Кама-Елга

КАМА-ЕЛГА, деревня на р. Кама в бассейне р. Степной Зай в 27 км к юго-востоку от г. Альметьевск. Название связано с рекой, в которой водилось много выдр (на тат. – кама).
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОСНОВАНИЕ
НАСЕЛЕНИЕ
ИСТОРИЯ И ЭКОНОМИКА
КУЛЬТУРА
ТОПОНИМЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Бишмунчинское сельское поселение. Со дня основания входила в Абдрахмановскую волость Бугульминского кантона, в 1930 г., во время районирования вошла в Бишмунчинский сельсовет Альметьевского р-на ТАССР, с 2005 г. – современный статус.
ОСНОВАНА в 1923 г. переселенцами (ок. 50 семей) из с. Бишмунча.
НАСЕЛЕНИЕ. Татары. Первыми поселились Ишмурза Ишмуратов и его сыновья Мустафа, Лутфулла, Мухаметрахим, Гадельгарай, Салимгарай, Сарым с семьями. Ишмуратовы полностью заняли один переулок. Среди первых поселенцев были также Габдрахман и Шайдулла Абдуллины, Хуснулхужа Хузин, Фархетдин Гилязов, Газимзян Лутфуллин, Илалетдин Тахаутдинов, Муртаза Мустафин со своими семьями.



Жители д. Кама-Елга. Из архива Р. Сагирова.

Численность: 1926 г. – 225 чел. (44 двора), 1930 г.– 239 чел., 1938 г.– 255 чел., 1943 г. – 242 чел. (54 двора), 1949 г. – 232 чел. (53 двора); 1958 г. – 187 чел. (45 дворов), 1970 г. – 131 чел., 1979 г.– 116 чел. (37 дворов); 1989 г. – 48 чел.; 1993 г. –47 чел., 1996 г. – 51 чел.; 2002 г.– 60 чел., 2005 г. – 40 чел., 2016 г. – 48 чел.
ИСТОРИЯ И ЭКОНОМИКА. Среди первых жителей было немало участников Гражданской войны, из них Муртаза Мустафин служил в Первой Конной армии С.М. Буденного. Во время НЭПа, в 1924 г., в деревне было организовано сельскохозяйственное кредитное товарищество (См. Кооперация), в котором состояло 164 человека (27 крестьянских дворов). Товарищество имело: 34 рабочие лошади, 34 дойные коровы, 5 телят, 2 быка, 115 овец. Площадь пашни составляла 240 десятин.
15 декабря 1930 г., в период массовой коллективизации, на базе сельхозтоварищества образован колхоз им. Кирова. В процессе кампании раскулачивания пострадали 6 зажиточных крестьянских семей, среди них Габсалих Шайхетдинов (имел 5 лошадей, большой дом, который ему вернули через 2 года), Мухаметрахим Ишмурзин (имел пасеку).
В 1930-е гг. колхоз им. Кирова стал передовым, по этой причине колхоз одним из первых в районе получил трактор, а первый председатель Гайфетдин Сайфетдинов стал делегатом I съезда колхозников, на котором был премирован велосипедом. Перед войной в деревне имелись мельница, которую построил потомственный урсалинский мельник Тимофей Маняков, и кузница, где работал Гайнулла Гиниятуллин. Колхоз сумел обзавестись сложной молотилкой, лобогрейкой, двумя самосбросками. Имелись конюшня (100 гол., в том числе 50 рабочих лошадей); коровник (60 дойных коров); овцеферма (200 овец), пасека из 100 пчелиных семей (пасечником был Зариф Рахимов– сын бывшего хозяина пасеки Мухаметрахима Ишмурзина). В колхозе имелось уникальное сооружение – изолятор для уничтожения блох у лошадей. Он представлял собой газовую камеру с отверстием для головы. В колхозе был разбит сад площадью в 2 га, в котором обильно плодоносили яблони, смородина, овощи. В 1940-е гг. деревне было навязано строительство свинарника, для которого в 1944 г. были привезено несколько десятков породистых животных.



Открытие памятника павшим в Великой Отечественной войне. Кама-Елга, 1995 г. Из архива Л. Лутфуллина

В годы Великой Отечественной войны на фронт было мобилизовано 75 человек, из них погибли 32. Среди погибших ‒первый председатель колхоза Гайфетдин Сайфетдинов и 2 сына муллы Амира Таминдарова.



Май 2017 г. Фото Э. Харрасовой

В 1949 г. была построена электростанция, под которую выделили одно из животноводческих помещений. В нем был установлен двигатель-локомотив, откуда подавался электрический ток в дома жителей деревни. В 1951 г. колхоз на собственные средства провел электролинию от столбов, обслуживающих нефтяную скважину № 35, которую пробурила в 1950 г. около деревни бригада Михаила Гриня. После этого электроэнергия стала использоваться и в производственных целях.
24 июня 1950 г., во время процесса укрупнения коллективных хозяйств, колхоз им. Кирова был объединен с колхозами поселков Бахчасарай, Кзыл кичу, Ак-Чишма (центральная усадьба колхоза).



В 1957 г. колхоз им. Кирова вошел в колхоз им. Ленина (центр – с. Бишмунча), куда были переведены колхозные постройки, клуб, медпункт. В 1963 г. после очередной кампании укрупнения деревня вошла в колхоз «Зай» с центром в с. Новое Надырово, с 1981 г. в процессе разукрупнения центр колхоза снова перешел в с. Бишмунча.



Председатели колхоза: 1930 г. – Г. Хуснуллин, 1931 г. – Фаррахов, 1930-е гг. – Сайфетдин Сайфетдинов, 1941, 1942 гг. – Нурияздан Шириев, 1943, 1946–1949 гг. – Миннегали Хуснуллин, 1944, 1945 г. – Хуснутдин Шайхетдинов, 1950, 1951 гг. – Талибулла Гатауллин, 1952, 1954–1957 гг. – Мухтар Бикчурин, 1953 г. –Талип Яруллин.
Начиная с 1950-х гг., многие жители деревни уходили работать на предприятия нефтяной промышленности и городской сферы. Среди них Лукман Фахруллович Лутфуллин; экономист, почетный нефтяник АО «Татнефть», отличник советской торговли Багия Минкаева; заслуженный экономист РФ Фагима Низамова; главный бухгалтер ООО «Татнефть-Актив» Салават Шайдуллин. Профессиональными лесниками стали сыновья муллы А. Таминдарова Фахрулла, Фахрази, Фахриислам.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА. Бытовые потребности жителей удовлетворяли народные умельцы. Среди них известны такие мастера, как: Мухаметрахим Ишмурзин и его сын Зариф, которые искусно изготавливали валенки, Шайхетдин Низамутдинов славился плотницким ремеслом, Касым Шигапов – ювелирным, Миннеахмет Аюпов – швейным. Гайнулла Гиниатуллин был одним из лучших кузнецов.
В деревне имелся медицинский пункт, работал магазин. В 1993 г. проведен сетевой газ.
КУЛЬТУРА. Первым общественно значимым объектом в деревне стала мечеть, которую переселенцы соорудили из привезенных с собой бревен. Обязанности муллы исполняли указной мулла Амир Таминдаров и выпускник Тайсугановского медресе Кыям. При мечети действовало медресе, в котором Кыям и Гильметдин Байгетдинов обучали мальчиков, а жена последнего Халима абыстай (родом из с. Бигашево) обучала девочек. В период борьбы с религией Амир мулла был выселен из деревни, в которую сумел вернуться через 2 года; Кыям сумел заблаговременно уехать в Казань и избежать ареста. Мечеть в 1930-е гг. закрыли, минарет был спилен жителем с. Бишмунча Курбангали Газизовым.
После закрытия мечети неофициально религиозные требования жителей исправляли Хуснутдин Низаметдинов (от рождения был слепым, наизусть знал весь Коран), Сарым Ишмурзин, Хусаин Хузин, Миннахмат Аюпов (потомственный казанский портной, шил одежду на машинке «Зингер»), Шайхетдин Низаметдинов.



Жители д. Кама-Елга. Из архива Р. Сагирова.

После закрытия медресе в 1930-е гг. в ней была размещена школа (действовала до 1973 г.). Первым учителем был Гильметдин Байгетдинов, затем его дочь Закия Гильметдиновна Байгетдинова (заслуженный учитель ТАССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени). Директором школы в 1950-е гг. являлся Х. Нуреев. Известной личностью в сфере образования стал выходец деревни Альфис Хузин. В различных отраслях народного хозяйства занимают руководящие должности Ильшат Фардиев, Елена Зайнагетдинова, Наиль Аминов, Ришат Сафуанов, Наиль Хамидуллин, Марсель Шайдуллин. Индус Мустафин внес вклад в сохранение исторических данных деревни.
ТОПОНИМЫ.
Хазинэ тау (Кладовая гора): согласно преданиям, здесь был найден горшок с драгоценностями.
Мук тау (Моховая гора), на ней имеются заросли мха.
Кунача тау (Насест-гора), луг в подножии горы активно использовался жителями с. Бишмунча для покоса.
Сарыйм бабай чишмэсе (родник Сарим-бабая), назван по имени сына основателя поселка, который построил дом рядом с родником, и за которым ухаживал на протяжении всей своей жизни.
Атлар чишмэсе (родник для лошадей): место водопоя табуна.
Туплау чишмэсе (родник сбора): здесь находилось место остановки стада различных животных: коров, баранов, коз.
Кама башы чишмэсе (родник у изголовья Камы).
Мухаметрахим чишмэсе (родник Мухаметрахима), назван по имени человека, обнаружившего и обустроившего родник.
Узяк урам (центральная улица): единственная улица в деревне.
Чатчы урманы (лес на перекрестке), находится на пути в г. Бугульма.
Карта урманы (на татарском «карта» ‒ «кишка») находится в 3 км от деревни, в нем растут только липы.
Селекле куль (озеро пиявок), в нем водилось много пиявок, озеро высохло.
Мунчала буасы (мочальный берег): место, где вымачивали липовую лозу для изготовления мочал и лаптей.
Малик сазлыгы (земельный надел Малика, который он мог использовать только для заготовки сена).
Кин сазлык (широкое болото)
Кечтэм аланы (Поляна Кости)
Нэтул тегермэне (мельница Анатолия)
Ахат кисентеге (делянка Ахата)
Малик болыны (луг Малика)
Мордагул куле (озеро Мурдагула)
Гайфулла посадкасы (посадка Гайфуллы)
Буре жиляклеге (волчий ягодник)
Буре кисентэге (волчьи места)
Кызылъяр (красный берег)
Тарлау чишмэ (узкий родник)
Урман борыны (лесной нос)
Салкын чишмэ (Холодный родник)
Информанты: Лукман Фахруллович Лутфуллин (1941г.р.), Флот Сулейманович Шагалеев (1939 г.р.), Ильдус Муртазаевич Мустафин (1936 г.р.).
И.И. Галимуллин, А.Г. Галлямова, Э.Ф. Харрасова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии