АРХИТЕКТУРА АЛЬМЕТЬЕВСКА исторически охватывает следующие этапы: архитектура сс. Альметьево и Бигашево (до 1951), р. п. Альметьевск (1951–52), основание города (1953–60-е гг.), 1970–80-е гг., совр. период (1990–2010-е гг.). Формирование градостроит. структуры берет начало в планировке сс. Альметьево и Бигашево, основанных в 18 в. вдоль старой моск. дороги. Регулярный план с. Альметьево был составлен Самарским губ. правлением в 1902; сложившаяся на его основе застройка определила архит. облик села в 1-й трети 20 в. (см. Архитектура села Альметьево). В 1930-х гг., после срезания минаретов мечетей, застройка села утратила архит.-пространственные доминанты. Со стр-вом здания райисполкома в 1938–39 (ныне здание телекомпании «Луч») на окраине села образовался новый адм. центр. С открытием Ромашкинского нефт. месторождения к западу от Альметьево появился рабочий поселок, застроенный по генплану 1951 (см. Генеральный план Альметьевска). Этот период отражен в архитектуре ДК им. М. Горького с упрощенными формами советского классицизма. С южной стороны к нему примкнул регулярный парк.
Следующий этап в развитии А. А. связан с получением в 1953 статуса города и разработкой генплана его застройки моск. ин-том «Гипрогор». В соответствии с ним, селитебная зона охватывала терр. в границах совр. улиц Шевченко – Белоглазова – Тукая, промышл. зона была вынесена к востоку от нее. Основу планировочной структуры составила главная магистраль города – ул. Ленина; она протянулась с юго-запада на северо-восток, затем сворачивала на восток. На главной поперечной оси разместился городской центр с площадью им. Ленина (см. Ансамбль площади имени Ленина). Дополнительную поперечную ось образовала ул. Чехова; она вела к ул. Советской, повторившей трассировку старой дороги и связавшей новый город с сс. Бигашево и Альметьево. Архит. облик города этого времени формируют различного типа застройки, отражающие этапы освоения городской терр. К наиб. ранним постройкам относятся щитовые одноэтажные (т. н. финские) и 2-хэтажные жилые дома. Они заполнили значит. часть центр. кварталов в р-не улиц Шевченко, Лермонтова, Труда, Крупской, Тимирязева, Кирова, Пушкина, К. Цеткин. Оштукатуренные по дранке, внешне они не отличались от каменных построек.
В кон. 1950-х вдоль улиц А. Чехова, К. Цеткин появились первые каменные дома, выстроенные из привозного кирпича. 2-этажные, построенные по типовым проектам, жилые здания отличаются пластикой уличных фасадов. Эркеры, раскреповки, шипцовые выступы на крышах, полуциркульные аттики, карнизы со значит. выносом на фигурных деревянных консолях придают местные черты стереотипной застройке, обогащают архит. силуэт улиц. По типовым проектам строятся обществ. здания – ресторан «Восток» на ул. К. Цеткин (1957), городская баня на проспекте Тукая (1957), больничный городок в квартале № 41 (1958), кинотеатр «Россия» на ул. Ленина (1959), Дом техники (1955–60). В этих зданиях широко использованы формы классической «сталинской» архитектуры: портики, колонны и пилястры, арочные проемы и др., отражающие стиль той эпохи.
В 1960-е гг. начинает архитектурно оформляться ул. Ленина. Облик построенных вдоль этой магистрали 3-, 4-этажных жилых зданий отличает использование в их стр-ве местного известнякового (чупаевского) камня. Среди обществ. построек этого времени выделяется лыжная база «Снежинка» (1967).
В 1970–80-е произошло расширение города в западном и восточном направлениях вдоль улицы Ленина; она получила продолжение на восток с застройкой ул. Герцена. Возникли новые кварталы и микрор-ны 1, 2, 3б, 4б с панельной типовой 9-этажной застройкой. Жилые массивы сс. Альметьево и Бигашево, с их частной застройкой усадебного типа, сохранили свою первоначальную планировочную основу и органично вошли в структуру совр. города. Восточнее промышл. зоны и южнее терр. Альметьево образовалась крупная зона частной жилой застройки. Среди возведенных по типовым проектам в этот период обществ. зданий – Нефт. ин-т, почтамт, универмаг, рынок, автовокзал, кинотеатр им. Г. Тукая.
1990–2000-е отмечены активным стр-вом обществ. зданий по проектам, в осн., местных архитекторов (А. А. Замалиева, А. А. Идрисова, А. К. Ишукова, М. Т. Минабутдинова, Е. Е. Петрова, Р. С. Рахматуллина, Р. Ш. Халиуллина и др.); банков, адм., учебных, торговых сооружений, спорт. комплексов: школа менеджеров (архитекторы А. А. Идрисов, А. Э. Сафин), Дом карате (арх. Р. С. Рахматуллин), адм. здания ОАО «Татнефть» (ул. Ленина, 75, «ВНИПИнефтехимпроект»), Татар. гимназия (архитекторы А. Г. Зартдинов, В. Х. Халиуллин), мед. центр (ул. Радищева, 67, арх. А. Г. Зартдинов), банк «Девон–Кредит» (архитекторы А. К. Ишуков, А. Н. Замалиев, Ф. М. Мавлетов) и др. Реконструкции в формах актуальной архитектуры подверглись школа № 2 (арх. М. Т. Минабутдинов), адм. здания НГДУ «Елховнефть», «Ямашнефть» (арх. Р. Халиуллин), «ТатАИСнефть» (2000, архитекторы Р. С. Рахматуллин, А. Н. Червяков), Дом ветеранов (2000, архитекторы А. А. Идрисов, Р. С. Рахматуллин), ресторан «Валентина» (2000, арх. А. А. Идрисов), банк «Девон–Кредит» (2000, архитекторы А. А. Идрисов, О. В. Седова), Нефт. ин-т (2000, арх. А. А. Идрисов) и др. Со стр-вом зданий ДК (1991–98, «ТатНИПИнефть», арх. А. Горшков), универмага (1993–97), кафе «Замок» (1997–98) на терр. Альметьево восстановлено утраченное значение обществ. пространства бывш. сельской площади.
Совр. жилая архитектура 1990–2000-х гг. характеризуются выраженной индивидуальностью и комплексным средовым подходом. Это касается как многоквартирных, так и индивидуальных домов. Маловыразительные по своей архитектуре частные постройки на начальном этапе (в нач. 1990-х), как правило, 2-этажные, построенные из силикатного кирпича, носили традиционный и утилитарный характер. Со временем поиск новых архит. форм и выразительных средств привел к более сложным объемно-пространств. решениям с пластичными фасадами и силуэтами. В арсенале средств вновь появились утраченные криволинейные формы, напр., арочные проемы, лестничные выступы, акценты в виде башен, куполов и др. Полноценными элементами композиций выступают кирпичные и металлические ограды, другие постройки, придающие совр. усадьбам комплексный ансамблевый характер. Разнообразием решений, профессионализмом архитектуры отличаются новые особняки, расположенные на улицах Шевченко, Крупской, Труда и др. Выраженный городской характер с элементами роскоши носят особняки на ул. Маяковского. Аналогичный процесс происходил и в развитии многоквартирных домов, хотя в основе их внутр. планировки лежали типовые проекты предшествующего периода.
Чертой нового времени является повсеместное стр-во культовых зданий и комплексов. Мечеть центральная Альметьевска им. Р. Фахреддина, возведенная в 1998 на изгибе ул. Белоглазова, замыкает перспективу улицы с обеих сторон и служит пространств. ориентиром и одноврем. композиционным акцентом формирующейся площади со сквером. Монументальностью форм и доминированием в пространстве города отличается Казанский кафедральный собор (2007). В виде небольшого комплекса возведена православная часовня на ул. Пушкина (церковь Рождества Христова). Бывш. здание котельной на ул. Чехова перестроено в церковь Петра и Павла в формах православной архитектуры, с использованием совр. материалов. В комплексе с ним находится здание церковно-приходской школы, также перестроенное из жилого дома.
В городе и на окраинах появилась сеть рекреационных зон с искусств. озерами, среди к-рых выделяются: городской майдан «Сабантуй» (реконструирован в 2005, арх. А. Замалиев), расположенный на берегу водоема и включающий стадион, конноспорт. школу и ипподром (2003), родниковую группу, а также скульптуру «Татария»; 1-я очередь Каскада прудов (2002–03, арх. Р. Халиуллин); реконструированная терр. городского озера (2001) и др.
В нач. 2000-х под рук. А. А. Идрисова обновлена центр. часть города. Новый облик приобрели главная площадь им. Ленина, Парк им. 60-летия нефти Татарстана с мемориальным комплексом, улицы Гагарина и Чехова, площадь в честь добычи 3-миллиардной тонны нефти и др. В последние годы появились новые природно-ландшафтные объекты: каскад прудов с пешеходными мостиками, парки «Здоровье», «Шамсинур», городской пляж, горнолыжный комплекс «Ян» и др. Важную роль в организации комфортной среды города играют уличные и парковые фонтаны, малые архит. формы, сеть велосипедных дорожек, свето-визуальные объекты и др. См. также Монументально-декоративное искусство, Монументальная скульптура, «Сказки о золотых яблоках».
Лит.: Нугманова Г. Г. Архитектура Альметьевска. Краткий исторический очерк // Дизайн и новая архитектура. 2000. № 5–6; Реконструкция Альметьевска. Интервью с Н. Глазковым // Там же.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Г. Г. Нугманова