ЯМАШИ СЕЛА ХРИСТО-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (во имя Рождества Христова), кирпичный одноапсидный храм; воздвигнут в 1879–87 на средства прихожан. Памятник респ. значения (постановление СМ ТАССР от 2.8.1990). Первоначально, в 1746, крещеной мордвой-эрьзя, основавшей село, была построена деревянная церковь. В 1880 она сгорела, и в 1881 была возведена временная деревянная церковь Казан. Божией Матери (действовала до 1900). Престол новой каменной церкви был освящен 27 ноября 1887. При храме был построен каменный дом священника. В 19 в. приход входил в 3-й благочинный округ Чистопольского у.; в нем состояли жители с. Ямаши. В нач. 20 в. в приход вошли также жители русск. с. Соколка и татары-кряшены д. Алексеевка. Причт составили священник, диакон, дьячок, пономарь и псаломщик. К 1911 при храме имелось 33 дес. пахотной земли, к-рую обрабатывало духовенство.
Церковь расположена в отдалении от села, на высоком холме, рядом с кладбищем и является архит. доминантой окружающего пространства, видна издали. Архит. проект здания сохранился и находится в Нац. архиве РТ. Церковь построена в характерном для архитектуры эклектики псевдорусск. стиле с традиционным расположением объемов (колокольня–трапезная–храм) на одной оси по направлению с запада на восток. Стены кирпичные, неоштукатуренные, побелены по обмазке. Углы 8-гранного в плане храма с пониженной полукруглой апсидой скошены. Стены прорезаны полуциркульными оконными проемами на образовавшихся диагональных гранях, с килевидными обрамлениями в завершениях. Аналогичное окно освещает апсиду. На южном и северном фасадах размещены входы, оформленные порталами. Крупные арочные проемы фланкируются приставными полуколоннами на постаментах, поддерживающими треугольный фронтон. Фасады трапезной, равной по ширине грани храма и по высоте – апсиде, декорированы двумя низко посаженными полуциркульными окнами, заключенными в прямоугольные обрамления с килевидными фронтонами, подражающими наборным наличникам 17 в. Трехъярусная колокольня (по размеру шире трапезной) состоит из кубовидного основания, над к-рым возвышаются четверик и восьмерик. Ярусы освещаются по 3 сторонам полуциркульной формы окнами в одну ось. Завершающий их глухой барабан состоит из пояса узких закомар. В интерьере сохранились росписи. В 1887 был построен дом псаломщика, в 1910 был перестроен дом священника.
По док-там Уфимской епархии священниками храма были: в 1780–1805 – Филипп Андреев; с 1805 – Андрей Семенов (1786 – март 1821), к-рый до этого был пономарем и диаконом в селах Чистопольского у. Известно, что он нигде не учился и в 1808 за буйство был отослан в Зилантов монастырь (под Казанью), в 1811 находился 2 месяца в монастыре за побои крестьянина с. Тавели; с 8.6.1821 по 1847 – Максим Иванов (1789–?), бывш. пономарь д. Базяково (с 1801), дьячок д. Савруши (с 1808), диакон в церкви с. Мамыково (с 1814), в с. Ямаши был рукоположен в священники; в 1847–68 и 1878–93 – выпускник Казан. духовной семинарии А. М. Рождественский (1824–?), сын священника Максима Иванова; с 1893 – Аристарх Новиков (1862–?), сын священника с. М. Шатьма Ядринского у., в 1884 окончил Казан. духовную семинарию, был священником в Цивильском соборе (с 1884); с 1901 – сын священника с. Урясь-Учи Мамадышского у. Иннокентий Яхонтов (1861–?), окончивший 3 класса Казан. духовной семинарии; в 1904–11 – Андрей Аксиньин (1874–?), выпускник той же семинарии, был священником в с. Ильмово Чистопольского у. (с 1896), в 1907 награжден набедренником и скуфьей, в 1906, 1908, 1909 получил благодарности за ревностное исполнение законоучительской должности, позже был переведен в с. Шапши; с 1911 – Павел Егорович Логинов (1873, с. Кармалы – после 1929), служил диаконом (с 1906). В 1929 с сыном – священником Виктором (р. в 1899 в г. Чистополь) – был осужден на 5 лет лагерей. Местный священник Степан Михайлович Померанцев, сын псаломщика этого же храма М. Я. Померанцева (1842–?), был расстрелян 23 февраля 1930.
Церковь была закрыта в годы коллективизации, вновь открыта после известного письма Сталина в 1932, проработала еще 5 лет. В 1937 в здании был размещен клуб, священник Шалин, по воспоминаниям старожилов, арестован. После войны в церкви хранили удобрения и ядохимикаты. В 1950-х гг. храм начался разрушаться, были утрачены завершения храма и колокольни. До 1990-х гг. он простоял в руинах. В 1996 был передан Казан. епархии. В 2002–04 здание восстановлено силами ОАО «Татнефть», НГДУ «Ямашнефть», а также благодаря местным жителям. Были отреставрированы интерьеры; настенные росписи восстановлены специалистами мастерской Эрмитажа (С.‑Петербург). Храм освящен 3 июля 2004. Настоятель храма: иеромонах Геннадий Кулаков.
Лит.: Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии. Под ред. В. Г. Сальникова. К., 2010; Церкви Республики Татарстан. Каталог-справ. К., 2015.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Г. Г. Нугманова
Ямаши села Христо-Рождественская церковь
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии