Монументально-декоративное искусство

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО, область худож. творчества; произведения, предназначенные для украшения фасадов и интерьеров зданий, садово-парковых ансамблей и др. обществ. пространств. Наиб. ранние произведения М.-д. и., сохранившиеся на терр. Альмет. р-на, представлены в оформлении мечетей и православных храмов. С сер. 19 в. в украшении фасадов и интерьеров церквей использовались резной каменный рельеф, гипсовая лепка, облицовочная изразцовая керамика, фрески, роспись иконостасов (Верхний Акташ села церкви, Рокашево села Покровская церковь, Кичуй села Покровская церковь и др.). В оформлении мечетей основными видами М.-д. и. были резьба по камню и дереву, лепной декор (мечеть Соборная «Таш мэчет» в Альметьевске, Елховская истор. мечеть (см. Елхово (Старый Багряж – ​Елхово) села мечети). В советскую эпоху появились временные агитационно-массовые формы иск-ва (временные настенные панно, лозунги и др.). С образованием Альметьевска в 1953 и стр-вом новых обществ. зданий получают развитие монументальная скульптура и садово-парковые ансамбли (в 1958 открыт парк им. 40-летия Октября). Соц. заказ способствовал привлечению художников. Для оформления вновь строящихся объектов в нефт. р-нах республики в 1958 в Бугульме создается худож.-производств. участок при Худож. фонде ТАССР. В разные годы над оформлением новых объектов в Альметьевске работали бугульминские (Ф. Корнилов, Р. Круглякова, И. Насретдинов, Н. Осокин и др.), лениногорские (А. Горюнов, О. Кульпин, А. Юдин и др.), казан. (И. Башмаков, Ф. Ибрагимов, П. Макаров, Р. Сафиуллин и др.) художники. С 1970-х гг. размах стр-ва способствует формированию местного коллектива художников, в основном из выпускников Казан. худож. уч-ща (Р. А. Агафонов, Э. Б. Бусова, В. В. Бушуров, Х. М. Гимазетдинов). В него вошли переехавшие в Альметьевск проф. (М. Х. Абдуллин, Р. Р. Курамшин и др.) и самодеятельные – Х. Х. Ахметшин, З. М. Зиганшин (1932, с. Бикасаз – ​1996, г. Альметьевск), С. Я. Фар­хетдинов и др. художники. В 1970–80-е гг. основное внимание уделялось оформлению культ.-просветительских, учебных и промышл. сооружений – ​настенные панно, мозаики в цехах Минниба­евского ГПЗ (художники Ф. Е. Корнилов, И. М. Насретдинов); стела с ка­менным рельефом на нулевом км нефтепровода «Дружба», росписи темперой, маслом (ДК в с. Кичучатово, столовая совхоза в с. Миннибае­во и др.), сграффито «Мой Татарстан» на фасаде ДК в с. Ниж. Мактама (худ. Х. Гимазетдинов); керамическая мозаика с использованием татар. орнамента на фасаде управ-ния «Альметьевнефть (1980-е гг., худ. З. М. Зиганшин); мозаика на фасадах насосной станции нефтепровода «Дружба», городского военкомата и др. В оформлении фасадов и интерьеров зданий, малых форм архитектуры (павильоны на остановках городского транспорта, парковые ограды и др.) получает развитие монумент.-декор. металл, в частности чеканка. Триптих «Сабантуй» (1972), выполненный бригадой художников под рук. М. Мустафина на стене вестибюля в Доме татар. кулинарии, был одной из первых попыток создания в металле (чеканка в технике высокого рельефа) многофигурной сюжетной композиции. Панно из металла появилось также на фасаде (торцевая стена) одного из жилых зданий Альметьевска, расположенного в р-не автовокзала. Из литой бронзы и резного дерева выполнены двери конференц-зала в здании «Татнефть» (1976, казан. худ. И. Н. Башмаков).
Примером синтеза М.-д. и. и архитектуры явился крупнейший в республике ДК нефтяников («Нефтьче») в Альметьевске (1977–85). Над оформлением его внутр. пространства работала группа казан. художников-проектировщиков во главе с Р. Т. Сафиуллиным. Авторы проекта учли новейшие достижения в проектировании, связанные с идеей комплексной архит.-худож. среды. В оформлении интерьеров дворца использованы различные виды М.-д. и.: настенный рельеф из меди методом сварки (художники И. Башмаков, Г. Богородская), резное гипсовое панно (худ. А. Загиров), занавес сцены с росписью по шелку (батик) на тему «Театр» (Н. Артамонов, О. Бойко, В. Вязников, Е. Голубцов, А. Леухин, В. Нестеренко, А. Якупов), гобелены (художники А. Егоров, Г. Маликова). Перед главным фасадом дворца на обширной площади, спроектированной с учетом понижения естеств. рельефа, установлен памятник «Нефтяники» с фонтаном (1980–81; декор чаши цветной смальтовой мозаикой худ. Р. Р. Курамшина не сохранился).
Идея ансамблевого решения внутр. пространст­ва средствами М.-д. и. нашла развитие в объектах, оформленных гл. художником Альметьевска Р. Р. Курамшиным: интерьеры Дворца спорта «Юбилейный» (1983), санатория-профилактория «Голубое озеро», Дворца пионеров и школьников (1990; см. Центр детско-юношеского творчества (ЦДЮТ)) и др. С 1990-х начинается постепенный спад в развитии М.-д. и., основную роль играет временное оформление, нашедшее применение в интерьерах адм. и промышл. объектов. В управ-ниях «Татнефть», «Альметьевнефть», «Ямашнефть», при производств. цехах Миннибаевского ГПЗ и др. пр-тиях организуются отделы и группы эстетики; в них начинали работать мн. известные альмет. художники (М. Х. Абдуллин, Р. В. Гумеров, А. И. Максютин, В. Ф. Пиянзин, В. Ю. Терентьев и др.). Со 2-й пол. 1990-х популярным становится оформление фасадов (торцы зданий) четырех- и пятиэтажных жилых домов цветными узорными композициями, выполненными в технике сграффито, цветной штукатурки, кирпичного декора (улицы Ленина, Шевченко, Герцена и др.). Напр., фасады домов на ул. Тимирязева оформлены двухцветным кирпичным декором с использованием татар., русск., чуваш. и мордовского орнаментов.
Из оригинальных произведений М.-д. и., созданных в эти годы, надо отметить металлорельеф «Сокровища Девона» в вестибюле управ-ния «Альметьевнефть» (ныне находится в оздоровительном лагере «Юность»), скульпт. композиции «Батыр», «Гимнастка», «Земля на ладони», «Победитель», «Факельщик», установленные в спорт. комплексе «Татнефть» (все – ​худ. Р. А. Агафонов), цветной паяный витраж в ансамбле со стеклянной люстрой в зале торжеств городского ЗАГСа (худ. Р. Р. Курамшин) и др.
Наряду с оформлением крупных обществ. и жилых объектов, получают развитие малые архит. формы, в частности в оформлении городских обществ. пространств (парки, бульвары, площади и др.). Реконструируется и расширяется парк имени 60-летия нефти (1985, 2015, 2019), открываются новые парки («Каскад», «Шамсинур», «Здоровье» и др.), Аль­мет. пляж. Примечательными являются мо­ну­мент.-декор. стелы из металла, установленные на основных автомагистралях при въездах и выездах из Альметьевска и Альмет. р-на (худ. Р. Р. Курамшин). С 1995 завоевывает популярность движение по оформлению и благоустр-ву сельских родников (см. «Конкурс родников») металлическими и деревянными павильонами, узорными и расписными оградами, башенками и др. деталями (комплексы родников в сс. Кичучатово, Маметьево, Чупаево, Ямаши и др.). Однако с 1990-х, с ростом цен на работы по оформлению обществ. сооружений из «вечных материалов» и с резким сокращением госзаказов, наблюдается спад в развитии М.-д. и. Оформляются, в основном, крупные обществ. здания, фасады и интерьеры церквей, мечетей (Альмет. центр. мечеть им. Р. Фахреддина, 1998; Казан. кафедральный собор, 2007 и др.). Активную роль начинает играть организация городского пространства более мобильными средствами дизайна и настенной живописи (т. н. муралы), исполняемой при помощи совр. технологий. Осуществляется планомерная работа по оформлению улиц, парков, по озеленению и созданию мест для отдыха. В 2017 в Альметьевске развернулась масштабная деятельность по оформлению города в рамках программы т. н. уличного иск-ва, осуществляемой Ин-том исследования стрит-арта (С.‑ Петербург). Художники из разных стран создали настенные росписи (муралы) жилых, торговых и промышл. зданий, скульптуру, объекты ландшафтного дизайна, отличающиеся разнообразием образно-стилевых решений (от подражания соцреализму до условно-абстрактных).
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. К., 1984; ее же. Монументально-декоративное искусство // Татарская энциклопедия. Т. 4. К., 2008.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Архитектурно-художественный комплекс на просп. Г.Тукая. 2000-е гг.

Малые формы в оформлении пространства ул. Гагарина. Альметьевск. 2000-е гг.

Мозаичный декор на торцевой стене административного здания УПТЖ для ППД. Керамика. 1980-е гг. Альметьевск. Худ. З.М.Зиганшин

Научно-развлекательный центр. Парк «Здоровье». Лауреат междунар. премии им. Ага хана. 2019. Альметьевск

Оформление пространства Альметьевского пляжа

Оформление интерьера мечети имени Марса в Нижней Мактаме. Резьба по гипсу

Декор интерьера мечети. с. Миннибаево. 1995

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии