Каськи

КАСЬКИ, село расположено в верховье р. Лесной Зай, в 55 км к северо-востоку от г. Альметьевск. В дореволюционных источниках известно также под названиями Смысловка, Березовка.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОСНОВАНИЕ
НАСЕЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ. ЭКОНОМИКА
КУЛЬТУРА
ТОПОНИМЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Старомихайловское сельское поселение. С 1860-х гг. входило в Старо-Кашировскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии, с 1920 г. – в Акташскую волость Мензелинского (с 1922 г. Челнинского) кантона, с 1930 г. – центр сельского совета Акташского (с 1935 г. – Альметьевского) р-на ТАССР. В 1959 г. вошел в Старо-Михайловский сельсовет. С 2005 г. – современный статус.



Общий вид села. Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

ОСНОВАНО во второй половине XVIII в. как чувашское поселение, жители которого после покупки этих земель помещиками Разумовскими были переведены в д. Назаровка Бугульминского уезда. Повторно, как русское село, оно возникло в 1830–1840-е гг. в результате приобретения этих земель землевладельцем Н.И. Пасмуровым и переселившим сюда большое количество крестьян из других принадлежавших ему селений. В начале 1860-х гг. село принадлежало вдове С.И. Пасмуровой и ее сыновьям Александру, Николаю и Дмитрию.
НАСЕЛЕНИЕ. Русские. До 1862 г. население состояло из помещичьих крестьян, которые были переселены из сельца Смыслово Даниловского уезда Ярославской губернии.
Численность населения: 1858 г. – 182 чел., 1870 г.– 203 чел., 1884 г.– 254 чел., 1896 г.– 269 чел., 1905 г.– 310 чел. (50 дворов), 1912 г.– 276 чел. (46 дворов), 1920 г. – 384 чел., 1926 г. – 438 чел., 1938 г.– 497 чел., 1949 г.– 445 чел. (99 дворов), 1958 г. – 308 чел. (80 дворов), 1970 г.– 167 чел., 1979 г.– 92 чел. (32 двора), 1989 г. – 41 чел., 1997 г. – 14 чел., 2002 г.– 12 чел. (9 дворов), 2005 г.– 19 чел., 2016 г. – 28 чел.



I Фестиваль мира. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА. Основными занятиями населения были земледелие, скотоводство. 14 августа 1862 г. крестьяне села обрели свободу. Они получили на выкуп 144 дес. надельной удобной земли.



Угодья делились на 88 ревизских душ. В 1884 г. на 1 двор в среднем приходилось 3,7 дес. удобной земли, в 1912 г. – 3,1 дес. Из-за нехватки земель крестьяне распахали свои небольшие выгоны и покосы. Леса у них не было, единственной возможностью поправить свое хозяйство стала покупка земли у соседних помещиков. В период реализации столыпинской реформы 37 жителей села составили товарищество и приобрели 284 дес., 6 жителей арендовали у соседей-крестьян 17,5 дес., 1 сдавал в аренду 2 дес., 1 житель оформил свои 2,5 дес. в частную собственность, но уже в следующем году он отказался «от выдела земли».



Система полеводства – трехполье. Площадь посевов в 1912 г. составила 334,97 дес. (178,21 – ржи, 136,49 – овса, 8,74 – гречихи, 4,5 – пшеницы, 0,42 – проса, 0,38 – полбы, 2,48 – картофеля, 3,75 – конопли).



По размеру посевов жители села относились к середнякам (посева 4–10 дес.) – 54 %, зажиточным семьям – 24 %.
Имелось скота: в 1884 г. – 125 лошадей, 89 коров, 299 овец, 67 свиней; в 1912 г. – 131 лошадь, 100 коров, 512 овец, 60 свиней. В 1912 г. в 7 хозяйствах разводили пчел (119 ульев). В 1912 г. в селе было 5 безлошадных и 8 бескоровных хозяйств.
Основным промыслом была поденная работа в имении Стахеевых (бывшее Пасмуровых), некоторые занимались извозом. Были развиты кустарные промыслы: выделялись 16 зольников, 16 лесопромышленников, 2 каменщика, столяр, ложечник, 2 плотника, печник и др. В 1899 г. в селе имелось 3 веялки.
В нач. ХХ в. действовали 2 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин. В 1916 г. посудно-бакалейную лавку держала Агафья Кузьмина. Вавил Сидоров держал лавку в с. Новоникольск.
В 1920 г., когда регион был охвачен вилочным восстанием, каськинцы, несмотря на настойчивые призывы из соседних селений, не приняли в нем участия.
Во время массового голода 1921 г. в село стекались жители со всех окрестных сел за овсом, урожай которого в том году был высоким. В период НЭПа появилась прослойка экономически крепких хозяев. Среди них выделялся Виктор Нестеров, имевший собственный магазин.
В 1931 г., период массовой коллективизации, был образован колхоз «Поход». Его правление было размещено в бывшем доме раскулаченного Салим бая из пос. Болгар №2. В последовавший за этим процесс раскулачивания и высылки из села попали Виктор и Иван Нестеровы, Михаил Евдокимов, Порфирий Павлов. Семьи Алексея Евдокимова (3 чел.) и Егора Марухина (7 чел.). В 1937 г. 8 жителей были лишены избирательных прав.
В конце 1930-х гг. колхоз окреп, его председатель Павел Петров был премирован и признан ударником социалистического труда. В ряду передовых колхозников значатся имена долгие годы работавшего скотником Александра Федоровича Федорова («Лучший скотник», 1972 г.); бригадира полеводческой бригады Михаила Яковлевича Нестерова; скотника, мастерски ремонтировавшего сбруи, Алексея Купцова.
В 1930-е гг. в селе был открыт медпункт, в котором с 1938 по 1965 г. работал знаменитый Антон Артемьевич Чернов. Село далеко за ее пределами было известно своей глиной за омолаживающее свойство. За ней приезжали даже из Москвы.



Каськинский фельдшерко-акушерский пункт. Сентябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

В период Великой Отечественной войны на фронт было призвано не менее 100 чел. Боевые заслуги М.Я. Нестерова отмечены тремя орденами: Красной Звезды (1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (1985 г.), Отечественной войны 2-й степени (19?5 г.).



Председатели колхоза: 1931-1933, 1939, 1942 гг. – Павел Федорович Петров, 1934–1936 гг., 1940, 1945-1950, 1953 гг. – Иван Иванович Евдокимов, 1937-1939 гг. – Михаил Федорович Александров, 1941, 1943 гг. – Яковлев Филипп Павлович,1942–1944 гг. – Яков Алексеевич Нестеров, Гаврил Фролов, 1955 гг. – Павел Федорович Потасьев.
В 1956 г. село вошло в укрупненный колхоз «Дружба» с центром в с. Старая Михайловка. После этого жители стали активно разъезжаться. К 2015 г. в селе круглогодично жили только 2 семьи Ивана Кузькина и Павла ?. Летом жили и дачники. В начале 2000 годов в селе обосновались 12 семей с целью создать экопоселение.
Многие жители связали свою трудовую биографию с нефтяной промышленностью. Среди них Зинаида Сергеевна Лошманова; слесарь-трубопроводчик нефтепровода, удостоенный звания «Лучший рабочий по профессии» (1979,1981 гг.) Александр Павлович Нестеров, Михаил Яковлевич Нестеров.
В декабре 2001 г. село подключено к сетевому газу, ведется масштабное озеленение территории. Жители занимаются заготовкой ферментированного иван-чая, варят экзотичное и целебное варенье из сосновых шишек.
Евгений и Юлия Зюзякины являются мастерами по художественному изготовлению восковых свечей. Супруги Гузель и Алексей Петровы организовали столярную мастерскую по изготовлению детского конструктора марки «Жива» для детей дошкольного возраста. Евгения Мусина заложила мини-питомник декоративных растений и многолетних цветов «Вдохновение». Она выращивает такие декоративные кусты, как рябинник рябинолистный, очиток видный, лаванду узколистную, каштан, иву уральскую извилистую, иву черничную, ирис бородатый, смородину сладкую, ирис карликовый, дерен пестролистный, спирею билларду, катальпу и много других декоративных растений.
КУЛЬТУРА. До революции в селе существовала земская школа (смешанное начальное училище), в которой учителями работали священник Г.П. Унгвицкий, Елизавета Петровна Петрова (1901 г.), Руфина Николаевна Алексеева (1904-1910 гг.), Александра Михайловна Гусева (1910-1911 гг.), Е.П. Коробова (1911-1912 гг.). Попечителем училища неоднократно избирался почетный гражданин Ф. В. Стахеев.
В 1925 г. в здании земской школы был открыт народный дом (изба-читальня и клуб).
С 1930 по 1958 г. действовала 4-летняя школа, в которой долгие годы учителями работали Елизавета Афанасьевна Певцова (из с. Урсала, учитель в 1945–1953 гг., директор – в 1953–1958 гг.), Александра Михайловна Агрова (из с. Кичуй), ? Бахорина, Мария Степановна Нестерова, Гаврил Фролович Фролов.
В селе творчески подходят к проведению традиционных русских праздников, во время которых водят хороводы, организовывают народные игры, разучивают народные танцы. Многие жители участвуют в фольклорном ансамбле «БлагоВесть». С 2016 г. в селе установилась традиция проведения Всероссийского Фестиваля мира, призванного объединять людей идеей здорового образа жизни, бережного отношения к природе, философии гармонии с окружающей средой. На фестивале проводятся мастер—классы по обучению народным промыслам (плетение из травы, бересты), массажу, йоге, семинары о здоровом питании, семейных ценностях, воспитании детей, вечера бардов. Антон Афонин проводит занятия «Отцы и дети», где он при помощи обучения народным играм, реализует цель сохранения народных традиций.



Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

В селе есть самодеятельная художница Лилия Юнусова, дом которой представляет собой своеобразную картинную галерею с ее репродукциями картин великих художников. Она является замечательной огородницей, выращивает более 30 видов томата, декоративные кустарники и травы — стевию, курильский чай, ежевику и многое другое.



Добро пожаловать на Фестиваль мира 2016! Фото Э. Харрасовой

Выходец села Александр Александров-Каськинский является писателем, автором произведений о своей малой родине.
Председатель Каськинского сельсовета: 1950-е гг. –Зайнак Бадрутдинович Мияссаров, Ильсур Абдуллин.



Беседка у родника. Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

ТОПОНИМЫ:
Осипов овраг. Там жил пчеловод Егор Осипов.
Дальний овраг.
Пальчиковый овраг.
Дядя Сенин овраг.
Пальчиковая гора.
Деревенская гора
Хуторянская гора.
Гальчинский овраг.
Иван Иванычев родник.
Пальчиковский родник.
Ивановский лес. Там жила барыня.
Сад. Место бывшего общественного сада.
Улица Гальчина.
Улица Пальчикова.
Улица Деревня.
Улица. Хутор.
Часовня (Место бывшей часовни, которая не сохранилась).
Информанты: Евгений Тарасович Нестеров, Гузель Петрова, Александр Григорьевич Александров-Каськинский.
И.И. Габдуллин, А.Г. Галлямова, Э.Ф. Харрасова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии