МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА, памятники, обелиски, мемориалы, статуи, устанавливаемые в обществ. пространствах (площадь, сквер, улица и т. д.). Создаются из прочных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и увековечивают выдающихся людей, значимые события. На терр. Альмет. р-на к наиб. ранним памятникам М. с. относятся сохранившиеся на сельских кладбищах (см. Зират) старинные татар. надгробия (см. Эпитафия). Первые монументы, созданные по народной инициативе, появились в селах Альмет. р-на в честь героев Гражданской войны: в с. Новое Надирово – кирпичный памятник трагически погибшим в 1919 комбедовцам; в с. Ниж. Абдулово – каменная стела в память о расстрелянном колчаковцами в 1919 жителе села Ш. Сафиуллине (установлен на его могиле) и жертве «Вилочного» восстания А. Юнусове (автор Х. Х. Ахметшин) и др.
С приобретением Альметьевском статуса города М. с. отводится роль проводника идей советской монумент. пропаганды; она начинает занимать важное место в планировочной структуре, в формировании облика города. Первые монументы – скульпт. памятники, тиражировавшиеся (обычно отливкой в бетоне) в мастерских Худож. фонда в Москве, привозились и устанавливались вблизи новых построенных объектов. В 1955 на 1-й, застроенной в Альметьевске ул. Чехова была сооружена скульпт. группа «Миру–мир!» («Люди с шаром»). Созданный в стиле соцреализма сталинской эпохи монумент, отлитый в бетоне, является копией работы моск. автора С. Л. Савицкого (одна из копий установлена в Москве). Он представляет собой композицию с изображением людей трех рас, держащих в руках земной шар, обвитый лентой с надписью «мир» на неск. языках. По архивным данным, скульпт. монументы украшали также терр. городского парка (открыт в 1957). На небольшом расстоянии от входа, где был установлен высокий обелиск в память героев Гражданской войны, в начале главной аллеи, справа и слева, на высоких пьедесталах стояли одиночные скульптуры пионера со знаменем и пионерки с поднятой в салюте рукой. Сам обелиск завершался изображением пятиконечной звезды, а по его вертикали были высечены имена 18 героев. Перед главным входом на 1-й построенный в городе стадион (открыт в 1965) была установлена скульпт. композиция, посвященная первым строителям Альметьевска (позднее она стала частью открытого на новом месте памятника «Слава строителям»).
В 1960–80-е, наряду с памятниками В. И. Ленину, расположенными на площади перед Миннибаевским ГПЗ (1958), на площади перед бывш. Домом техники нефтяников в Альметьевске (1967, см. Памятник В. И. Ленину) и др., возводились памятники революционерам, военным, ученым, деятелям культуры. Среди них обелиск на могиле предс. 1-й комячейки И. Швыдкина в с. Урсала (1967); памятник павшим в годы Великой Отеч. войны в с. Абдрахманово (1967), бюст Героя Советского Союза М. Ахмадуллина в с. Калейкино (1975; автор Р. А. Агафонов), монумент «Скорбящая мать» и памятник погибшим сыновьям в с. Сулеево (1980-е гг.; автор З. М. Зиганшин) и др. В Альметьевске торжественно открыты Тукаю Габдулле памятник (скульптор С. С. Ахун), монумент с Вечным огнем павшим героям (см. Мемориальный комплекс «Вечный огонь»), бетонная стела в память о М. Джалиле (см. Джалилю Мусе памятник), мраморный бюст академика Л. Н. Прянишникова (1979, скульптор Вафин, г. Бугульма), обелиски из металла павшим в годы Великой Отеч. войны на терр. сс. Бигашево (1980) и Альметьево (1981). В 1984 был установлен памятник «Нефтяники» (создан моск. авторами), ставший классикой советской М. с. производств. жанра. Монумент органично вписался в естеств. ландшафт и стал доминантой городской площади перед зданием ДК «Нефтьче». В то же время многие из установленных в 1970–80-е скульпт. объектов (особенно массово сооружались в селах монументы погибшим землякам в годы Великой Отеч. войны) часто выполнялись непроф. художниками, из недолговечных материалов и не отличаются худож. достоинствами.
Качественный сдвиг в развитии М.с. произошел в 1990-е. Он связан с творчеством проф. скульптора Р. А. Агафонова, занимавшегося созданием скульптур в Альметьевске, Бугульме и др. городах нефт. края; мн. из его работ остались в форме эскизных моделей. Наиб. крупным и известным его произведением в Альметьевске является М. с. «Татария» (см. скульптура «Татария») (1995), один из символов Альметьевска. Новаторское значение этой скульптуры, наряду с оригинальным пространств. решением, определилось в поисках нац. образности монумента, в его декор. выразительности.
В 2000-е формы М. с. отличаются стилевым разнообразием, появляются значит. мемориальные и архит.-скульпт. ансамбли. Они были спроектированы в комплексе с ранее возведенными памятниками за счет расширения и благоустр-ва прилегающей терр. и обновления их в результате использования новых совр. материалов: комплекс «Вечный огонь», памятники Г. Тукаю, М. Джалилю, скульпт. группа «Миру–мир!» (реконструирован в 2013) и др. По проектам гл. худ. Альметьевска Р. Р. Курамшина осуществлялась реконструкция мн. ценных для истории города объектов. Примечательной с этой точки зрения является идея реновации памятника «Слава строителям» (открытие состоялось в 2012) на проспекте Строителей. За основу была взята скульпт. композиция, посвящ. первым строителям, ранее находившаяся перед городским стадионом (ныне за Дворцом спорта). Отлитая из бетона, значимая для времени ее создания, скульптура установлена на высокий пьедестал, отреставрированные фигуры, несмотря на прошедшее время, выглядят современно, поскольку органично вписаны в пространство, образуемое двумя развернутыми под углом вертикальными плоскостями в форме усеченной пирамиды; свободный просвет между ними завершается изображением герба Альмет. р-на.
Развитие архит.-худож. среды Альметьевска с 2000-х заложено в планах благоустр-ва города. М. с. и объекты монумент.-декор. и садово-паркового иск-ва становятся частью уличных пространств, озелененных территорий, занимают адм. и обществ. центры в городе и в крупных нас. пунктах р-на. В эти годы появился один из монументов, ставший символом Альметьевска и нефт. края – памятник «Нефти» (2007; художники Р. Курамшин, Д. Юсупов). Его возведение ознаменовало новый этап в развитии М. с., она становится средством формирования совр. облика города. Монумент, как доминанта площади, возникшей на пересечении улицы Ленина и проспекта Строителей, своей динамичной вертикалью держит пространство этой части города.
Появление объектов М. с. в синтезе с архит.-пространств. средой, ее благоустр-вом и озеленением стало приметой новой городской среды, формирующейся в 2010-х гг. Установленные на проспектах Г. Тукая, Строителей, улицах Гагарина, Чехова, Радищева скульпт. композиции вместе с архит.-декор. элементами оформления вносят духовно-эмоциональное начало в восприятие городской среды, нивелируют влияние стандартных форм массовой жилой застройки. Из последних значит. произведений М. с., сооруженных в центре города, надо отметить: «Каракуз» памятник работы известного бурятского скульптора Даши Намдакова (2018); памятник А. П. Чехову в конной повозке (двуколке) на одноим. улице (бронза; 2018, казан. скульптор А. Миннулина); созданную в жанре стрит-арта и названную «Бу кап-кара урманда» («В этом удивительном лесу»; см. «Сказки о золотых яблоках») скульптуру Г. Тукая, едущего на велосипеде со сказочным Шурале (бронза, полиэфирная смола; 2018, петерб. скульптор П. Игнатьев), размещенную на тротуаре у велодорожки (ул. Ленина, 32).
За 2 последних десятилетия почти в каждом нас. пункте Альмет. р-на установлены бюсты, обелиски, монументы, мемориальные комплексы в память о земляках, погибших на фронтах Великой Отеч. войны и вернувшихся с войны (установлено более 80 памятников). Среди них встречаются оригинальные образцы, решенные в формах традиционной татар. архитектуры (мемориал «Манара» в с. Кичучатово, памятник павшим в годы Великой Отеч. войны в с. Ниж. Мактама в виде мавзолея-дюрбе). Часто в М. с., в рельефах и барельефах на памятных стелах воспроизводится образ Неизвестного Солдата, Родины-матери, Воина-победителя; в комплексе с М. с. устанавливаются реальные воен. танки и оружие. С кон 1990-х гг. создаются памятники, посвящ. воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, жертвам полит. репрессий, ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС (Альметьевск, сс. Нижнее Абдулово, Русский Акташ и др.). Облик мн. мемориальных комплексов обусловлен участием в заказах на их установку местной сельской администрации и меценатов без привлечения проф. архитекторов, художников. Новым веянием в М. с. явилось создание памятников в честь конкретных истор. личностей, увековечивание Героев Труда. К их числу относятся: бронзовый рельеф на гранитной стеле Надыру Уразмету в с. Новое Надирово (2003; автор дизайн-проекта Р. Курамшин, группа скульпторов под руководством С. Насырова); Аллея в Парке имени 60-летия нефти Татарстана в Альметьевске с 24 бронзовыми бюстами Героев Социалист. Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (2005; скульптор Д. Юсупов) и др. Приметой времени стала установка лаконично-обобщенных монументов в виде символических памятных стел, природных камней, обелисков. Мн. комплексные по оформлению объекты, включающие М. с., выполняются из совр. композитных материалов, размещаются в парковых зонах.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Монументальная скульптура
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии