КОВРОДЕЛИЕ, вид декор.-прикладного иск-ва, произ-во худож. текстильных изделий – ковров, предназначенных для украшения интерьера и утепления жилища. В Альмет. р-не ковры стелили на нары – «сэке» и на полу; они нередко являлись частью приданого невесты, использовались в свадебном обряде проводов невесты. Ими покрывали снаружи временно устроенную кибитку, в к-рой невеста переезжала в дом жениха; после свадьбы их стелили на «сэке».
В татар. селах Альмет. р-на К. было распространено как вид домашнего ремесла. Мастерицы занимались произ-вом безворсовых тканых – «кэлэм», палас, «асалы» палас и войлочных – киез – ковров. В культуре русск. и др. народов Альмет. р-на К. не получило широкого распространения; обычно в быту они использовали тканые из лоскутков дорожки; в отдельных деревнях – одноцветные ковры – кошмы.
Безворсовые ковры ткали на горизонтальных станках в технике полотняного переплетения из шерстяной, конопляной, льняной, со 2‑й пол. 20 в. – покупной х.-б. пряжи. Обычно сшивали 2–3 полосы шириной 50–60 см каждая. Паласы имели прямоугольную форму: до 2 м – в длину, от 1 до 1,5 м – в ширину. Простые виды ткали в разноцветную полоску (реже – в клетку) с повторяющимся узором из узких и широких полос. В каждом паласе применялось 4–6 тонов в разных сочетаниях: золотисто-желтый, бордово-красный, малиновый, охристо-коричневый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, розовый, фиолетовый, изредка – черный. В Альмет. р-не были широко распространены паласы, изготовленные в технике закладного ткачества – «кыстырып суккан палас» (Новое Надырово и др.). Узоры на них почти всегда ткали шерстью. При этом использовали 2 утка – фоновый и узорный. Закладной узор создавался полихромным утком и пропускался не по всей ширине основы, а в определ. местах в соответствии с композицией узора. Получался 2-сторонний узор, одинаковый с изнаночной и лицевой сторон. В таких паласах – «асалы» палас не делали каймы. Их декорировали крупными геом. узорами (ромбами, многоугольниками), к-рые вписывались друг в друга, имели уступчатые контуры и контрастно выделялись на одноцветном фоне. Обычно «асалы» палас стелили поверх войлочных К. на сэке. Богато орнаментированные виды «асалы» паласов были зафиксированы на востоке и северо-востоке от Альметьевска: в нас. пунктах по р. Урсала (Новое Каширово, Новое Надырово, Урсалабаш), по р. Кама (Бишмунча, Кама-Исмагилово), в Абдрахманово, Верхней Мактаме, Нижней Мактаме, Тайсуганово. Отдельные образцы паласов с более детализированными и измельченными по формам узорами, сложными богатыми орнаментальными и цветовыми композициями производили в Кичучатово. Их узоры, композиции, расцветка имели общие черты с коврами приуральских и пермских татар. В Альметьево, Бигашево, Кульшарипово паласы в технике закладного ткачества встречались изредка.
Повсеместное распространение в Альм. р-не получили безворсовые паласы, сотканные в технике выборного ткачества. В них каждый элемент узора ткался ниткой определ. цвета. При этом узорный уток не нарушал фактуры ткани. Композиционная особенность орнамента паласов этого вида заключалась в фризообразном расположении 3‑х узорных полос. Средняя полоса была более широкой и отличалась размерами и формой рисунка. Крупные узоры на ней ткали раздельно друг от друга в виде ромбовидных фигур. Менее широкие полосы оформляли орнаментом, составленным из 6-гранников и многоугольников. Бытовали и более простые в исполнении полосатые дорожки – «чаптырма», к-рые ткали из остатков различных тканей, а также ковры, сшитые из 2 тканых полос – «чубек» палас.
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. К вопросу об исторической преемственности традиционного искусства населения аулов Альметьевского района (опыт типологии и районирования этнокультуры) // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. К., 2000; ее же. Ковроделие // Татарская энциклопедия. Т. 3. К., 2006.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Ф. Ш. Сафина
Ковроделие
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии