Похоронные обряды



Коллективная кораническая молитва перед погребением

ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ, состоят из обряда подготовки покойного к погребению, непосредственно погребения и поминального обряда. К началу 20 в. П.о. у татар унифицировались и разделились на похоронные обряды татар-мусульман и похоронные обряды татар-кряшен. Комплексы эти имели существенные отличия, которые обусловлены своеобразием процессов бытования, трансформации древних обрядов, протекающих после принятия ислама одними и христианства – другими. Вместе с тем в них было много общих черт, являющихся, очевидно, древними пластами П.о. Их особенность – устойчивость ритуала, проведение так, как шло от предков – «ата-бабадан калган йола». Даже в городской местности абсолютное большинство татар придерживаются традиционного похоронного обряда. В исламе канонизирована лишь часть похоронных обрядов. Это способы обмывания, обряжения умершего, рытье могилы, процесс похорон. Ритуал каждого обряда расписан: погребение умершего, по-возможности, в день смерти или на следующий день, обмывание перед погребением, облачение в белую ткань – «кэфенлек», устройство могилы с подбоем – лэхет и т.д. Поминальный обряд в исламе не регламентирован. В нем сохраняются местные отличия, различные поверья; в то же время исполнение коранических молитв является их неотъемлемой частью. Как и у большинства тюркских народов, поминки проводят на 3, 7, 40 день и годины. Благодаря унификации сложился единый порядок поминок, проводимых в форме званых обедов («мэжлес»), предваряемый чтением Корана, раздачей присутствующим подаяния – «садака». На 3-й, 7-й день их проводят скромно, приглашая в основном пожилых. Если на 3-й день приглашают мужчин, то на 7-й – женщин, и наоборот. Обязательно приглашают тех, кто обмывал покойного. Большее количество гостей – на 40-й день – «кырыгы», еще больше – на годичные поминки.
Похоронно-поминальные обряды татар-кряшен характеризуются, с одной стороны, отличиями, связанными с православием – молитвы, атрибутика (иконы, свечи, гроб и т.д.), порядком обмывания (сразу после смерти) и облачения в обычную нательную одежду. С другой, сохранением в их ритуале древнетюркских элементов, особенно в поминальной обрядности. В частности, обряд «жертвоприношения» – «кан чыгару» в дни поминок; когда приносились 3 жертвы. Первая (чаще всего овца) – во имя покойного, вторая (курица) – во имя умерших родственников – «ыру тамыр эчеен», третья (рыба) – во имя всех покойников вообще. Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «сояк озату» – «проводы костей». С «места покойника» брали еду, питье, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), еду клали на столб забора, питье выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Туфрагы жинел булсын» – «Пусть земля будет легкой». Затем, во время поминок на 40-й день, раздавали вещи покойного. Характерно сохранение особых поминальных блюд: элбэ (кэлбэ) (прожаренную до покраснения муку засыпают в кипящее масло; затем туда добавляют подслащенную медом или сахаром воду и кипятят до загустения), ее готовят в день похорон и на поминки; угощают присутствующих, завернув в платочек, кладут под мышку покойного. На поминки 40-го дня пекут «кырык» гердэ – сорок булочек.
При всей стойкости похоронно-поминальной обрядности в ней наблюдаются значительные изменения. Их можно охарактеризовать как ослабление строгости выполнения отдельных обрядов, их исчезновение. Если для традиционных похорон было характерно ясное осознание необходимости их для «нормального» пребывания покойного в другом мире, четко выраженное почитание культа предков, то большинство татар в настоящее время их никак не связывают с потусторонней жизнью. Они исполняются именно как народный обряд и осознаются, прежде всего, как последние почести завершившему жизненный путь.
Кроме поминок по отдельному покойнику, проводятся и общие поминки. У татар-мусульман они выражались в массовом посещении мужчинами кладбища в дни основных исламских праздников – Корбан гаете и Ураза гаете для индивидуального совершения моления у могил родственников. У крещеных татар общие поминки совершались в дни церковных праздников – весной после Пасхи – «Олы кон» и осенью – перед Покровом. Справлялись они как дома, так и на кладбище. В ритуал входило «жертвоприношение» –курицы, приготовление поминальных блюд (обязательно рыба, яичница, оладьи), увеселения, «чтобы были довольны покойники». Остаток пищи оставляли на могиле; во время еды говорили: «анын алдында булсын» – «пусть будет перед ним».
В советское время у татар-мусульман религиозные праздники и П.о. постепенно были вытеснены из обихода. Лишь после 1990-х эта традиция возрождается. У татар-кряшен же они бытовали, не прерываясь, и продолжают бытовать сейчас. Более того, П.о. становится событием для сбора всей родни, приезжающей из разных мест.



Прощание с Р. Абубакировым в ДК Нефтьче

Похороны Х.Кавеева в Нижней Мактаме

Нижняя Мактама, кладбище № 2

Зират в Гульбакче

Новый обычай почитания погибших на войне. Зират в с. Гульбакча

Воинское перезахоронение. Альметьевский район

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии