Христианизация

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ насильственная, один из элементов политики рос. гос-ва на присоединенных терр. На Ю.-В. Татарстана она впервые стала осу­щест­вляться после подавления крестьянских вос­ста­ний 1735–40 (см. Татаро-башкирские вос­ста­ния 1681–84, 1705–11, 1735–41). От­кро­венно насильственный характер (с прив­­лечением карательных отрядов) она приоб­ре­ла в 1740–50-е гг. и была связана, прежде всего, с дея­тельностью казан. архиепископа Луки Ко­на­шевича и учрежденной им в 1731 в г. Сви­яжск Новокрещенской комиссии (в 1734 была пре­об­разована в Новокрещенских дел кон­тору; упразднена в 1764). С 1755, после на­ча­ла восстания Батырши, активность Х. стала сни­жать­ся, в частности были отменены меры по на­силь­ственному переселению мусульман из сел, часть жи­телей к-рых была об­ра­щена в православие и др. После издания в 1773 Указа о терпимости ко всем вероисповеданиям и уч­реж­дению в 1789 Оренбургского Магометанского Духовного Собрания политика Х. стала ослабевать. Однако она возобновилась с новой силой в 19 в., в связи с раз­вер­нувшимся процессом массового возвращения кре­щеных татар в ислам. В 1829 в Самарском и Став­ропольском уездах были учреж­дены новые мис­сии «для обращения язычников и магометан в хрис­тианство». В Мензелинском у. подобная миссия была учреждена в 1840-х гг. в с. Новоникольск (ны­не Альмет. р-на). В 1851 такая же миссия была сфор­мирована в Бугульминском и Бугурусланском уездах.
В Восточном Закамье, в том числе на терр. Альмет. р-на, Х. были подвергнуты мордва, чуваши, марийцы, часть татар. В православие были обращены жители сс. Ерсубайкино, Багряж-Никольское, Чуваш. Сиренькино, Русск. Сиренькино, Ямаши, Добромыш, Юсупкино и др. Основная масса татар-кряшен Альмет. р-на подверглась Х. в 1-й пол. 18 в. Так, в период между 1-й (1719) и 2-й (1746–47) ревизиями были крещены служилые татары д. Акташ (ныне п. Русск. Акташ), к-рые после крещения в 1727 были переселены в д. Калейкино. Они были отнесены к т. н. старокрещеным, т. е. обращенным в православие до учреждения Новокрещенских дел конторы. В отличие от них, новокрещены, в частности жители дд. Ниж. Абдулово и Старый Багряж-Елхово (из тех же служилых татар) были крещены после учреждения данной конторы. В этих деревнях миссионеры побывали в нач. 1740-х гг., разрушив местные мечети. Повторно они появлялись на рубеже 1740–50-х гг., в связи с разбирательствами по расследованию и наказанию виновных в подготовке вооруж. выступлений против Х. В рос. законодательстве был заложен строжайший запрет «отвлечения и отпадения от православия и христианства». «Отпадавшие» лишались всех прав своего состояния, а домашнее «имение» бралось под опеку. «Совратитель» в нехристианскую веру также приговаривался к лишению всех прав состояния и к ссылке (обычно, в Сибирь) на каторжные работы от 8 до 10 лет.
В ответ на насильственную Х. происходили массовые волнения, принимавшие форму восстаний, напр. Татаро-Башк. восстания. Кроме того, возникло движение крещеных татар (см. Крещеных татар движение за возвращение в ислам). Распространенной практикой по отношению к «отпавшим» из православия татарам являлись их высылка и расселение среди русск. или ранее крещеной «инородческой паствы». Например, в 1850-е 14 семейств, возвратившихся в ислам крестьян д. Тимашево Бугульминского у., было выслано на жительство в Тобольскую губ. Часть новокрещеных татар с. Ниж. Абдулово и образованного при ней поселения Степановка в 1849 была переселена в Кочердыковскую вол. Челябинского у. и в д. Сульча Бугульминского у. Но и на новом месте «татары не слушались увещеваний», оставаясь в мусульманской вере. Обратившиеся в ислам жители сс. Ниж. Абдулово, Старый Багряж-Елхово, Беркета-Ключ и Степановка в 1866 подали прошение царю «об оказании им… защиты от притеснений… с целью обратить их в христианство». Прошения о переходе в «магометанство» были поданы и жителями сел Альметьево и Абрамовка.
Массовые волнения возобновились со 2-й пол. 19 в. В 1878–79 причиной этого послужило пос­та­нов­ление Самарской духовной консистории, предписавшей сбор сведений о численности «иноверцев». Это способствовало распространение среди населения слухов о некоем док-те, предписывавшем «поголовное принудительное крещение» мусульман. Одним из проявлений политики Х. населением Закамского региона было воспринято и появление указа от 16 июля 1888 об испытаниях мусульманского духовенства на знание русск. языка. От сельских общин деревень Самарской губ. поступили массовые ходатайства об отмене этого указа. Негативно отнеслись жители региона и к Первой всеобщей переписи населения империи в 1897, которая была воспринята, как новая попытка насильственной Х. Так, в начале января 1897 действия местной администрации по проведению переписи были повсеместно парализованы в татар. деревнях Мензелинского и Белебеевского уездов Уфимской губ. В нек-рых уездах перепись проводилась в присутствии воинских частей, власти применяли телесные наказания. В Бугульминском у. Самарской губ. сопротивление властям оказали 30 татар. сельских общин. В конце января 1897 движение против переписи было подавлено (см. Мухаджиров движение).
Х., согласно архивным источникам, была воспринята крещеными татарами Восточного Закамья, в основном, формально и носила поверхностный характер. Наряду с русскими именами, которыми наделяли при крещении, обращенные в православие продолжали носить татарские имена. К примеру, Ларион Якимов (1826 г. р.) из с. Нижнее Абдулово значился также Идиятуллой Губейдуллиным и др.
В 1910 с целью усиления процесса Х. рос. пра-вом, по инициативе его предс. П. А. Столыпина, было созвано «Особое совещание по выработке мер про­ти­водействия татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае». В связи с его рекомендациями в 1910 было закрыто 97 новометодных (джадидских) татар. школ, предприняты карательные меры против активных дея­телей татар. нац. движения. Среди них, родившийся в с. Кама-Исмагилово ныне Альмет. р-на, З. А. Шахгараев, отправленный в 1911 этапом в тюрьмы городов Бугульмы, Мензелинска, Елабуги, Сарапула по полит. обвинению в т. н. панисламизме.
Лит.: Башкиро-Татарские восстания // Татарская энциклопедия. Т. 1. Казань, 2002; Габдуллин И. Движение крещеных татар по возвращению в мусульманство // Әлмәт–Альметьевск. Казань, 2003; Загидуллин И. К. Движения татар // Татарская энциклопедия. Т. 2. К., 2005; Климин А. В. Новокрещенских дел контора // Татарская энциклопедия. Т. 4. К., 2008; Он же. Миссионерство православное // Татарская энциклопедия. Там же; Особое совещание по выработке мер противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Поволжском крае // Татарская энциклопедия. Т. 4. К., 2008; Христианизация // Татарская энциклопедия. Т. 6. К., 2014.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, И. Р. Габдуллин



Педагог-миссионер Н.И.Ильминский (1822-1891)

Школа братства святителя Гурия для крещеных татар. с. Новое Мочалкино Мамадышского уезда Нач. 20 в.

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии