РОДИННЫЕ (РОДИЛЬНЫЕ) ОБРЯДЫ, связаны с рождением ребенка. У татар Альмет. р-на занимали более скромное место по сравнению с другими обрядами; характеризуются общетатар. традициями. Формы бытования Р. о. рассматривались как необходимое условие для обеспечения безопасности здоровья роженицы и ребенка: по поверью от вредоносного воздействия «злых сил», предопределения судьбы новорожденного. Повсеместно роды проходили в чистой половине дома. Принимали их бабки-повитухи – «кендек эби», «бэбэй эбисе», «эби». Она выполняла и послеродовые процедуры с ребенком (обрезала пуповину, купала новорожденного) и роженицей, помогала первое время после родов, становясь особо чтимым человеком на многие годы. После первого купания ребенка заворачивали в рубашку отца, чтобы он был близким ему и любимым. Повитуха, произнося необходимые молитвы, смазывала рот ребенка медом и маслом с пожеланием благополучия и удачи в жизни. Иногда у татар-кряшен вместо меда ребенку давали завернутый в тряпочку разжеванный с маслом хлеб (обряд – «авызландыру», «авызлыкландыру»), приговаривая: «Ипиле-тозлы бул, талигалы, таупиклы бул, этиле-эниле бул, тигез канатлы бул» («С хлебом-солью будь, счастливым, воспитанным будь, с отцом-матерью будь, с двумя равными крыльями будь»). Повсеместно бытовало бережное отношение к роженице. Считалось, что даже взгляд на печную трубу дома, в к-ром происходят роды, является богоугодным. В тот же или на следующий день после родов топили баню, к-рая называлась «бэби мунчасы» («баня новорожденного»). Ее топили неск. дней подряд. Помыться в такой бане также считалось богоугодным делом. Когда баня остывала, бабка-повитуха помогала помыться роженице и искупать младенца. В первые дни после родов женщину навещали соседки, родственницы. Они приносили с собой угощения. Бытовало поверье, что чем больше придет женщин с угощениями, тем больше молока будет у матери. Первую рубашку новорожденному шили крупными стежками, чтоб не было грубых швов, из чего-нибудь старого, так как верили, что в таком случае ребенок будет носить одежду бережно, не снашивая. Рубашку эту надевали лишь в первые дни, как правило, до отпадения пуповины. Дольше нельзя было, иначе новорожденный будет плаксивым и болезненным. Затем ее стирали, гладили и сохраняли для следующего ребенка: «чтобы дети между собой были дружными».
У татар-мусульман имя ребенку давали через неск. дней после рождения. Оставлять его без имени считалось опасным, так как он мог заболеть. Обряд наречения имени – «исем кушу», «ат салу» проводился с приглашением муллы и почтенных старцев-родственников, соседей. Во время церемонии младенца, положив на подушку головой в сторону Мекки, подносили к мулле, и он, читая молитву, неск. раз шепотом произносил его имя, наклонившись к левому, затем – к правому уху; после этого мулла делал запись в книге регистрации новорожденных. Судя по именам на старинных надгробиях, переписным листам и другим источникам, до 19 в. преобладали имена тюрко-татар. происхождения. Позднее под влиянием и при активном участии духовенства, массовому изданию именников к началу 20 в. стали преобладать мусульманские имена. Церемонию наречения имени завершало угощение – «аш». Это было единственное застолье, куда приглашали только пожилых мужчин. Более многочисленным был званый обед для женщин: они приходили с подарками для новорожденного.
В народе верили, что первые 40 дней жизни особенно опасны, поэтому, новорожденного не оставляли одного. Все же, если приходилось оставить, то в люльку клали нож, ножницы, старый веник: чтобы «джины не могли его подменить». Младенца тщательно берегли от сглаза, поэтому не носили в людные места. Кроме того, вешали зыбку на рябиновую жердь, привязывали к зыбке веточку рябины, черемухи или пришивали их к шапочке ребенка, также пришивали ракушку каури или яркую пуговицу, лоб ребенка мазали сажей, к его руке привязывали яркую нитку. Если же считали, что ребенка сглазили, то прибегали к исполнению различных заговоров. Заговорами лечили и многие болезни, в частности, грыжу, корь, судороги и др. В случаях смерти детей в семье нового ребенка называли именем с составной частью «тимер» (железо) – Тимерша, Биктимер, Минтимер, Тимергали и др. Каждому мальчику делали обрезание – «суннэт». Им занимались профессионалы – «баба», «бабачы» (см. Бишмунча села мечети).
Анализ обрядов, связанных с рождением ребенка, свидетельствует о том, что многие из них аналогичны подобным обрядам тюркских народов. Однако у татар уже в нач. 20 в. они перестали быть массовыми, обязательными. Этим, очевидно, можно объяснить столь быстрое изменение Р. о. в советское время. Ввиду того, что роды стали принимать акушерки в больнице, отпала необходимость в бабке-повитухе. Вместе с этим стали меняться обряды, сопровождающие рождение ребенка: одни исчезали за ненадобностью («кечек кулмэге», «авызландыру»), другие – как переставшие отвечать гигиеническим требованиям.
В наст. время бытуют: «соенче чэе» (буквально – «чаепитие радости»), «бэби мунчасы», «бэби туе» с приглашением гостей. С кон. 1980‑х гг. большое внимание стали уделять проведению религ. обряда – «исем кушу». Нововведением последних лет является проведение обрезания хирургическим путем в больницах.
Р. К. Уразманова, Д. Б. Рамазанова
Родинные (Родильные) обряды
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии