ИХАТА, название татар. традиционной усадьбы, характерно для Альмет. р-на и в целом для приуральской группы татар. И. отличалась региональными и локальными особенностями в планировке, застройке и худож. оформлении (см. Архитектурно-художественный комплекс народного жилища). К И. жители селений района относят изгородь и все, что внутри нее: терр. двора, дом, надворные постройки, приусадебный участок. С кон. 19 в. сложились общие особенности в застройке И. Жилые дома возводились вдоль улицы со значит. отступом от красной линии, огораживались забором со встроенными воротами и калиткой. В Альмет. р-не повсеместно доминировал тип 4‑створчатых ворот. И в наст. время бытует название входной калитки – «инеш», характерное для приуральской группы татар. Ворота устанавливались на 3 столбах, имели 2 открываемых полотнища. В старинном варианте часто изготавливались из сплошного тесового полотна, в более зажиточных домах – с 2 калитками по обеим сторонам, что было связано с разделением на женский и мужской входы. Калитка располагалась, как правило, с ближайшей к входу в дом стороны. В наст. время бытуют 2 варианта калитки, устраиваемые по сторонам ворот на 4 столбах (связано со стремлением создать симметричную и более торжественную композицию) и с одной – левой стороны. В домах бедняков устанавливали одностворчатые ворота из горизонтальных жердей с просветами – «жил капкасы». Вход в И. через ворота и калитку был со стороны главной улицы.
Дома располагались внутри двора. Раньше вход устраивался с задней стороны дома, а в сени – с боковой. Однако, в результате сложившейся традиции увеличения площади 4‑стенного дома и добавления к нему новой избы, входы в дом стали располагать с бокового фасада через тесовые или дощатые сени – «ой алды», обычно с открытым крыльцом. Сохранились образцы жилых домов без сеней с пристроенным ко входу закрытым крыльцом. Обычно тесовые или дощатые сени строили на всю длину дома или его часть; в 5-стенках сени занимали длину одного из срубов. В наст. время кирпичные дома возводят без сеней, вход в них обычно делают с фасадной стороны или со двора через открытое крыльцо.
Двор делился на переднюю часть, где располагались собственно дом, бытовые, хоз. постройки и задворки с гумном – «ындыр», в наст. время – огород. На границе огорода и двора часто размещали баню. Надворные постройки, как характерно и для татар Поволжья, обычно не замыкали двор, а строились отдельно от дома, в совр. дворах они примыкают друг к другу. Для традиционной И. было характерно расположение кладовой (клети) – «келэт» по фасадной линии дома, либо вплотную к забору, либо на расстоянии от него, замыкая И. с боковой стороны. Как правило, клеть ставили слева от ворот, а дом – справа. Старинные клети были сложены из природного известнякового камня и доломитовых плит с забутовкой швов более мелким камнем. Зажиточные селяне строили «ак келэт» – белую клеть с полом и потолком, окнами с закрывавшимися ставнями. В клетях хранили зерно, фураж, продуктовые запасы, имущество и др., как и раньше их продолжают использовать под летнее жилье. Рядом с клетью устраивали погреб с ледником – «кар базы», сверху прикрытый 2-скатной крышей – «баз осте». Иногда его делали в виде отдельно стоящего сруба. Во дворе, на нек-ром расстоянии от клети, примыкавшей к забору, на одной линии с ней располагалась баня, за ней – хлев – «абзар» (мал өйе). Его сооружали из сруба. Крыша была шатровая, в домах бедняков – из соломы. Абзар строили из доломитовых плит. Бытовали холодные тесовые хлева – «сарай» и плетневые – «чиннек»: горизонтального – «читэн» или вертикального – «утыртма читэн» плетения, 2‑стенные, с заполнением из навоза и соломы. В Альмет. р-не встречались саманные с бревенчатым каркасом, каменные хлева. Иногда их утепляли и устраивали в них печи. Для хоз. работ, хранения инвентаря, заготовленных на зиму дров из теса сооружались холодные сараи – «лапасы». Их располагали за клетью в виде открытого навеса. Бани и клети были не в каждом хозяйстве, поэтому зачастую мыться ходили к соседям. С боковой стороны И. часто располагался фруктовый сад. С сер. 20 в. перед домами со стороны улицы за невысоким дощатым забором устраиваются палисадники.
Лит.: Воробьев Н.И. Казанские татары (этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). К., 1953; Валеева-Сулейманова Г. Ф. Локальное и региональное в народном искусстве татар Альметьевского региона // Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Ихата
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии