Мектеб

МЕКТЕБ (в переводе с арабского школа, на татарском - мәктәп), начальная, чаще конфессиональная, школа у мусульман. В Волго-Уральском регионе М. появились с принятием ислама волжскими булгарами и развивались на основе веками установленных правил и обычаев. Обучение в М. осуществляли муллы, иногда мугаллимы (учителя); с младшими учащимися обычно занимались муэдзины. В М. для девочек занятия вели жены (абыстай) или дочери муллы. После завоевания края до 2-й пол. 19 в. (до Указа Синода 1773 «О терпимости всех вероисповеданий…») М. действовали в России полулегально. В последней четверти 19 в. на основе «Правил о мерах к образованию, населяющих Россию инородцев» М. оказались в ведении Министерства народного просвещения, и им было предписано иметь русские классы.
В М. обучение велось на татарском языке. Начальное обучение включало родной язык, чтение, письмо, арифметику, сведения о мусульманских обрядах, изучение начал арабского языка, заучивание сур из Корана. Программа обучения в М. подверглась определенным изменениям и модернизации в конце 19 – начале 20 вв. под влиянием джадидизма, и традиционные М. разделились на старометодные и новометодные. В последних были введены звуковой метод изучения грамоты и обучение по классно-урочной системе, изучались татарский и арабский языки, арифметика; давались первоначальные сведения по естествознанию, географии и истории; были введены уроки русского языка. Обучением, вместо мулл, часто занимались учителя, получившие образование в новометодных медресе. В Бугульминском и Мензелинском уездах Самарской губернии, куда относилась территория Альметьевского района, обучение было 4-х годичным и преподавались следующие предметы: родной язык, география, арифметика, краткий курс священной истории, история ислама, вероучение, природоведение, гигиена, Коран.
Первый зарегистрированный в официальных документах М. в Альметьевском крае был открыт в 1735 в д. Урсалыбаш (до этого времени М. были неофициальными и действовали в каждой деревне при мечети). Позднее М. были официально учтены в деревнях Верхняя Мактама (1839), Кульшарипово (1847), Бишмунча (1844, 1866), Новое Каширово (1850), Маметьево (1855). В ряде деревень работали по 2 (Маметьево, Урсалыбаш) и 3 (Бишмунча, Кама-Исмагилово, Ново-Каширово) М., в зависимости от количества членов махалли (сельского прихода). В начале 20 в. в Казанской губернии насчитывалось 700 М., в Бугульминском и Мензелинском уездах Самарской губернии 158 (на 1911 учебный год) и 351 (на 1912/13 учебный год); на территории Альметьевского района работали 23 М. В списках за 1915 указаны также два М. в Бигашево, открытые в 1903 и 1905. В конце 19 –начале 20 вв. развитие получило женское образование, хотя в татарских деревнях девочки обучались в М. задолго до новых преобразований. Поэтому еще в 1868 были официально открыты женские М. в деревнях Кудашево и Бишмунча, а в 1883 г. – в Тайсуганово. По данным подворной переписи 1900 года в д. Нижняя Мактама из 620 жительниц 228 умело читать и писать по-татарски. 119 девочек учились в М. или же дома. В д. Бигашево М. посещали 219 детей (116 мальчиков и 103 девочки).
М. содержались за счет прихожан и действовали при мечетях. Согласно правилам и инструкциям Российского правительства, мусульманские школы могли финансироваться лишь при условии открытия при них русских классов и подчинении их Министерству народного просвещения. Однако татарское население, испуганное политикой насильственной христианизации, отказывалось обучаться в русских классах. Например, в 1890-х гг., когда было принято решение об отпуске денежных средств на устройство русско-татарской школы в д. Альметьево Бугульминского уезда, население названной деревни от нее отказалось. В начале 20 в., по мере распространения татарских новометодных школ, муллы стали обращаться к земствам с прошением об открытии в М. русских классов и о финансовой помощи в их содержании. В это время М. подлежали контролю со стороны инспекторов народных училищ; к ним могли применять репрессивные меры. Например, среди закрытых “крамольных” учебных заведений Бугульминского уезда значатся М. в деревнях Альметьево, Чупаево, Миннибаево, Чыршылы.
М. были полностью ликвидированы в начале 1930-х гг., вместе с мусульманскими приходами. Название М. сохранялось за татарскими общеобразовательными и некоторыми видами специализированных школ. С начала 1990-х М. возрождаются во многих мусульманских приходах; в них изучают арабский язык и письмо, исламское вероучение.
Лит.: Сборник постановлений Министерства народного просвещения. СПб., 1884; Кильдибяков Г.Н. Магометанские школы (мектебе и медрессе) в Мензелинском уезде Уфимской губернии. Мензелинск, 1913; Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное образование у татар в дооктябрьский период. Казань, 1992. С.23: Татарская энциклопедия. Т.4. К., 2008.
Источники: Госархив Самарской области, ф.1, 171, 468; Национальный архив РТ, ф.993
И.Габдуллин, Г.Валеева-Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии