Церковно-приходские школы

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ, общеобразовательные начальные учебные заведения в Российской империи; находились в ведении церковно-учебного ведомства Святейшего Правительствующего Синода. С 1884 Ц.-п.ш. подчинялись специально созданным Епархиальным училищным советам. На территории Альметьевского района это были советы Казанской, Уфимской, Самарской епархий.
Массовое учреждение Ц.-п.ш. предполагалось «Правилами, касательно первоначалного обучения селянских детей», утвержденными 29 октября 1836 императором Николаем1. Ими предписывалось «располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ… для обучения… детей поселян чтению, письму, молитвам и начаткам Катехизиса». Но правила оставались на бумаге, так как средства на содержание школ не выделялись и предполагалось, что священники будут учить детей, не получая дополнительного жалованья. В результате, подавляющее большинство Ц.-п.ш. существовало только в отчётах, а немногие священники, которые действительно учили крестьянских детей, работали без утвержденных программ, учебников и специальных помещений.
Широкая сеть Ц.-п.ш. стала создаваться после принятия «Правил» о данных школах, утвержденных от 13 июня 1884, предусматривающих выделение на их содержание крупных сумм (от 2 млн. руб. в год). Были утверждены программы, учебники, штатное расписание. Дальнейшее развитие нормативной базы воплотилось в «Положение о церковных школах», утвержденного Ведомством православного исповедания. Обучение детей было возложено на местных священников и членов причта, которые утверждались епархиальным архиереем. Действовали 3 типа школ: школы грамоты с 2-х летним обучением, одноклассные школы с 3-х летним и двухклассные школы с 5-ти летним обучением (последних на территории Альметьевского района не было). Учителями могли быть священники, диаконы, учителя, окончившие церковно-учительские школы, епархиальные училища. Например, в чувашском селе Ерсубайкино церковнослужителями были выпускники Симбирской чувашской учительской школы и Казанских миссионерских курсов. В Старой Елани первую Ц.-п.ш. открыл проработавший в ней 20 лет крещёный этнический казах - священник Ф.Петров, выпускник Оренбургской духовной семинарии и т.д. Заведующим школы считался настоятель того прихода, в котором она находилась, он же или другой священник преподавали Закон Божий. Остальные предметы - русская грамота и язык, арифметика, церковно-славянский язык, церковное пение вел учитель или учительница; в некоторых школах учителями по совместительству были дьяконы и псаломщики, получавшие за это отдельное жалованье.
По предметам преподавания на первом месте стоял Закон Божий: изучались священная история Ветхого и Нового заветов, заучивались молитвы и заповеди, правила богослужения, краткий катехизис. Во всех школах преподавалось пение молитв и гимна «Боже, царя храни». Гимн исполнялся ежедневно после утренней молитвы. Предмет церковно-славянской грамоты знакомил с начертанием славянских букв и славянским алфавитом. Чтение производилось по азбуке, разработанной Н.И.Ильминским. Затем переходили к чтению Часослова, Псалтыря, Евангелия. Среди обязательных предметов: русский язык, чистописание, арифметика. Весь внутренний порядок школьной жизни носил религиозный характер. Каждый день в школе начинался и заканчивался общей молитвой. В школах для инородцев чтение молитвы чередовалось на славянском и родном языках. В многонациональном альметьевском крае, в чувашских, мордовских, крещено-татарских селах в Ц.-п.ш. обычно приглашались преподаватели той же национальности. В них первый год обучения грамоте обычно начинался с букваря на родном языке. Со 2 года приступали к изучению русского языка, с последующим преподаванием предметов на русском. По этой причине в инородческих Ц.-п.ш. дети учились на год дольше, чем в русских школах.
Церковная система народного образования внедрялась с целью вытеснения из неё земских школ. Но на деле этого не произошло и обе системы – земская и церковная действовали параллельно. К началу 20 в. в Ц.-п.ш. учились около 1/3 всех школьников России, однако по сравнению с земскими школами, у них была слабее материальная база, ниже заработная плата, большинство учителей не имели педагогического образования.
На территории Альметьевского района Ц.-п.ш. работали в населенных пунктах Васильевка (Казабаш) (с 1876), Верхний Акташ (Мордовский Акташ) (с 1882), Ерсубайкино (в 1890-95), Кузайкино (с 1889), Новое Суркино (с 1899), Рокашево (Романовка) (с 1880), Старая Елань (Елань Козмодемьянское) (с 1880), Старое Суркино (с 1896), Троицкое (Юсупкино, Малыклы) (с 1884), Шегурча (Новотроицкий приход) (с 1895), Чувашское Сиренькино (с 1891), Ямаши (с 1861).
После Октябрьской революции, Постановление Совета народных комиссаров от 14 декабря 1917 «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» привело к ликвидации Ц.-п.ш.
Е.В.Липаков, В.Г.Сальников

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии