Монументальная скульптура

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА, памятники, обелиски, мемориалы, статуи, устанавливаемые в обществ. пространствах (площадь, сквер, улица и т. д.). Создаются из прочных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и увековечивают выдающихся людей, значимые события. На терр. Альмет. р-на к наиб. ранним памятникам М. с. относятся сохранившиеся на сельских кладбищах (см. Зират) старинные татар. надгробия (см. Эпитафия). Первые монументы, созданные по народной инициативе, появились в селах Альмет. р-на в честь героев Гражданской войны: в с. Новое Надирово – ​кирпичный памятник трагически погибшим в 1919 комбедовцам; в с. Ниж. Абдулово – ​каменная стела в память о расстрелянном колчаковцами в 1919 жителе села Ш. Сафиуллине (установлен на его могиле) и жертве «Вилочного» восстания А. Юнусове (автор Х. Х. Ахметшин) и др.
С приобретением Альметьевском статуса города М. с. отводится роль проводника идей советской монумент. пропаганды; она начинает занимать важное место в планировочной структуре, в формировании облика города. Первые монументы – ​скульпт. памятники, тиражировавшиеся (обычно отливкой в бетоне) в мастерских Худож. фонда в Москве, привозились и устанавливались вблизи новых построенных объектов. В 1955 на 1-й, застроенной в Альметьевске ул. Чехова была сооружена скульпт. группа «Миру–мир!» («Люди с шаром»). Созданный в стиле соцреализма сталинской эпохи монумент, отлитый в бетоне, является копией работы моск. автора С. Л. Савицкого (одна из копий установлена в Москве). Он представляет собой композицию с изображением людей трех рас, держащих в руках земной шар, обвитый лентой с надписью «мир» на неск. языках. По архивным данным, скульпт. монументы украшали также терр. городского парка (открыт в 1957). На небольшом расстоянии от входа, где был установлен высокий обелиск в память героев Гражданской войны, в начале главной аллеи, справа и слева, на высоких пьедесталах стояли одиночные скульптуры пионера со знаменем и пионерки с поднятой в салюте рукой. Сам обелиск завершался изображением пятиконечной звезды, а по его вертикали были высечены имена 18 героев. Перед главным входом на 1-й построенный в городе стадион (открыт в 1965) была установлена скульпт. композиция, посвященная первым строителям Альметьевска (позднее она стала частью открытого на новом месте памятника «Слава строителям»).
В 1960–80-е, наряду с памятниками В. И. Ленину, расположенными на площади перед Миннибаевским ГПЗ (1958), на площади перед бывш. Домом техники нефтяников в Альметьевске (1967, см. Памятник В. И. Ленину) и др., возводились памятники революционерам, военным, ученым, деятелям культуры. Среди них обелиск на могиле предс. 1-й комячейки И. Швыдкина в с. Урсала (1967); памятник павшим в годы Великой Отеч. войны в с. Абдрахманово (1967), бюст Героя Советского Союза М. Ахмадуллина в с. Калейкино (1975; автор Р. А. Агафонов), монумент «Скорбящая мать» и памятник погибшим сыновьям в с. Сулеево (1980-е гг.; автор З. М. Зиганшин) и др. В Альметьевске торжественно открыты Тукаю Габдулле памятник (скульптор С. С. Ахун), монумент с Вечным огнем павшим героям (см. Мемориальный комплекс «Вечный огонь»), бетонная стела в память о М. Джалиле (см. Джалилю Мусе памятник), мраморный бюст академика Л. Н. Прянишникова (1979, скульптор Вафин, г. Бугульма), обелиски из металла павшим в годы Великой Отеч. войны на терр. сс. Бигашево (1980) и Альметьево (1981). В 1984 был установлен памятник «Нефтяники» (создан моск. авторами), ставший классикой советской М. с. производств. жанра. Монумент органично вписался в естеств. ландшафт и стал доминантой городской площади перед зданием ДК «Нефтьче». В то же время многие из установленных в 1970–80-е скульпт. объектов (особенно массово сооружались в селах монументы погибшим землякам в годы Великой Отеч. войны) часто выполнялись непроф. художниками, из недолговечных материалов и не отличаются худож. достоинствами.
Качественный сдвиг в развитии М.с. произошел в 1990-е. Он связан с творчеством проф. скульптора Р. А. Агафонова, занимавшегося созданием скульп­тур в Альметьевске, Бугульме и др. городах нефт. края; мн. из его работ остались в форме эскизных моделей. Наиб. крупным и известным его произведением в Альметьевске является М. с. «Татария» (см. скульптура «Татария») (1995), один из символов Альметьевска. Новаторское значение этой скульптуры, наряду с оригинальным пространств. решением, определилось в поисках нац. образности монумента, в его декор. выразительности.
В 2000-е формы М. с. отличаются стилевым разнообразием, появляются значит. мемориальные и архит.-скульпт. ансамбли. Они были спроектированы в комплексе с ранее возведенными памятниками за счет расширения и благоустр-ва прилегающей терр. и обновления их в результате использования новых совр. материалов: комплекс «Вечный огонь», памятники Г. Тукаю, М. Джалилю, скульпт. группа «Миру–мир!» (реконструирован в 2013) и др. По проектам гл. худ. Альметьевска Р. Р. Курамшина осуществлялась реконструкция мн. ценных для истории города объектов. Примечательной с этой точки зрения является идея реновации памятника «Слава строителям» (открытие состоялось в 2012) на проспекте Строителей. За основу была взята скульпт. композиция, посвящ. первым строителям, ранее находившаяся перед городским стадионом (ныне за Дворцом спорта). Отлитая из бетона, значимая для времени ее создания, скульп­тура установлена на высокий пьедестал, отреставрированные фигуры, несмотря на прошедшее время, выглядят современно, поскольку органично вписаны в пространство, образуемое двумя развернутыми под углом вертикальными плоскостями в форме усеченной пирамиды; свободный просвет между ними завершается изображением герба Альмет. р-на.
Развитие архит.-худож. среды Альметьевска с 2000-х заложено в планах благоустр-ва города. М. с. и объ­екты монумент.-декор. и садово-паркового иск-ва ста­новятся частью уличных пространств, озелененных территорий, занимают адм. и обществ. центры в городе и в крупных нас. пунктах р-на. В эти годы появился один из монументов, ставший символом Альметьевска и нефт. края – ​памятник «Нефти» (2007; художники Р. Курамшин, Д. Юсупов). Его возведение ознаменовало новый этап в развитии М. с., она становится средством формирования совр. облика города. Монумент, как доминанта площади, возникшей на пересечении улицы Ленина и проспекта Строителей, своей динамичной вертикалью держит пространство этой части города.
Появление объектов М. с. в синтезе с архит.-прост­ранств. средой, ее благоустр-вом и озелене­ни­ем стало приметой новой городской среды, фор­ми­рующейся в 2010-х гг. Установленные на прос­пектах Г. Тукая, Строителей, улицах Гагарина, Чехова, Радищева скульпт. композиции вмес­те с архит.-декор. элементами оформления вносят ду­ховно-эмоциональное начало в восприятие городской среды, нивелируют влияние стандартных форм массовой жилой застройки. Из последних значит. произведений М. с., сооруженных в центре города, надо отметить: «Каракуз» памятник работы известного бурятского скульп­тора Даши Намдакова (2018); памятник А. П. Чехову в конной повозке (двуколке) на одноим. улице (бронза; 2018, казан. скульптор А. Миннулина); созданную в жанре стрит-арта и названную «Бу кап-кара урманда» («В этом удивительном лесу»; см. «Сказки о золотых яблоках») скульптуру Г. Тукая, едущего на ве­ло­сипеде со сказочным Шурале (бронза, полиэфирная смо­ла; 2018, петерб. скульптор П. Игнатьев), размещенную на тротуаре у велодорожки (ул. Ленина, 32).
За 2 последних десятилетия почти в каждом нас. пункте Альмет. р-на установлены бюсты, обелиски, монументы, мемориальные комплексы в память о зем­ляках, погибших на фронтах Великой Отеч. вой­ны и вернувшихся с войны (установлено более 80 па­мятников). Среди них встречаются оригинальные образцы, решенные в формах традиционной татар. архитектуры (мемориал «Манара» в с. Кичучатово, памятник павшим в годы Великой Отеч. войны в с. Ниж. Мактама в виде мавзолея-дюрбе). Час­то в М. с., в рельефах и барельефах на памятных стелах воспроизводится образ Неизвестного Солдата, Родины-матери, Воина-победителя; в комплексе с М. с. устанавливаются реальные воен. танки и оружие. С кон 1990-х гг. создаются памятники, посвящ. воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, жертвам полит. репрессий, ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС (Альметьевск, сс. Нижнее Абдулово, Русский Акташ и др.). Облик мн. мемориальных комплексов обусловлен участием в заказах на их установку местной сельской администрации и меценатов без привлечения проф. архитекторов, художников. Новым веянием в М. с. явилось создание памятников в честь конкретных истор. личностей, увековечивание Героев Труда. К их числу относятся: бронзовый рель­еф на гранитной стеле Надыру Уразмету в с. Новое Надирово (2003; автор дизайн-проекта Р. Курамшин, группа скульпторов под руководством С. Насырова); Аллея в Парке имени 60-летия нефти Татарстана в Альметьевске с 24 бронзовыми бюстами Героев Социалист. Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы (2005; скульптор Д. Юсупов) и др. Приметой времени стала установка лаконично-обобщенных монументов в виде символических памятных стел, природных камней, обелисков. Мн. комплексные по оформлению объекты, включающие М. с., выполняются из совр. композитных материалов, размещаются в парковых зонах.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Памятник первым строителям Альметьевска. 1965

Памятник «Слава строителям» после реконструкции. 2013

Монумент "Миру-мир!" Скульптор Л.С.Савицкий. 1955. Вид после реконструкции в 2012

Кольцо Чехова-Советская

Мемориальный комплекс памяти погибших в ВОВ. с.Сулеево.1980-е гг.

Монумент «Скорбящая мать». Бетон. с. Сулеево. Худ. З.М. Зиганшин

Памятник выпускникам. Нижняя Мактама

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии