Медресе

МЕДРЕСЕ (от арабского мадраса, буквально “место, где изучают”), исламские средние и высшие религиозные учебные заведения для подготовки духовенства, учителей и богословски образованных мусульман. В М. давали общие познания в области мусульманской философии, логики, юриспруденции, другим наукам. Особое место в обучении отводилось классическому арабскому языку. Ступени обучения в М.: начальная (ибтидаия), неполная средняя (рушдия), средняя (игладия), высшая (галия). М. финансировались на пожертвования благотворителей и прихожан в счет закята. Обычно размещались в собственных зданиях; проживание и питание учеников, как правило, были бесплатными.
Первые упоминания о М. в Среднем Поволжье (Волжской Булгарии) относятся к 10 в. Начиная с 12 в., М. становится ведущим типом учебного заведения. Широкое развитие сети М. в Волго-Уралье относится к периоду Золотой Орды. В письменных источниках сохранилось название медресе «Нугмания», работавшее с конца 13 в. в столице империи г.Сарае. Медресе в городах Казань, Старый и Новый Сарай, крымский Бахчисарай в 15-16 вв. были центрами исламского просвещения. В 1550-х широкую славу приобрели медресе Кул Шариф в Казани, медресе Зынджырлы в г.Бахчисарай. После разрушения татарской государственности М. подверглись гонениям, и выходцы из Поволжья были вынуждены учиться в крупных М. Средней Азии. Татарские М. стали открываться после Указа Синода от 1773 («О терпимости всех вероисповеданий…»), и их количество неуклонно росло вплоть до 1917. В 18-1-й половине 19 вв. обучение в М. проводилось по образцу Средней Азии, в первую очередь, г.Бухара, где получали образование самые известные татарские преподаватели М. - мударрисы. С конца 19 в., несмотря на препятствия, чинимые российским правительством, М. переживали процесс реформирования, приобретали все более светские черты. Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. характер обучения в М. изменился. Были введены звуковой метод в усвоении грамоты, изучение арабского языка стало осуществляться по учебникам грамматики и словарям, мусульманское право (фикх), логику ввели как отдельные предметы. В наиболее передовых М. сложилась классно-урочная система с 8-12 летним сроком обучения. Изменилось и содержание образования, были введены светские предметы: история, естествознание, математика, татарский (тюркский) язык. В ряде так называемых
новометодных М. было введено преподавание русского (с 1870-х гг. его изучали в Русских классах при медресе, являвшихся самостоятельными учебными заведениями), европейских языков. М. «Мухаммадия» в Казани, «Хусаиния» в г.Оренбурге, «Галия» в г.Уфе, «Буби» в с. Иж-Бобья (ныне Агрызский район), «Расулия» в г.Троицк в начале 20 в. стали профессиональными учебными заведениями. Выпускники этих М. сдавали экзамены по курсу русских средних школ и поступали в высшие учебные заведения не только в России, но и за рубежом. Важную роль в развитии татарского образования и культуры сыграли воспитанники М. – мугаллимы (учителя-наставники), способствовавшие распространению среди татар новометодных учебных заведений. До 1917 М. по отношению к законодательству Российской империи были автономны, попытки их учета и контроля органами Министерства народного просвещения и правоохранительными структурами были эпизодическими. Вместе с тем, многие М., вплоть до 1917, сохраняли традиционное старометодное обучение, хотя и в них элементы новых методов были внедрены почти повсеместно.
На территории Альметьевского района были некоторые особенности в получении образования в М. Во-первых, все они были сосредоточены в сёлах. Старейшим было Тайсугановское медресе, основанное в начале 18 в. ахуном этого села, богословом Тайсугани Габдерахманом (бин Туймахаммат аль Бикчураи, годы жизни: 1691-1764). Он был выходцем из с. Муртыш-Тамак (ныне в Сармановском районе). Со 2-й половины 18 в., вместе с Тайсугановским, в Альметьевском крае М. работали в Новом Надырово (с 1754), Бигашево (1792). В 19 в. М. открылись в Сулеево (в 1829), Альметьево (1850), Абдрахманово (1860), Новом Надырово (1860), Нижней Мактаме (1869), Кульшарипово (1870), Чупаево (1877). К началу 20 в. работали 20 медресе. В некоторых селениях было по несколько учебных заведений, например, по два М. действовали в Бигашево, Абдрахманово, Нижней Мактаме, Маметьево, Чупаево, Кичучатово, Кама Исмагилово, Каширово, Бишмунче. В Альметьево было три М. При 1-й соборной мечети с.Новое Надырово работали пять М. Большинство этих М. являлись подготовительными для обучения в более крупных и высшего типа М. Таким в Альметьевском крае было признано Тайсугановское медресе при сельской мечети 1-го прихода. Оно прославилось знаменитыми улемами (знатоки ислама), богословами, общественными деятелями.
М., как школы преимущественно среднего типа образования, были при большинстве сельских мечетей Альметьевского края. Их возглавлял высокообразованный имам-хатыйб – почитаемое духовное лицо, и такое М. приходилось на несколько деревень в округе. Кроме руководителя и учителей М., преподаванием занимались хальфы –помощники учителя. Официально мударрисы – старшие учителя М. получали статус имам-хатыйбов в тех приходах, при которых действовали М.; хальфы учитывались как крестьяне. Ученики попадали в М. после окончания мектеба.
М., как и мечети, в Альметьевском крае строились и содержались на средства жителей деревни. Некоторым М., как и мектебам, помогали предприниматели, меценаты. Не было кардинального различия между получением образования в мектебе, предназначенном для начального духовного образования, и в М., в котором готовили к профессиональной богослужебной и педагогической деятельности. Для преобразования обыкновенного сельского приходского мектеба в М. были необходимы два условия: 1) имам-хатыйб прихода должен был быть высокообразованным богословом, знатоком арабского языка и мусульманского права и пользоваться авторитетом общины; 2) нужна была поддержка благотворителей.
В М. обучение строилось на изучении Корана, хадисов, обширного стандартного набора богословских трудов, а также трактатов по логике (мантыйк), фикху, математике, географии, астрономии, медицине. Арабский и персидский языки, как предметы не преподавались, поскольку усваивались в процессе изучения книг. Классно-урочной системы и учебного года в М. не было; применялись такие активные формы обучения, как лекции, беседы, диспуты (моназара). Важное место отводилось каллиграфии. Обучение в М. Бугульминского уезда, куда входила часть территории Альметьевского района, состояло из 9 классов. Первые 4 класса назывались “рушди” (среднее отделение), следующие 5 классов “игдади” (отделение выше среднего). Ученики, окончившие полный курс “Рушди” и “Игдади”, имели право стать мугаллимами (учителями) в мектебах.
В некоторых М., как например в Тайсугановском, обучение продолжалось неопределенное число лет, до тех пор, пока шакирд не получал необходимый для имам-хатыйба мечети объем знаний и завершалось сдачей экзаменов в Оренбургском Магометанском духовном собрании (находилось в гг.Оренбурге и Уфе). Обычно учеба в мектебе и М. начиналась в ноябре и заканчивалась в марте при достижении 7-летнего возраста. В течение 5 месяцев шакирды М. жили и учились в специально предназначенных зданиях; один день в неделю проводили дома. Сельские М. в деревнях Альметьевского края, по воспоминаниям шакирдов, размещались в срубных домах: в одной части избы учились и спали, в другой - готовили еду. Перед началом учебного года каждый шакирд был обязан вносить в денежный фонд М. один рубль. Деньги из этого фонда использовались на заготовку дров и другие надобности. Кроме того, шакирды платили за обучение хальфе (учителю) 5-10 копеек в неделю.
Выпускники М. становились имамами, правоведами, выполняли административную, учебно-педагогическую работу. Часть из них, изучая мусульманскую медицину, занимались исцелением прихожан. Дети предпринимателей и состоятельных мусульман учились в М. без цели стать духовными лицами. Наиболее способные шакирды продолжали образование в Бухаре, странах Ближнего Востока и становились мударрисами.
В 1912 были открыты русские классы при Альметьевском и Тумутуковском М. Выходцы из деревень Закамского края продолжали обучение, кроме Тайсугановского, в М. «Губайдия» (с. Байряка, ныне в Ютазинском районе), считавшегося одним из передовых новометодных учебных заведений, в М. села Тлянче-Тамак (ныне в Тукаевском районе), села Тумутук (ныне Азнакаевский района), в М. мечети 1-го прихода г. Чистополь, в Каргалинском М. (ныне в Оренбургской области), а также в казанских и уфимских М.
После Октябрьской революции М. были закрыты, преподаватели репрессированы. С 1990-х М. в Альметьевском районе начали возрождаться на добровольных началах. Открылись в Альметьевске, селе Кичучатово и др. С 1992 работает Альметьевский Исламский институт им. Р.Фахреддина.
Лит.: Народное просвещение у татар в доктябрьский период. К., 1992; Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медрессе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензелинск, 1913.
Источники: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова. Отдел рукописей и текстологии. Ф.16, оп.2, ед.хр.12.
М.Ахметзянов, Г.Валеева-Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии