ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ, вид декоративно-прикладного искусства; способ орнаментации тканей, кожи, использовавшийся для украшения одежды, бытовых предметов. В Альмет. р-не бытовало общенац. название З. ш. – «ука», способа шитья – «ука белэн чигу». Как вид ремесла в прошлом веке не получило широкого распространения среди сельских мастериц; жители региона в основном покупали готовые расшитые изделия – калфаки, тюбетейки, привозившиеся из Казани. Однако сохранились сведения о произ-ве до нач. 20 в. головных уборов – такыя и тюбэкэй, украшенных золотными узорами; о вышивальщицах, исполнявших вплоть до 1940‑х гг. золотошвейные изделия на заказ. Напр., в Нижнем Абдулово, Новом Надырово, Кама-Исмагилово работали мастерицы, украшавшие головные уборы вышивкой, бисером, иногда жемчугом. В с. Бишмунча расшивали золотными нитями полотенца, головные платки; в Кульшарипово, Абдрахманово – нагрудники (изючэ). В коллекции Музея истории села Елхово сохранился уникальный образец мягкой шапочки – чепца (возможно 1‑й пол. 19 в.), шитого металлической серебряной нитью на темно-фиолетовом бархате. В налобной части облегающая голову шапочка плотно расшита узором в виде 6‑лепестковых розеток, отходящих от волнообразного побега. Затылочная часть шапочки также расшита серебряным узором, дополненным блестками, в виде четырех одиночных букетов, напоминающих грозди ягод, ритмично разбросанных на бархатном фоне. В этом музее также находится образец З. ш. нагрудной перевязи – хаситэ с сумочкой-кармашком для ношения оберега – «хасите дэгвэт». Узор в виде цветочного букета вышит на темном бархатном фоне. Имеются сведения о том, что у зажиточных татар села бытовали кожаные сумочки – «янчык», украшенные З. ш., однако образцов их не сохранилось.
Среди татар-кряшен (Васильевка, Ильтень-Бута, Калейкино) З. ш. получило широкое распространение в декоре мангайлык – начелышей (налобников). Богатая коллекция шитых серебряной нитью мангайлык, входивших в комплекс головного убора сурэкэ, представлена в музее с. Ильтень-Бута. Старинный вариант сурэкэ имел наушники – «чигэче», также оформленные З. ш. Их изготавливали из ткани, нашитой на полутвердую основу, и плотно покрывали шитьем из серебряных нитей, используя технику вприкреп. Для нее использовалась нить желтого цвета, каждый стежок к-рой прикреплял не более двух нитей мишуры, поэтому точки прикрепа ложились очень близко друг к другу, сливаясь в одну тонкую линию. Таким способом настилали основу начелыша. Затем на него дополнительно нашивали геом. узор из шнура, обвитого серебряной нитью. Обычно это были параллельные и пересекающиеся линии, круги, спирали, треугольники, мотив набегающей волны, креста и др. Лицевой край налобных повязок часто оформляли в виде полоски из ряда рельефных округлых узоров, являвшихся, по-видимому, рудиментом металлических бляшек, украшавших старинные повязки с бахромой – «чачак». В старину женщины для себя сами расшивала сурэкэ. Позднее, появились мастерицы, работавшие по заказам и продававшие свои изделия на местном рынке, в основном в с. Русский Акташ. Образцы сурэкэ нач. и сер. 20 в. хранятся в школьном музее с. Васильевка, музее с. Ильтень-Бута.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Золотое шитье
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии