Зират

ЗИРАТ (от араб. зиярэт – ​кладбище; посещение, визит), место для погребения умерших людей; кладбище. З., будучи связанным с погребальным обрядом и народными ритуалами, отражает специфику традиционной этнической культуры. В Альмет. р-не, кроме мусульманских З., имеются православные (Кичуй, Русский Акташ, Ямаши, Новоникольск и др.), мордовские (Верхний Акташ, Васильевка), чувашские (Чувашское Сиренькино, Ерсубайкино), татаро-кряшенские (Ильтень-Бута, Калейкино и др.), старообрядческие (Владимировка, Рождественка, Шуган), а также языческие чувашские кладбища (Клементейкино, Старое Суркино). Среди них есть и старинные кладбища, на к-рых захоронения не производятся.
З. в представлениях татар является священным мес­том. Плоды и ягоды, выросшие на территории З., не употребляются в пищу, сено косится только вдовами и сиротами. Обычно располагаются недалеко от деревни, огораживаются деревянным, металлическим забором или бетонными плитами. В зависимости от размера З. к нему ведут неск. входов. Обычно около главных ворот находится постройка для хранения погребального инвентаря (лопата, кайло, лом, катафалк, желоб для омывания покойника, кумган). Для ухода за З. назначается спец. человек. Терр. для городских кладбищ выделяется администрацией города, для управ-ния ими создаются спец. комиссии. З. сс. Альметьево и Бигашево после включения их в черту Альметьевска, оказались в центр. части города.
Намогильные сооружения на З. возводились из местного или привозного известняка и представлены неск. типами: 1) намогильный памятник в виде вертикально поставленной каменной плиты – ​«каберташ» или деревянного столбика (в основном на кладбищах татар-кряшен) с фигурным резным завершением; 2) в виде дюрбе, сложенного из камней, или в виде деревянного сруба – ​бура. Могила имела ограду – ​«чардуган», иногда она отсутствовала. На мусульманских намогильных памятниках каллиграфическим почерком вырезаются араб. и арабографичные надписи (см. Эпитафия), содержащие изречения из Корана и сведения о погребенном, различные символы (полумесяц, солярный знак и др.), иногда цветочно-растительные узоры. На надгробиях кладбищ татар, татар-кряшен и чувашей Альмет. р-на часто можно встретить вырезанные родовые тамги в виде простейших геометрических знаков. З. отличаются богатой растительностью, поскольку традиционно на могилу сажали дерево, чаще березу. Считалось, что деревья выполняют двойную роль: вносят красоту и умиротворение в обстановку З., привлекают птиц, к-рые, согласно мифолого-религ. поверьям, уносят душу умершего. На западе Альмет. р-на встречаются надгробия, имеющие в верхней части небольшое углубление для сбора дождевой воды, также предназначенное для птиц. С сер. 20 в. для намогильных памятников часто используют местный (чупаевский) камень, металл, дерево (нередко их окрашивают масляной краской); с 2000-х гг. – ​мрамор, гранит или бетон. Ограды делают из металлической решетки, надписи вырезают на кириллице, нередко помещают посвящения в стихотворной или иной форме, фотографии и гравированные на камне портретные изображения погребенного.
Лит.: Әхмәтҗәнов М. Үлгәннернәң каберен бел. К., 2000.
Д. Н. Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии