ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ, правила приема гостей и порядок подачи угощений во время традиционного застолья. У татар Альмет. р-на Г. э. был одинаковым: суп-лапша – «токмачлы аш» на мясном бульоне, «бэлеш», мясо с отварным картофелем, после всего выносят чай. Такую последовательность блюд соблюдают во время свадеб, при угощении, к-рое устраивают в честь нарекания именем ребенка, званом обеде, ужине (с приглашением гостей), поминках. В сс. Елхово, Нижнее Абдулово, по рассказам пожилых людей, раньше угощение начиналось с чаепития.
В общих традициях приема гостей для татар Альмет. р-на было характерно оказание особого внимания приезжим. Гостей приглашали персонально и заранее, выезжая в соседние деревни; обговаривали время приезда, кол-во гостей, при этом приглашали неск. семей одноврем. Загодя заготавливали продукты, готовили места для ночлега. Гости привозили угощение, размер и кол-во к-рого зависели от их материального достатка. Обязательными была пара пышных калачей – «кумэч», неск. больших круглых пирогов с ягодными начинками, «бэлеш», 1–2 тушки вяленых гусей – «каклаган каз». Пироги заворачивали в большую скатерть – ашъяулык. Все ставили на поднос или складывали в спец. сундучок – «аш сандыгы». При поездке в гости также готовили наряды. В случае необходимости было принято одалживать праздничную одежду, сбрую для лошадей, подводу.
Порядок проведения званых обедов – «аш» везде был одинаков: традиционная подача блюд предварялась выносом для всеобщего обозрения угощений, привезенных гостями. После этого пироги, калачи и др. угощения разрезали и подавали на стол. Гости из своей деревни, как правило, угощений не приносили. Однако они должны были пригласить на застолье приезжих. Т. о., количество застолий, на к-рые приглашались приезжие, зависело от числа приглашенных семей своей деревни. Приезжие могли остаться на ночлег в доме, где проходило вечернее застолье. Наутро для них топили баню. Это входило в Г. э.: «Кунакның хөрмәте – мунча» («Баня – высшая почесть для гостя»). После бани обязательным было чаепитие.
Гостевание было массовым, как правило, во время летних праздников – Джиен, Сабантуй, устраиваемых после сева. При проведении свадебных застолий сохранялась традиция возрастного деления их участников. Напр. «картлар туе», «олылар туе» проводится как в доме невесты, так и жениха. Характерной особенностью его является не только возраст большинства приглашенных, но и стиль застолья – без спиртных напитков, с подачей традиционных блюд и т. д. Следует отметить, что свадебное угощение для пожилых в доме невесты в последние десятилетия 20 в. почти повсеместно снова стало называться «никах туй». Свадебное застолье для гостей среднего возраста – «туй» является основным, главным. На него приглашают большое кол-во гостей. Чаще всего сейчас проводят эту свадьбу в одном месте – в доме родителей жениха, иногда – невесты. В городах же обычно устраивают в помещении столовой, кафе, ресторана или спец. зала торжеств. Еще в 1930‑е гг. стало распространяться одноврем. угощение (за общим столом) мужчин и женщин, исполнение песен, плясок и др. Свадебное застолье не мыслится без дарений подарков молодым. А вот взаимный обмен подарками двух роднящихся сторон во время свадебного пира встречается все реже. В целом, застолья приобрели интернац. характер. См. Свадебные обряды.
Р. К. Уразманова, Д. Б. Рамазанова
Гостевой этикет
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии