КИЧУЙ СЕЛА ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (Покрова Пресвятой Богородицы), построена в 1892 на средства прихожан и местного помещика Валентина Петровича Шалашникова при поддержке Уфимского миссионерского к-та. Однопрестольный храм выстроен из белого пиленого камня в стиле эклектики. Приход (жители переселились из Псковской губ.) существовал со времени стр-ва Кичуйской крепости в 1732. В том же году была возведена из дерева 1-я Покровская церковь: в 1784 перестроена, в 1881 сгорела. В 1883 прихожанами была вновь построена временная деревянная церковь (разобрана в 1897). Стр-во каменной Покровской церкви было начато в 1882 (была освящена в 1892). В 1863 в приход входили сс. Аппаково, Богословский Завод, Нагорное, Варваринка. Причт включал священника, дьякона, дьячка, пономаря; они получали гос. жалованье по 4-му классу (по нему руги и иной платы от прихожан не полагалось). В сер. 19 в. Шалашников выделил церкви около 50 дес. земли. В 1863 в селе была открыта церковно-приходская школа (в 1864 в ней двумя учителями и помощником обучались 70 мальчиков и 20 девочек). С 1870 школа стала земской. Священники: Николай Виноградов; Иван Благовещенский (до 1858); Петр Михайлович Богоявленский (р. около 1835), получил образование в Оренбургской духовной семинарии, в 1856–57 священник в Бузулукском у., в июле 1858 переведен в с. Кичуй; Алексей Петрович Ермолов (р. 9.10.1859), выпускник Самарского духовного уч-ща, Казан. учительской семинарии, с 1879 работал учителем в сельских школах Бугульминского у., с 1894 дьякон, с 1897 священник в Кичуе. В архиве сохранилось обращение крестьян в 1858 в Консисторию с просьбой удалить священника Ивана Благовещенского (обвинялся в вымогательствах) и дьякона Смоленского (из-за его пьянства) и вернуть прежнего священника Николая Виноградова.
Церковь сооружена в формах переходных от классицизма к эклектике, в 3-частной объемно-пространств. композиции т. н. «корабля», когда по одной оси с запада на восток размещаются основной храм, колокольня и трапезная. Архитектура здания отличается простыми геом. формами, декор фасадов и интерьеров осуществлен лепными элементами. Стены в интерьере были расписаны масляной живописью на евангельские сюжеты.
Основной объем храма представлен в виде четверика, оформленного прямоугольными лопатками, завершен по периметру аркатурным поясом из небольших кокошников. Из натурного обследования (в 2018) видно, что четверик храма завершался иначе, нежели сейчас, т. к. между старинных кокошников имеется совр. кирпичная кладка, а под кровлей отсутствует карниз. Все оконные и дверные проемы в здании имеют арочные завершения с полукруглыми сандриками; окна посажены на небольшой профилированный поясок, под к-рым устроены прямоугольные ниши разных размеров. С южной и восточной стороны четверика на нижнем уровне расположены 2-створчатые двери с фланкирующими их окнами, над всеми ними размещены круглые ниши с аналогичными сандриками. На четверик храма по центру опирается цилиндрическая ротонда с двенадцатью окнами, завершающаяся сферическим куполом. С восточной стороны храма расположена круглая апсида с двумя окнами, с западной – трапезная в 3 окна по фасадам.
К трапезной с западной стороны пристроена строгая 3-ярусная колокольня с 2-створчатой дверью на первом уровне. Два верхних яруса колокольни квадратные в плане; нижний ярус прямоугольный и по ширине соответствует основному объему храма. Боковые стены нижнего яруса колокольни оформлены крупной арочной нишей с окном на южной стороне и нишей на северной; они завершены пологими треугольными щипцами. По всему периметру храма и колокольни на разных уровнях расположен тонко профилированный поясок из спаренных воедино арок, к-рыми оформлены также боковые треугольные щипцы. В наст. время крыши апсиды, купола и колокольни крыты крашеными железными листами; трапезной и основного объема храма – профилированными оцинкованными листами. Маковки храма и колокольни утрачены. В интерьере сохранились фрагменты подлинной настенной росписи.
После закрытия в 1930-х храм был разграблен и осквернен: сбита маковка с крестом на куполе основного здания, разрушен верхний ярус колокольни, колокола сброшены и увезены. В советское время здание храма перестраивалось под планетарий.
В 2003 жители села и окрестных деревень зарегистрировали приход в Казан. епархии. По этому случаю была отслужена праздничная литургия, и вновь, как 100 лет назад, открыт сбор добровольных пожертвований на стр-во храма. Свои силы и средства вложили жители сс. Кичуй, Аппаково, Ильтень-Бута. В наст. время ведется работа по восстановлению храма; установлены колокола на звонницу. Предс. приходского совета В. А. Абакумова.
Лит.: Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. К., 1999; Православные храмы Татарстана. Альбом. К., 2000; Черенков А. В. Православные храмы – памятники Казанского края. К., 2013; Церкви Республики Татарстан. Каталог-справ. К., 2015.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, С. В. Новиков
Кичуй села Покровская церковь
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии