Верхний Акташ села Церкви



ВЕРХНИЙ АКТАШ СЕЛА ЦЕРКВИ, в наст. время в селе находятся 2 храма, построенных в разное время: Никольская церковь (памятник архитектуры 19 в.) и храм в честь Покрова Божией Матери (2005). Первый возведен во имя Святителя и Чудотворца Николая в 1875–80 на средства прихожан – ​мордовских крестьян и частные пожертвования. Мордва-эрьзя, переселившиеся на эти земли, были язычниками. По указу Сената их крестили 7 июля 1733. Гл. инициатором крещения был Киряшка Малукин (в крещении Тихон Платонов). Все сельчане получили новые имена: напр., Мужичка стал Ионом, Пабесарка – ​Тихоном, Капунька – ​Петром, Таркала – ​Иваном, Каяден – ​Леонтием, Гулета – ​Алексеем. Поменялись и женские имена: Парабия и Кашаледа стали Акулинами, Якашта – ​Аграфеной и т. д. Прошением от 1737 жители просили возвести храм, однако был ли он построен, установить не удалось, тем более, что вскоре в этих краях прошли татаро-башк. восстания. В 1880 из прихода с. Русск. Акташ был выделен самостоятельный приход; он включал жителей Верх. Акташа и татаро-кряшенского с. Калейкино (до 1915). Приход входил во 2-й благочинный округ Мензелинского у. Уфимской губ. Причт (священник, диакон и псаломщик) получал доход от прихода и ругу; позже им выплачивали казенное жалованье. Жили в церковных домах: дом священника был построен в 1880, дьякона – ​в 1890, просфорни – ​в 1904.
Храм был одним из самых богатых в округе; его служители оказывали благотворит. помощь крестьянам хлебом, содержанием коней (имели конюшню на 30 голов). Содержалась богадельня. Земли при церкви не было. Было организовано церковно-приходское попечительство; при храме – ​церковный хор. В 1885 была открыта церковно-приходская школа. В 1900 для нее было построено отд. здание с просторной классной комнатой и квартирой для учителя. Первым учи­те­лем был сельский диакон А. Колокольцев (до 1897 единственным), он был отмечен как один из лучших учителей уезда. В 1897 начала работать штатная учительница И. Сорвина. В 1903 А. Колокольцев был переведен на работу в школу. В 1888 в школе, отличав­шейся высоким уровнем преподавания и хорошей обес­печенностью учебными пособиями, числилось 38 уче­ников (мальчики), в 1903 – 81 (мальчики и девочки)
В церкви священниками-настоятелями служили: около 1879–80 – ​Михаил Римский, с августа 1880 – ​около 1882 – ​Георгий Сенилов (из священников с. Ильбахтино), около 1882–84 – ​Иван Исаакович Миролюбов, сын священника из Русск. Акташа (см. Миролюбовы), в 1885, по информации, полученной от жителей села, один год служил отец Александр, был направлен Уфимской епархией из Самары пос­ле окончания духовной семинарии; в 1886–1917 – ​Николай Александрович Меньшиков, окончивший Уфимскую духовную семинарию. По сведениям cельского священника Д. Конычева, записавшего у местных старожилов историю Верхнеакташского храма и его служителей, отец Николай служил в храме до последних дней, пока его не арестовали (был расстрелян в 1937). Известно о его благих делах: стр-во церковно-приходской школы, где обучалось около 100 детей, богадельни, в к-рой жили более 20 чел. (местное мордовское население, брошенные старики из сс. Калейкино, Русск. Акташ). Выпекаемый здесь хлеб раздавали малоимущим.
Верхнеакташский 1-престольный 5-главый храм с колокольней построен из кирпича в стиле эклектики с элементами неоклассики и псевдорусск. (3-й ярус колокольни) стиля в оформлении 3-го яруса ко­ло­кольни. Планировочное решение по характерному для провинциальных храмов типу (т. н. корабль) – ​3-частная композиция, в к-рой по одной оси выстроены центр. куполообразный объем храма (крестообразно огражден портальными входами и апсидой), соединенный посредством широкой трапезной со встроенной колокольней. Основной объем храма квадратной формы, имеет 2-й ярус окон. Алтарная часть выполнена в виде 5-гранной апсиды с примыкающими по бокам прямоугольными объемами риз­ниц. С западной стороны расположен вытянутый объем трапезной в 2 окна по фасаду, к к-рой примыкает 3-ярусная колокольня. В храме 3 входа с 3-х сторон, кроме восточного фасада. Входы оформлены скромными арочными порталами (с южной и северной сторон порталы утрачены). Фасады не оштукатурены и украшены лопатками по углам здания, цоколь сложен из прямоугольных белокаменных блоков с профилированными базами пилястр. Карниз основного объема храма имеет простое сечение, в то время как у колокольни карниз устроен с прямоугольными «сухариками» по низу. Над окнами 2-го яруса основ­ного объема храма расположены прямоугольные и квадратные ниши; окна оформлены лучковым завершением, а перемычки – ​плоскими кирпичными наличниками. Арочные проемы 3-го яруса колокольни декорированы кокошниками, пояс между 2-м и 3-м ярусами – ​квадратными ширинками. В храме сохранились чугунные решетки с ромбовидным рисунком на окнах. Со временем были утрачены главы над основным объемом храма и колокольней, кровельное покрытие сохранилось только над апсидой. С южной стороны в нижнем ярусе колокольни и с северной стороны ризницы фиксировались серьезные разрушения кирпичных стен, также были разрушены паперти перед входами в храм. Двухэтажная храмовая часть завершается вальмовым покрытием, на к-ром по 4 углам возвышаются маленькие главки луковичной формы с высокими шейками и одна крупная луковичная главка в центре. Многоярусная колокольня построена в композиции четверик на восьмерик и восьмерик. На последнем ярусе чередуются неглубокие ниши и проемы, завершающиеся килевидными арками.
Храм был одним из наиб. богато оформленных в уезде; молельный зал был полностью расписан. Для росписей храмовых икон были наняты художники-иконописцы. Часть икон была сохранена местными жителями, и на них остались авторские подписи. В частности, деревянный крест высотой около 2 м из церковного убранства был расписан Валаамскими монахами. На подаренной иконе Архангела Михаила сохранилась надпись: «Рисовала монахиня из Елабужского женского монастыря в 1901 г.». Икона «Неопалимая купина» была привезена из Новгородской обл.; Покрова Пресвятой Богородицы исполнил моск. художник, имя к-рого не сохранилось. На обороте иконы Николая Чудотворца имеется вырезанная ножом запись о том, что ее золотая риза (ныне сохранившаяся сделана из меди) была взята с иконы Николая Чудотворца, находившейся в Алатыревском монастыре. Расписной крест сохранила местная бабушка Авдотья (мордовское имя Олба). Она сначала прятала его на кладбище, затем – ​дома. Она передала эту реликвию в открытый в 1990 храм с. Русск. Акташ. В 2005 местные жители вернули крест в его прежнюю обитель.
По воспоминаниям сельчан, храм был закрыт и разграблен после ареста отца Николая. Официально его закрыли по постановлению ВС СССР от 11 марта 1941. В здании размещен зерноток. Жители села неоднокр. обращались к властям с просьбой вернуть храм верующим. Дважды в 1945 СНК ТАССР отказал в этой просьбе. Долгие годы церковь находилась в полуразрушенном состоянии. В 2015 на средства жителей села началась ее реставрация с восстановления колокольни, к-рую закрыли куполом с луковичной главкой.
Второй православный приход в селе организован в 2000. Первоначально службы проходили в строит. вагончике, поставленном рядом с Никольской церковью священником отцом Георгием (Васецким). В 2004 был заказан сруб для нового храма в г. Нолинск Кировской обл. Он был возведен в 2005 рядом с недействующей каменной церковью и освящен в честь Покрова Божией Матери. Новый 1-главый храм представляет собой 2-этажный сруб 8-гранной формы с неравными сторонами. С запада и востока к срубу пристроены 5-гранные объемы, в к-рых расположены притвор и алтарь. Под отд. крышей устроена звонница. В комплекс храма входят трапезная и домик с оборудованной котельной и кельей, в к-рой доживала свой век известная в округе блаженная Евдокия (дата и место рождения неизвестны). Она похоронена на участке между старым и новым храмами.
Организаторскую и спонсорскую помощь в стр-ве храма оказали: Г. А. Федотов (ПАО «Татнефть»), предприниматель Н. С. Пономарева, прихожане. В наст. время настоятель храма – ​иерей Дмитрий Конычев ведет службу на мордовском языке.
Лит.: Айнутдинов Р. А., Липаков Е. В., Хайрутдинов Р. Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры. К., 1993; Православные храмы Альметьевского благочиния Казанской епархии. Под редакцией В. Г. Сальникова. К., 2010.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, С. В. Новиков



Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии