Гостевой этикет



Музейная реконструкция обычая чаепития

ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ, правила приема при приходе гостей. При застолье порядок подачи угощений на стол у татар Альметьевского района одинаков. Сначала суп-лапша («токмачлы аш») на мясном бульоне, «бэлеш», мясо с отварным картофелем, после всего выносили чай. В такой последовательности выносили на стол блюда, как на свадебный стол, так и при угощении, устраиваемое в честь нарекания именем ребенка, при званом обеде, ужине (с приглашением гостей), при поминках. В деревнях Нижнее Абдулово и Багряж-Елхово, где проживают татары-мишари, по рассказам пожилых — раньше угощение начиналось с чаепития. В культуре гостевания у татар Альметьевского района особым вниманием окружались приезжие. Гостей приглашали персонально, заранее, специально для этого разъезжая по соседним деревням. Приглашающие обговаривали время приезда, их количество, причем приглашали несколько семей одновременно. Это требовало соответствующей подготовки: готовили места для размещения на ночлег, заготавливали продукты. При поездке в гости каждая хозяйка везла с собой угощение, размер и богатство которого зависели от материального достатка. Обязательными были пара пышных калачей– «кумэч», несколько больших круглых пирогов с ягодными начинками, пастилой – паштет, «бэлеш», 1-2 тушки вяленых гусей – «каклаган каз». Пироги заворачивали в большую скатерть - ашъяулык. Все ставилось на поднос или складывалось в специальный сундучок– «аш сандыгы». При поездке в гости, кроме угощений, готовили наряды. В случае необходимости, было принято одалживать праздничную одежду, сбрую для лошадей, подводу. Порядок проведения званых обедов –«аш» везде был одинаков: традиционная подача блюд предварялась выносом для всеобщего обозрения угощений, привезенных гостями. После этого пироги, калачи и прочее разрезали и подавали на стол. Приглашенные на «аш» жители своей деревни, как правило, угощения не приносили. Однако они должны были пригласить на застолье тех, кто приехал с угощением. Таким образом, количество застолий, на которые приглашались приезжие гости, зависело от количества приглашенных семей своей деревни. Приезжие гости могли остаться ночевать в доме, где проходило вечернее застолье. Наутро для них топили баню. Это входило в гостевой этикет – «кунакнын хормэте – мунча» (баня – высшая почесть для гостя), поговаривали татары. После бани обязательным было чаепитие. Гостевание было массовым, как правило, во время летнего праздника, проводимого после сева: Джиен, Сабантуй. Таким же был порядок проведения свадебных застолий.
При проведении свадебных застолий стойко держится традиция возрастного деления участников. Свадебное застолье для пожилых гостей — «картлар туе», «олылар туе» проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья — без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т.д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты, после легализации религии, в последние десятилетия 20 в. почти повсеместно снова стало называться «никах туй», так как именно здесь проводится мусульманский обряд бракосочетания «никах». Оно является существенной модификацией традиционной обрядовой формы. Свадебное застолье для гостей среднего возраста — «туй» является основным, главным. На него приглашают самое большое количество гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте — в доме родителей жениха, иногда невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или специального «зала торжеств». Еще в 1930-е стало распространяться одновременное угощение (за общим столом) мужчин и женщин, исполнение песен, плясок и др. Со 2-й половины 20 в. на почетное место за столом усаживают молодоженов с их свидетелями. Рядом сидят родители невесты или жениха в зависимости от того, в чьем доме проходит свадьба. Меняется стиль свадебного застолья за счет включения в него многочисленных игровых моментов. Это, как правило, различные шуточные состязания молодоженов в ловкости, которым придается определенное смысловое значение, многочисленные шуточные наказы молодой, ее мужу, поздравления в стихах, запись пожеланий в специальный альбом и т.д. Свадебное застолье не мыслится без дарений подарков молодым. А вот взаимный обмен подарками двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. В целом, застолья приобрели интернациональный характер.
Р.Уразманова, Д.Рамазанова



Гостевой этикет. Блюда. подаваемые после супа

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии