ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область пластических искусств; худож. обработка предметов, имеющих практическое назначение в быту. Произведения Д.-п. и. составляют часть предметного пространства, формируют облик человека, участвуют в его жизненных циклах, в создании архитектурно-художественного комплекса народного жилища. В Альмет. р-не Д.-п. и. представлено в деревообработке, металлообработке, войлоковалянии, ткачестве, вышивке, ювелирном ремесле, керамическом ремесле, ковроделии, золотом шитье и др. Оно получило развитие преим. в форме народного творчества, худож. ремесел, промыслов, с сер. 20 в. – в творчестве проф. и самодеятельных художников. Сохранившиеся материалы позволяют выявить специфику Д.-п. и. в Альмет. р-не в период не ранее кон. 19 – нач. 20 в., хотя история его развития восходит к глубокой древности. К эпохе мезолита (10–6 тысячелетия до н. э.) относятся первые в Вост. Закамье примитивного характера украшения в виде костяных бус из Меллятамакских погребений. Памятники волго-камской культуры представлены керамической посудой, украшенной поясками штампованного орнамента в виде гребенки, перевитого шнура (Татарско- и Русско-Азибейские стоянки на берегах рр. Ик и Белая), ожерельями, костяными и кремневыми изделиями. В слое бронзового века выявлены образцы керамики срубной культуры (раскопки у с. Зай-Чишма и др.), глиняные сосуды со сложным орнаментом (селище «Шихан») и бронзовые изделия черкаскульской культуры (Дербеденевский клад) и др. К памятникам сарматов (4–3 вв. до н. э.) относятся находки лепной керамики (приземистой формы кувшин красно-желтого цвета с налепом на ручке из могильника, обнаруженного около с. Нижняя Мактама). Раннеср.-век. Д.-п. и. на терр. Альмет. р-на представлено памятниками турбаслинской культуры: керамическая посуда разнообразной формы и видов, среди к-рой есть образцы сарматского типа (с налепами по тулову и резным орнаментом в виде волны), глиняные напрясла, свидетельствующие о развитии домашнего произ-ва тканей и др. бытовые предметы. Памятники Д.-п. и. волжских булгар 10–12 вв., преим. лепная и гончарная посуда с геом. узорами и с тамгами, были обнаружены при раскопках булгарских городищ и селищ на берегах р. Шешма. К ним же относится уникальная находка (см. Елховская находка) темно-красного цвета, покрытого ангобом, светильника (в коллекции Музея истории села Елхово). Памятники 13–15 вв. представлены пятью надгробными камнями с выбитыми на их поверхности племенными или родовыми тамгами (Елховский первый могильник). Возможно, к этой же или более ранней эпохе относится группа необработанных камней, среди к-рых один, находящийся в центре, выделяется антропоморфными чертами: намеченные скосы плеч, оголовник с прорезанными линиями, возможно, волос и усов, рисунки ушной раковины и носа, две глазные впадины (Елховский бал-бал). Его обобщенные формы напоминают древнетюркские скульпт. изваяния. Это единственный памятник подобного рода на терр. Татарстана. Ученым М. Ахметзяновым он был отнесен ко времени Древнетюркского каганата (5–6 вв.), однако не исключено, что данная группа памятников является образцами провинциальной школы тюркской кочевой малой пластики и относится к золотоордынской (14–15 вв.) и, возможно, даже к постзолотоордынской эпохе. Очевидно, что А-образная в своей основе тамга, выбитая на лицевой стороне камня, имеет аналоги данному мотиву в образцах булгарского и золотоордынского иск-ва (керамика, браслеты, парадные топорики), в надгробиях казан. татар 1-й пол. 16 в.
Д.-п. и. эпохи татар. ханств вплоть до 2-й пол. 19 в. из-за отсутствия материлов остается практически неизученным. Сохранившиеся произведения в основном относятся ко 2-й пол. 19 – сер. 20 в. В этот период наиб. развития получили такие виды Д.-п. и., как архит. резьба по дереву, обработка металла (железо, медь, латунь), войлоковаляние (ковры, головные уборы и обувь), худож. ткачество и вышивка, костюм. Гончарное иск-во, в частности произ-во бытовой посуды, получило развитие в силу истор. причин (после завоевания Казан. ханства), преим. в русcк. селах Кичуй, Русск. Кармалка (ныне Черемшанский р-н РТ) и др.; в татар. деревнях продолжали использовать глину для произ-ва лепных глиняных игрушек – «таш сыбызгы» (свистульки) и строит. материалов (см. Керамическое ремесло). В изделиях народных мастеров своеобразие и самобытность Д.-п. и. отразились в орнаментальных композициях (преобладание комплекса цветочно-растительных узоров «степного» происхождения; более обобщенно-стилизованная трактовка мотивов с преобладанием композиции цветочного букета, в основе к-рого лежит древний мотив степного куста или древа жизни). В ленточных композициях узорных обрамлений популярны мотивы вьюнка и лиственного побега. В цветовых решениях в кач-ве фона чаще применялись желтый, синий, красно-бордовый, иногда черный цвета. Особенности и оригинальность происхождения техн. приемов исполнения проявились в отд. названиях бытовых и обрядовых предметов (турлемэ, «тур кашагасы», бэйлэр солгесе, битяулык и др.), элементов одежды (тубэкэй, хашап, ыштыр и др.), украшений (дәгвәт догасы, хаситэ или хэстэ, чылбырлы чулпы и др.). Яркими локальными своеобразиями отличались костюмы татар-кряшен, в к-рых этнокультурная специфика выявляется по местам их чересполосного проживания, различаясь по деревням. Для народного Д.-п. и. региона характерны устойчивые худож. традиции и сохранение этнокультурного своеобразия вплоть до сер. 1950-х гг.
Совр. проф. и самодеятельное творчество получают развитие со 2-й пол. 20 в. Одним из первых проф. художников, занявшихся этим видом творчетсва, был Р. А. Агафонов, создавший в 1960–70-х гг. серию декор. ваз и тарелок в технике чеканки по меди. Мелкая пластика, бытовые предметы из резного дерева впервые выставлялись на Альмет. худож. выставке в 1963 самодеятельными художниками Н. Я. Симоненко и В. А. Волоховым. В 1980 впервые в Альметьевской картинной галерее состоялась выставка самодеятельных художников и мастеров декор.-прикладного иск-ва. С 1980-х работают мастера, освоившие технику лаковой миниатюры: С. Ганиев и Р. Мингазов, окончившие Мстёрское худож. уч-ще. В кон. 1990-х гг. к ним присоединились выпускники Мстёрского уч-ща супруги М. и О. Князевы. При Национально-культурном центре «Элмэт» было образовано творческое объединение художников лаковой миниатюры в составе: С. Ганиева, О. Князева, М. Князевой, Р. Мингазова, О. Степановой. Ими создавались расписные шкатулки с использованием мотивов татар. орнамента, с изображением герба республики, композиции на темы татар. мифологии, сюжеты народных сказок, легенд, а также расписные броши и др. изделия в традициях и стилистике Мстёрской школы миниатюры. В 1990-е гг. большой вклад в развитие народных традиций Д.-п. и. внес самодеятельный художник С. З. Фархетдинов, выполнивший предметы из резного дерева, худож. металла, шамаили, разработанные им в авторской технике каллиграфические панно для интерьеров мечетей. Произведения в традициях татар. орнаментики в сочетании с сюжетными образами в Альметьевске создавал художник З. М. Зиганшин (панно, настенные декор. тарелки, малые формы) (см. также Монументально-декоративное искусство). Он освоил технику чеканки (тарелка «Сабантуй», панно «Филин» и др.), занимался резьбой и интарсией по дереву. Свое умение передал по наследству сыну И. З. Зиганшину. Среди проф. художников, являющихся одноврем. живописцами и графиками, в области Д.-п. и. работают Р. В. Гумеров (изделия из металла, керамики, кости, бересты и дерева), В. И. Бушурова (батик) и др. В различных жанрах Д.-п. и. работают самодеятельные художники: Ф. Алексеев (чеканка), А. Комелин (плетная из лозы мебель, утварь), В. Петровичев (настенные тарелки из резного дерева, с. Русский Акташ), Г. Чикляукова (куклы из крашеного дудника), Ю.Круглов (изделия из кости) и др., объединившиеся вокруг Районного дома культуры; резчик по дереву Х. Валеев (наличники, мебель) в Нижней Мактаме, автор аятелькорси, акварелей и гипсовой скульптуры (работы экспонируются в Музее истории с. Нижняя Мактама). Продолжают развиваться традиции бытовой и домовой резьбы по дереву: оформление ворот, наличников окон, фронтонов крыш и др. (см. Архитектурно-худож. комплекс народного жилища), исполнение резной мебели (М. Вильданов из с. Елхово), обработка металла (бакырчы, тимерче), вышивка и др. Преподавание основам Д.-п. и. осуществляется в Детской худож. школе № 2 по авторской программе педагога Т. И. Леоновой, в детских худож. студиях (преподаватели М. и О. Князевы), в Центре детско-юношеского творчества. В Альмет. картинной галерее, Альмет. краеведч. музее, Музее истории с. Елхово, Мемориальном музее Ф. Карими (Миннибаево), Музее истории с. Ниж. Мактама, в сельских школьных музеях (Бишмунча, Васильевка, Калейкино, Кама-Исмагилово, Маметьево, Новое Каширово, Новое Надырово и др.) работают экспозиции, представляющие коллекции произведений Д.-п. и.
Лит.: Выставка произведений художников Альметьевска. Каталог произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декоративного и прикладного искусства. Альметьевск, 1963; Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. К., 1985; Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920–90-е гг.). К., 1995; ее же. Локальное и региональное в народном искусстве татар Альметьевского региона // Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. К., 2000; Казаков Е. П., Рафикова З. С. Очерки древней истории Восточного Закамья. Альметьевск, 1999; Әхмәтҗанов М. Борынгы балбал // Из истории Альметьевского региона. Альметьевск, 1999.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Декоративно-прикладное искусство
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии