Каськи

КАСЬКИ, село, расположено в верховье р. Лесной Зай, в 55 км к С.-В. от Альметьевска. В дорев. источ­ни­ках известно также под назв. Смысловка, Березовка.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Входит в Старомихайловское сельское поселение. С 1860-х гг. вхо­дило в Старо-Кашировскую волость Мензелин­ско­го уезда Уфимской губ., с 1920 – ​в Акташскую во­лость Мензелинского (с 1922 – Челнинского) кантона, с 1930 – ​центр сельского совета Акташского (с 1935 – ​Альметьевского) района ТАССР. В 1959 во­шел в Старо-Михайловский сельсовет. С 2005 – ​совр. статус.



Общий вид села. Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

ОСНОВАНО во 2-й пол. 18 в. как чуваш. поселение, жители к-рого после покупки этих земель помещиками Разумовскими были переведены в д. Назаровка Бугульминского уезда. Повторно, как русск. село, оно возникло в 1830–40-е гг. в результате приобретения этих земель землевладельцем Н. И. Пасмуровым и переселившим сюда большое кол-во крестьян из др. принадлежавших ему селений. В нач. 1860-х гг. село принадлежало вдове С. И. Пасмуровой и ее сыновьям Александру, Николаю и Дмитрию.
НАСЕЛЕНИЕ: русские. До 1862 население состояло из крестьян помещичьих, к-рые были переселены из сельца Смыслово Даниловского у. Ярославской губ.
Числ. населения (чел.): в 1858 – 182., в 1870 – 203, в 1884 – 254, в 1896 – 269, в 1905 – 310 (50 дворов), в 1912 – 276 (46 дворов), в 1920 – 384, в 1926 – 438, в 1938 – 497, в 1949 – 445 (99 дворов), в 1958 – 308 (80 дво­ров), в 1970 – 167, в 1979 – 92 (32 двора), в 1989 – 41, в 1997 – 14, в 2002 – 12 (9 дворов), в 2005 – 19, в 2016 – 28 чел.



I Фестиваль мира. Август 2016 г. Фото Э. Харрасовой

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА. Основными занятиями населения были земледелие и скот-во. 14 авг. 1862 крестья­не села обрели свободу. Они получили на выкуп 144 дес. надельной удобной земли.



Угодья делились на 88 ревизских душ. В 1884 на 1 двор в среднем приходилось 3,7 дес. удобной земли, в 1912 – 3,1 дес. Из-за нехватки земель крестьяне распахали свои небольшие выгоны и покосы. Леса у них не было, единственной возможностью поправить свое хоз-во стала покупка земли у соседних помещиков. В период реализации столыпинской реформы 37 жителей села сос­тавили товарищество и приобрели 284 дес., 6 жителей арендовали у соседей-крестьян 17,5 дес., 1 сдавал в аренду 2 дес., 1 житель оформил свои 2,5 дес. в частную собственность, но уже в следующем году он отказался «от выдела земли».



Система полеводства – ​трехполье. Пл. посевов в 1912 составила 334,97 дес. (178,21 – ​ржи; 136,49 – ​овса; 8,74 – ​гречихи; 4,5 – ​пшеницы; 0,42 – ​проса; 0,38 – ​полбы; 2,48 – ​картофеля; 3,75 – ​конопли).



По размеру посевов жители села относились к середнякам (посева 4–10 дес.) – ​54%, зажиточным семьям – ​24%. Имелось скота (головы): в 1884 – 125 лошадей, 89 коров, 299 овец, 67 свиней; в 1912 – 131 лошадь, 100 коров, 512 овец, 60 свиней. В 1912 в 7 хоз-вах разводили пчел (119 ульев). В 1912 в селе было 5 безлошадных и 8 бескоровных хоз-в.
Основным промыслом была поденная работа в имении Стахеевых (бывш. Пасмуровых), нек-рые занимались извозом. Были развиты кустарные промыслы: выделялись 16 зольников, 16 лесопромышленников, 2 каменщика, столяр, ложечник, 2 плотника, печник и др. В 1899 в селе имелось 3 веялки.
В нач. 20 в. действовали 2 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин. В 191 посудно-бакалейную лавку держала Агафья Кузьмина. Вавил Сидоров держал лавку в с. Новоникольск.
В 1920, когда регион был охвачен «вилочным» восстанием, каськинцы, несмотря на настойчивые призывы из соседних селений, не приняли в нем участия.
Во время массового голода 1921 г. в село стекались жители со всех окрестных сел за овсом, урожай к-рого в том году был высоким. В период НЭПа появилась про­слойка экономически крепких хозяев. Среди них выделялся Виктор Нестеров, имевший собств. магазин.
В 1931, период массовой коллективизации, был образован колхоз «Поход». Его правление-было размещено в бывш. доме раскулаченного Салим-бая из п. Болгар № 2. В последовавший за этим процесс раскулачивания и высылки из села попали Виктор и Иван Нестеровы, Михаил Евдокимов, Порфирий Павлов, семьи Алексея Евдокимова (3 чел.) и Егора Марухина (7 чел.). В 1937 8 жителей были лишены избирательных прав.
В кон. 1930-х гг. колхоз окреп, его предс. Павел Петров был премирован и признан ударником социалист. труда. В ряду передовых колхозников значатся имена долгие годы работавшего скотником Александра Федоровича Федорова («Лучший скотник», в 1972); бригадира полеводческой бригады Михаила Яковлевича Нестерова; скотника, мастерски ремонтировавшего сбруи, Алексея Купцова.
В 1930-е гг. в селе был открыт медпункт, в к-ром с 1938 по 1965 работал знаменитый Антон Артемьевич Чернов, в нач. 1970-х – ​медсестрой работала Расимя Миннехановна Бадртдинова. Село далеко за его пределами было известно своей глиной за омолаживающее свойство. За ней приезжали даже из Москвы.



Каськинский фельдшерко-акушерский пункт. Сентябрь 2018 г. Фото Э. Харрасовой

В период Великой Отечественной войны на фронт было призвано не менее 100 чел. Боевые заслуги М. Я. Нес­терова отмечены тремя орденами – ​Красной Звез­ды (1944), Отеч. войны 1-й и 2-й степеней (1985, 19?5).



Предс. колхоза: 1931–33, 1939, 1942 – ​Павел Федо­рович Петров; 1934–36, 1940, 1945–50, 1953 – ​Иван Иванович Евдокимов; 1937–39 – ​Михаил Фе­до­рович Александров; 1941, 1943 – ​Филипп Пав­лович Яковлев, 1942, 1944 – ​Яков Алексеевич Нестеров, Гаврил Фролов; 1955 – ​Павел Федорович Потасьев.
В 1956 село вошло в укрупненный колхоз «Дружба» с центром в с. Старая Михайловка. После этого жители стали активно разъезжаться. К 2015 в селе круглогодично жили только 2 семьи – ​Ивана Кузькина и Павла? Летом жили и дачники. В нач. 2000 в селе обосновались 12 семей с целью создать экопоселение.
Мн. жители связали свою трудовую биографию с нефт. пром-стью. Среди них Зинаида Сергеевна Лошманова; слесарь-трубопроводчик нефтепровода, удостоенный звания «Лучший рабочий по профессии» (1979, 1981) Александр Павлович Нес­теров; Михаил Яковлевич Нестеров.
В дек. 2001 село подключено к сетевому газу, ведется масштабное озеленение территории. Жители занимаются заготовкой ферментированного иван-чая, варят экзотическое и целебное варенье из сосновых шишек.
Евгений и Юлия Зюзякины являются мастерами по худож. изготовлению восковых свечей. Супруги Гузель и Алексей Петровы организовали столярную мастерскую по изготовлению детского конструктора марки «Жива» для детей дошкольного возраста. Евгения Мусина заложила мини-питомник декоративных растений и многолетних цветов «Вдохновение». Она выращивает такие декор. кусты, как рябинник рябинолистный, очиток видный, лаванда узколистная, каштан, ива уральская извилистая, ива черничная, ирис бородатый, смородина сладкая, ирис карликовый, дерен пестролистный, спирея билларда, катальпа и мн. др. декор. растений.
КУЛЬТУРА. До революции в селе существовала земская школа (смешанное начальное уч-ще), в к-рой учителями работали священник Г. П. Унгвицкий, Елизавета Петровна Петрова (1901), Руфина Николаевна Алексеева (1904–10), Александра Михайловна Гусева (1910–11), Е. П. Коробова (1911–12). Попечителем уч-ща неоднокр. избирался почетный гражданин Ф. В. Стахеев (см. Стахеевы).
В 1925 в здании земской школы был открыт народный дом (изба-читальня и клуб).
С 1930 по 1958 действовала 4-летняя школа, в к-рой долгие годы учителями работали Елизавета Афанась­евна Певцова (из с. Урсала, учитель в 1945–53, директор – ​в 1953–58); Александра Михайловна Агрова (из с. Кичуй), Бахорина, Мария Степановна Нестерова, Гаврил Фролович Фролов.
В селе творчески подходят к проведению традиционных русск. праздников, во время к-рых водят хороводы, организовывают народные игры, разучивают народные танцы. Мн. жители участвуют в фольклорном ансамбле «БлагоВесть». С 2016 в селе установилась традиция проведения Всерос. фестиваля мира, призванного объединять людей идеей здорового образа жизни, бережного отношения к природе, философии гармонии с окружающей средой. На фестивале проводятся мастер-классы по обучению народным промыслам (плетение из травы, берес­ты), массажу, йоге, семинары о здоровом питании, семейных ценностях, воспитании детей, вечера бардов. Антон Афонин проводит занятия «Отцы и дети», где он при помощи обучения народным играм, реализует цель сохранения народных традиций.



Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

В селе есть самодеятельный художник Лилия Юнусова, дом к-рой представляет собой своеобразную картинную галерею с ее репродукциями картин великих художников. Она является замечательной огородницей, выращивает более 30 видов томата, декор. кустарники и травы – ​стевию, курильский чай, ежевику и др.



Добро пожаловать на Фестиваль мира 2016! Фото Э. Харрасовой

Выходец села Александр Александров-Каськинский является писателем, автором произведений о своей малой родине.
Предс. сельсовета: 1950-е гг. – ​Зайнак Бадрутдинович Мияссаров, Ильсур Абдуллин.



Беседка у родника. Август 2019 г. Фото Э. Харрасовой

ТОПОНИМЫ.
Улицы: Гальчина,
Пальчикова,
Деревня,
Хутор.
Родники: Иван Иванычев родник,
Пальчиковский.
Овраги: Дальний,
Пальчиковый,
Гальчинский,
Осипов овраг (там жил пчеловод Егор Осипов),
Дяди Сенина овраг.
Горы: Пальчиковая,
Деревенская,
Хуторянская.
Окрестности: Ивановский лес (там жила барыня);
Сад (Место бывш. обществ. сада).
Часовня (место, где находилась часовня, к-рая не сохранилась).
Информанты: Евгений Тарасович Нестеров, Гузель Петрова, Александр Григорьевич Александров-Каськинский.
И.И. Габдуллин, А.Г. Галлямова, Э.Ф. Харрасова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии