Церковно-приходские школы

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ, общеобразовательные начальные учебные заведения в Рос. империи; находились в ведении церковно-учебного ведомства Святейшего Правительствующего Синода. С 1884 Ц.-п. ш. подчинялись специально созданным Епархиальным училищным советам. На терр. Альмет. р-на это были советы Казан., Уфимской, Самарской епархий.
Массовое учреждение Ц.-п. ш. предполагалось «Правилами, касательно первоначального обучения селянских детей», утвержденными 29.10.1836 императором Николаем I. Предписывалось «располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ… для обучения… детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам Катехизиса». Однако средств на содержание школ не выделялось, и предполагалось, что священники будут учить детей, не получая дополнительного жалованья. В результате, большинство Ц.-п. ш. существовало только в отчетах, а немногие священники, к-рые, действительно, обучали крестьянских детей, работали без утвержденных программ, учебников и спец. помещений.
Широкая сеть Ц.-п. ш. стала создаваться после принятия «Правил» о данных школах, утвержденных 13.6.1884 и предусматривавших выделение на их содержание крупных сумм (от 2 млн руб. в год). Были утверждены программы, учебники, штатное расписание. Дальнейшее развитие нормативной базы было регламентировано «Положением о церковных школах», утвержденным Ведомством православного исповедания. Обучение детей было возложено на местных священников и членов причта, к-рые утверждались епархиальным архиереем. Действовали 3 типа школ: школы грамоты с 2-летним обучением, одноклассные школы с 3-летним и 2-классные школы с 5-летним обучением (последних на терр. Альмет. р-на не было). Учителями могли быть священники, диаконы, учителя, окончившие церковно-учительские школы, епархиальные уч-ща. Напр., в чуваш. с. Ерсубайкино церковнослужителями были выпускники Симбирской чуваш. учительской школы и Казан. миссионерских курсов. В Старой Елани Ц.-п. ш. была открыта крещеным этнич. казахом, выпускником Оренбургской духовной семинарии священником Ф. Пет­ровым. Зав. школой был настоятель того прихода, в к-ром она находилась, он или другой священник преподавал Закон Божий. Остальные предметы: русск. грамота и язык, арифметику, церковно-славянский язык, церковное пение – ​преподавал учитель или учительница; в нек-рых школах учителями по совмес­тительству были дьяконы и псаломщики, получавшие за это отд. жалованье.
В Ц.-п. ш. преподавали Закон Божий, изучалась священная история Ветхого и Нового заветов, заучивались молитвы и заповеди, правила богослужения, краткий катехизис; пение молитв и гимна «Боже, царя храни» (гимн исполнялся ежедневно после утренней молитвы); церковно-славянская грамота знакомила с начертанием славянских букв и славянским алфавитом; чтение производилось по азбуке, разработанной Н. И. Ильминским; чтение Часослова, Псалтыря, Евангелия; русск. язык, чистописание, арифметику. Весь внутр. порядок школьной жизни носил религ. характер. Каждый день в школе начинался и заканчивался общей молитвой. В школах для инородцев чтение молитвы чередовалось на славянском и родном языках. В чуваш., мордовских, крещено-татар. селах Альмет. р-на в Ц.-п. ш. обычно приглашали преподавателей той же национальности. В них первый год обучения грамоте обычно начинался с букваря на родном языке. Со 2-го года обучения приступали к изучению русск. языка, с последующим преподаванием предметов на нем. По этой причине в инородческих Ц.-п. ш. дети учились на год дольше, чем в русск. школах.
Церковная система народного образования внедрялась с целью вытеснения из нее земских школ. Однако этого не произошло, и обе системы – ​земская и церковная – действовали параллельно. К нач. 20 в. в Ц.-п. ш. училось около одной трети всех школьников России, однако, по сравнению с земскими школами, их материальная база была слабее, заработная плата ниже, большинство учителей не имели педагог. образования.
На терр. Альмет. р-на Ц.-п. ш. работали в нас. пунк­тах: Ямаши (с 1861), Васильевка (с 1876), Рокашево (с 1880), Старая Елань (с 1880), Верх. Акташ (с 1882), Троицкое (с 1884), Кузайкино (с 1889), Ерсубайкино (в 1890–95), Чуваш. Сиренькино (с 1891), Шегурча (Новотроицкий приход) (с 1895), Старое Суркино (с 1896), Новое Суркино (с 1899).
После Окт. рев-ции Постановление Совета народных комиссаров от 14 декабря 1917 «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» привело к ликвидации Ц.-п. ш.
Е. В. Липаков, В. Г. Сальников



Церковно-приходская школа. Нач. 20 в.

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии