РУССКИЙ АКТАШ СЕЛА КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, построена в 1830 на средства прихожан. Памятник архитектуры респ. значения (с 1995). Кирпичный 3-престольный храм, стр-во к-рого было начато в 1825, воздвигнут на месте старой деревянной церкви, построенной в 1733 вместе с образованием в том же году сельского прихода. Гл. престол освящен во имя Чудотворной иконы Казан. Божией Матери. В 1871–73 к храму пристроен правый придел в честь Рождества Христова, в 1890 – левый придел (по проекту уфимского арх. А. В. Перкица) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приход, жители к-рого в нач. 1860-х гг. были записаны как «мордва из племени Мокшан», первоначально включал в себя большое число деревень, к-рые по мере стр-ва собств. храмов постепенно от него отделялись, и к 1880 он включал сс. Русск. Акташ, Зай-Чишма, Калейкино, Старое и Новое Маврино, Ямаши. В 1870 все население Русск. Акташа было записано русск., в 1884 указывалось, что в селе живут славяне, мордва, чуваши.
Церковь была одним из крупных центров в политике христианизации татар. и др. нерусск. народов края; здесь проживало многочисл. духовенство (10 священников в 1816, 11 – в 1849). В 1873 причт составляли 3 священника, диакон и 4 причетника, в 1899 – 2 священника и 2 псаломщика. Они получали казенное жалование, собирали ругу и имели немалый «кружечный» доход. В 1881 было избрано 1-е попечительство. Рядом с церковью были построены 2-этажный каменный дом священника, деревянный дом диакона, дом для 2 псаломщиков, дом для просфирни.
Известны имена первых служителей: Иван Григориев и Алексей Яковлев (умерли в нач. 19 в.). В 1815 настоятелем храма был Афанасий Григорьевич Соколов, вместе с ним служили Ефимий Алексеев (р. в 1744) и Иосиф Ефимович Акташевский. В 1856–1902 настоятелем был Исаак Семенович Миролюбов (позже протоирей); с 1902 – Николай Агров, переведенный из с. Федотовка; в 1906–29 – Исаак Исаакович Миролюбов (см. Миролюбовы). Во 2-м штате состояли: в 1879–80 – Алексей Лавров, переведенный затем в с. Афанасово; в 1880–1906 – Федор Иванович Родосский, награжденный скуфьей (1894) и наперсным крестом (1904); в 1906–13 – Иоанн Ястребов; в 1914–17 – Феодор Разумов. Диаконом в 1902–30 был А. Я. Миропольский, сын священника с. Новотроицкое. При церкви работали мужская и женская земские школы, обе открыты в 1876. Они размещались в собств. зданиях в разных концах села. До 1917 в мужской школе преподавала выпускница женской прогимназии А. Н. Дударь, переведенная из г. Мензелинск. В 1894 царским указом она была награждена серебряной медалью на Александровской ленте. В женской школе преподавали: в 1891–96 – выпускница Казан. женской гимназии Л. И. Фомина; в 1896–1911 и позже – выпускница Мензелинской прогимназии Е. В. Гусева.
Архитектура церкви относится к стилю русск. классицизма 1-й пол. 19 в. Одноэтажное здание прямоугольной формы имеет 3-частное объемно-пространств. решение (храм–трапезная–колокольня расположены на одной линии с запада на восток). Выступающие симметричные части фасадов продолжены колоннадой, размещающейся над выступающим цоколем входа в храм. Его объем выстроен в виде четверика, на к-рый опирается цилиндрический барабан с луковичным завершением купола. По периметру барабана расположены арочные вертикальные проемы и прямоугольные пилястры. С восточной стороны храма находится вытянутая округлая апсида с примыкающими прямоугольными ризницами, украшенная 4 полуколоннами, спаренными по 2, симметрично относительно арочного окна алтаря. С западной стороны устроена вытянутая трапезная в 5 окон по фасаду, она является самым широким элементом храма. Вероятно, именно трапезная была расширена в кон. 19 в. для устройства в ней 2 приделов. Окна трапезной снаружи имеют арочную форму, изнутри они оформлены лучковой перемычкой, что говорит о возможном искажении существовавших проемов в процессе ремонтных работ. Об этом свидетельствуют и фотографии, на к-рых окна прямоугольные. С северной и южной сторон к основному объему храма примыкают портики с треугольным фронтоном на 4-х колоннах. Колокольня имеет широкое прямоугольное основание, украшенное двумя полуколоннами с западной стороны, и скромный декор в виде прямоугольных спаренных пилястр, арочных проемов по фасадам. Она завершена луковичным куполом, аналогичным по форме куполу над основным объемом. Колокольня и центр. купол, разрушенные в 1930-х гг., были восстановлены в 1996. Все здание на сегодняшний день оштукатурено в белый цвет, кровельные покрытия окрашены в ярко-голубой цвет. Нек-рое сомнение вызывает более архаичная форма восстановленных куполов по отношению к классической по стилю архитектуре всего объема здания. Интерьеры церкви не сохранились, иконостасы, роспись свода, стен храма выполнены совр. мастерами.
В советское время храм был закрыт и разграблен. Были снесены верхние ярусы колокольни и четверик храма с барабаном над основным объемом. В здании был размещен клуб, со временем оно пришло в запустение. В 1988 храм вернули верующим вновь зарегистрированной общины. В 1996 началось его восстановление. Помощь оказали ОАО «Татнефть», администрация Альмет. р-на и города в лице И. В. Гареева. В 1997 храм вновь освятили во имя Казан. иконы Божией Матери. В 2008 был сделан новый ремонт на пожертвования жителей С. Н. Тюлькина, Л. Н. Самойловой. В 2007 церкви были переданы бывш. дом священника, построенный в 1830. Настоятели храма: Василий Олейников, Андрей Глубоковский.
Лит.: Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. Т. 1. Административные районы. К., 1999; Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии. Под ред. В. Г. Сальникова. К., 2010; Церкви Республики Татарстан. Каталог-справ. К., 2015.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, С. В. Новиков
Русский Акташ села Казанско-Богородицкая церковь
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии