чуваш. нац.-культурную автономию РТ (образована в 1997 в Казани); участвуют в ежегодно проводимых фестивалях, среди к-рых «Уяв» – Всерос. праздник чуваш. культуры (с 1993) и «Учук» – респ. (с 2007). В рамках фестиваля «Учук» неск. лет подряд проводился конкурс «Крутые чувашские парни», в к-рых юноши состязались в народных играх: бросали кирзовый сапог (победитель определялся дальностью), доставали в прыжке платки для матерей и любимых девушек, распиливали на скорость дрова, исполняли лирические сценки и стихи на чуваш. языке. Ч. р-на принимают участие в ежегодном федеральном конкурсе «Чаваш пики» («Чувашская красавица»). В р-не действуют 2 народных фольк­лорных коллектива «Сеспель» (Старое Суркино) и «Асамат» (Клементейкино).
Источн. и лит.: Народы Поволжья и Приуралья. Ист.-этногр. очерки. М.: Наука, 1985; Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 г. Т. 2. Национальный состав населения Татарской АССР. Казань, 1990; Материалы Республиканского Архива ЗАГС за 1999 г.; Полевые материалы этнографических экспедиций КГУ в Альметьевский район в 2000 и 2001 годах.
Г. Р. Столярова, Т. А. Титова, Э. Ф. Харрасова



Антропоморфные надгробия на языческом кладбище с. Старое Суркино

Антропоморфные надгробия на языческом кладбище с. Старое Суркино







чуваши. Фрагмент женского головного убора хушпу



Победительница регионального тура конкурса «Чаваш пики» (Чувашская красавица) 2007 г. Надежда Сергиванова. Альметьевск, Районный Дом культуры

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии