Джиен

ДЖИЕН (җыен), родовая община; татар. кален­дарный праздник. Имеет древние истор. корни и устоявшиеся общенац. традиции. Жители неск., иног­да более десятка, родственных деревень, объеди­нялись в Д., формируя джиенный округ. Он именовался по названию головного села, в к-ром проводились все общественно значимые мероприятия: сходы, советы старейшин, заключительный этап праздника Д., а также проходила ярмарка. Д. проводится в весенне-летний период, с конца посевных работ до начала сенокоса, с конца мая – до начала июня (12 июнь), поочередно группой деревень в строго фиксированное для них время и продолжался в течение 4–6 недель. В каждом селе праздник длился 3–4 дня из отведенной недели. Участие в Д. большого кол-ва родственников, наличие обрядовых зрелищного характера действий привносили в него свою специфику. В Альмет. р-не бытовало 2 вида Д. Первый – включал молодежные гуляния и игрища (проводились в преддверии Д.), к-рые устраивали на лугах днем и вечером; прием гостей из других деревень по установленному гос­тевому этикету; переезд молодух («яшь килен») на постоянное место жительства в дом мужа. Другой вид Д. приурочивался к ярмарке в одном из селений. Накануне ярмарки или сразу после нее, куда ездили вместе с гостями, в деревнях проводили сбор подарков для победителей в предстоящих состязаниях. Посещение ярмарки и проведение состязаний были основными событиями в Д. второго вида. Татары-кряшены во время Д. могли посещать ярмарки в близлежащих русск. селах, и тогда Д. приурочивался к одному из христианских праздников: Тихон Д., Трои­ца Д., Петрау Д.
В селах Альмет. р-на зафиксированы воспоминания жителей о двух молодежных гуляниях перед Д. Первый из них назывался «Печшэн Д.», по-видимому, он отмечался в деревнях, входивших в терр. округа «Какри Д.», проводившегося у подножья го­ры Чатыр-тау, возле святого ключа (ныне терр. Аз­на­каевского р-на). В его проведении принимали участие жители Бишмунчы и близлежащих сел, ныне входящих в Азнакаевский р-н. Второй молодежный праздник назывался «Кэбэш Д.». В нем участвовала молодежь деревень округа, отмечавших «Кырык каен Д.». К нему относятся села северной части совр. Альмет. р-на, в том числе Бишмунча. По мнению исследователей, во время игрищ перед проведением Д., молодые люди предварительно знакомились друг с другом.
По материалам, собранным в 1976–77 М.И. Ахметзяновым, центром джиенного округа в Альмет. р-не было Новое Каширово. Здесь на джиенной горе праздновали «Куперле Д.». В этот округ входили общины сел Новое Каширово, Кама-Исмагилово, Шарлама, Сулеево, Урсалабаш. Д. здесь проводили в 3‑й декаде июня. Жители Нового Надырово отмечали праздник «Карамалы Д.»; он проводился до 12 июля. Праздник отмечали на берегу реки Мелля. По нек-рым письменным сведениям, в Абдрахманово Д. организо­вы­вали совместно неск. селений. Кроме того, из­вест­но о Д. в Альметьево. Имеющиеся сведения поз­воляют говорить о существовании до 1930‑х гг. на терр. Альмет. р-на джиенных округов, а также о связи их с округами Азнакаевского, Сармановского и Лениногорского р-нов. Бытование Д. с его двумя вариантами празднования было характерно для севера и сев.-востока Вост. Закамья, сев.-запада Башкортостана, При­уралья, что свидетельствует о раннем формировании татар. населения на данных терр. Джиенные объединения в них были аналогичны тем, к-рые сложились в татар. деревнях Заказанья. В деревнях Альмет. края (Ирекле, Юкале, Кзыл-Кичу, Болгар‑2 и др.), где массовое заселение происходило в более позднее время, джиенных округов не было, хотя и здесь зафиксированы названия отдельных Д. – «Тэкэ Д.», «Шалты Д.» и др. По форме проведения они представляли собой 2‑й вид Д. и по существу были летними праздниками. В более позднее время Д. в селах Альмет. р-на иногда называли игрищами, в к-рых принимала участие молодежь соседних деревень, или организованный сбор дикорастущих ягод, например «Жилэк Д.».
Лит.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967; Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл 19 – начала 20 вв. К., 2001; Баһманов С. Гасырлар аша. Әлмәт, 1999.
М. И. Ахметзянов, Д. Б. Рамазанова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии