Архитектура села Альметьево



Чертеж генплана с. Альметьево

АРХИТЕКТУРА CЕЛА АЛЬМЕТЬЕВО. По имеющимся источникам село возникло в 1-й пол. 18 в. (см. с. Альметьево). Оно разместилось на пологом левом берегу среднего течения р. Степной Зай. В этом месте в нее впадал небольшой ручей. По его правому берегу тянется цепь холмов. Расположение села (вблизи проточного водоема) и его планировочная структура с главной сквозной улицей были характерны для всех татар. деревень. Улица располагалась параллельно реке, затем, следуя ее повороту, тянулась на запад: в наст. время русло реки изменилось, однако следы старого русла сохранились. Во 2-й пол. 18 в. через село был проложен тракт Казань – Оренбург (т. н. Екатерининский). Он спускался с холмов, пересекал реку по мосту и, повернув под прямым углом, шел вдоль реки к селу; при выходе из села продолжался в сторону г. Чистополь. Его трассировка в наст. время сохранилась в остатках липовой аллеи, фланкирующей часть совр. ул. Советской в р-не здания телекомпании «Луч». Истор. застройка села располагалась вдоль улицы и была близка к регулярной. На повороте реки и на пересечении улицы с переулком когда-то стояла мечеть, поскольку именно на этом месте, с нарушением утвержденного Самарским губ. правлением плана села (где мечети была отведена терр. площади), жителями была сооружена новая мечеть. Повсеместно введенное в Российской империи последней трети 18 в. урегулирование городов и селений (разбивка сетки прямых широких улиц, соблюдение красной линии), а также стр-во зданий по «образцовым» проектам не коснулись Альметьево, как и большинства татар. селений. В 1839 вышло постановление, разрешавшее магометанам «во всех губерниях, где есть магометанские селения» сооружать крестьянские дома «по принятому у них обычаю, по которому надворные строения выводятся на улицу, а жилые – ​посередине двора». Указом от 17 августа 1856 отменялось обязательное исполнение всех изданных ранее постановлений по урегулированию сел и разрешалось строить дома по планам и фасадам, «какие покажутся более удобными и выгодными». Единственно обнаруженный генеральный план Альметьево датируется 1902. Он был составлен в Самарском губ. правлении (землемер А. Санаев) в связи со случившимся в селе 9 мая 1901 пожаром. Несмотря на то, что урегулирование было необязательным, новая планировка села представляла собой правильную сетку кварталов, улиц и площадей. Одна из 2 параллельных между собой улиц (бывш. Олы урам, ныне ул. Советская) не изменилась: она осталась от регулярной планировки и по-прежнему была главной – ​частью транзитной дороги. Ее юго-восточный конец вел в Бугульму, а сев.-западный – ​в Чистополь. Однако по генеральному плану предполагалось улицу выпрямить и продолжить: это было осуществлено лишь частично. Протянувшись в сторону кладбища, она не была увеличена по протяженности и сохранила старый поворот. Параллельно ей появилась еще улица: одним концом она упиралась в кладбище, другим – ​соединялась с Зират урамы (ул. 1 мая, ныне ул. Г. Баруди). В соответствии с генеральным планом к улицам примыкали 3 прямоугольные площади. По аналогии с традицией постановки церквей на площадях, на 2 из них губ. архитектором было запланировано сооружение мечетей. На одной из площадей, рядом с мечетью, должно было появиться здание волостного правления, а на другой – ​6 деревянных торговых лавок. На терр. села были спроектированы 4 пожарных сарая.
В ходе реализации генерального плана появились только 2 площади. Одна из них, располагавшаяся ближе к кладбищу, занимала часть узкого квартала и была обращена к совр. ул. Баруди. Здесь стояла деревянная мечеть 1-й махалли (см. Альметьево села мечети утраченные). В медресе при этой мечети преподавал Хади Атласи. В послевоенное время на месте мечети был построен магазин. На другой площади, с неправильными очертаниями, также была построена деревянная мечеть. Однако она располагалась не согласно плану, а ближе к главной улице. По воспоминаниям старожилов, ее возвели на пересечении главной улицы с ул. Баруди. Именно здесь стояла сгоревшая при пожаре мечеть 2-й махалли. На площади, вдоль пересекавшей ее дороги, была построена усадьба Гали бая, напротив нее, немного восточнее, возведены торговые палаты.
Жилые кварталы, в плане прямоугольной и стихийной формы, располагались вдоль улиц села по обе стороны ручья. Они были связаны между собой деревянными мостиками. Каждый квартал состоял из двух рядов жилых усадеб с домами, вынесенными на красные линии улиц, и огородами, обращенными вглубь. Всего на время составления генерального плана было 378 дворов, одинаковых по площади – ​9,4 × 35 сажень (20 × 74,6 м). В 250 саженях (532,5 м) от села было отведено место для кладбища; гумна отведены на 100 сажень (213 м) от села. Таким образом, новая планировка села лишь частично следовала генераль­ному плану. Тем не менее, она имела регулярный вид: улицы были прямыми и широкими, появились площади с новыми мечетями и торговыми палатами, кварталы состояли из разделенных участков. Судя по сохранившимся усадьбам, дома располагались вдоль улицы, как это требовалось планом, однако все же с отступом от нее и за оградой. Такая традиция постановки усадеб (см. Ихата) сохранилась в селах Альмет. р-на вплоть до наст. времени.
После утверждения генерального плана в 1902 последовала разработка проектов 2 соборных мечетей (позже они сгорели при пожаре). Обе мечети были деревянными, имели схожие объемно-пространств. решения с минаретом на крыше (см. Архитектура мечети сельской). Мечеть, находившаяся с юго-восточной стороны ручья, ближе к кладбищу, относилась к 1-й махалле. Ее расположение на прямоугольной площади, занимавшей юго-западную оконечность квартала, соответствовало новому плану. Только 2-ярусный пирамидальный шатер с полумесяцем был выше спроектированного (высота была скорректирована непосредственно на проекте; очевидно, это сделал губ. архитектор при утверждении проекта). Мечеть 3-й махалли находилась на торговой площади (см. Альметьево села мечети утраченные). Что касается сохранившейся до наших дней каменной мечети соборной «Таш мәчет», то по генеральному плану она находилась за селом.
Об архитектуре жилых домов Альметьево можно судить по сохранившимся усадьбам, воспоминаниям старожилов, а также старым фотографиям. По воспоминаниям М. В. Гильмановой, дочери зажиточного крестьянина, усадьба ее отца была построена в кон. 19 в., в 1930-е гг. ее конфисковали: в доме располагалась заготовительная контора. На прямоугольном в плане участке, ближе к его левой границе и с отступом от красной линии, стоял срубный дом – ​алты почмаклы (пятистенок). Вдоль правой границы тянулся лапас (лабаз), в 1915 был построен примыкавший к дому каменный амбар (выходил торцом на улицу). В глубине двора, за домом, находилась баня, за ней – ​картофельное поле.
В центре села сохранился дом Загидуллы бая, по­строенный в кон. 19 – ​нач. 20 в. (ул. Советская, 74). Он расположен у левой боковой границы участка торцом к улице и с отступом от красной линии; пер­воначально дом был обнесен высоким дощатым забором. Справа располагались кирпичные ворота во двор: небольшой сохранившийся фрагмент виден за совр. металлическими полотнищами. Дом представлял собой 6-стенный сруб на глухом каменном подклете. Вход располагался в глубине двора в центре вытянутого дворового фасада. К нему вели ступени высокого деревянного крыльца (ныне утрачено). Стены сруба гладко обшиты досками в виде елочки. Выпуски бревен заключены в вертикальную обшивку, украшены филенками и накладными элементами. Широкий гладкий фриз расчленен фигурными консолями, поддерживающими карниз значит. выноса. Первоначальный вид сохранили лишь окна дворового фасада. Они расположены по сторонам от центр. части со входом и примыкающим оконцем: 3 окна слева и одно – ​справа. Наличники с узкими боковинами оформлены глухими фигурными фартуками, сандриками с треугольными навершиями в центре, накладными элементами в виде 6-лепестковых тюльпанов. К оконным переплетам введена дополнительная перекладина (для исключения очертания креста). Три окна на главном уличном фасаде, с поздними переплетами, обрамлены простыми наличниками.
На бывш. площади сохранились остатки усадьбы Хайруллы бая – ​амбар и ограда, выложенные из белого дикого камня. В советское время в главном доме усадьбы размещался банк, и образовавшийся на этом месте небольшой переулок получил название Банковский. По другую сторону переулка, на том месте, где сейчас находится кафе «Старый замок», располагалась большая усадьба, оставившая наиб. яркие впечатления в воспоминаниях жителей. Она принадлежала купцу Ильясову Исхаку, затем перешла к его сыну – ​Якупу, и более известна как Якуп бай ихатасы. В наст. время сохранились лишь фрагменты бывш. ограды. Усадьба занимала значит. по площади участок неправильной формы (по воспоминаниям жителей, весь квартал) на площади. Это было торговое владение, окруженное мощной белокаменной оградой с включенными в нее хоз. постройками, а также с двумя торговыми лавками. Главный дом представлял собой высокое одноэтажное деревянное строение, скорее всего, на подклете. По воспоминаниям старожилов, была широкая открытая терраса для чаепитий, обращенная во двор. Вход располагался в глубине двора, с улицы к нему вел крытый навес.
Архитектуру еще одного дома (бая Хусаина) можно разглядеть на фотографии первых советских лет; в нем размещалась школа № 1. Дом представлял собой не обшитый досками 6-стенный сруб. На площади, кроме 2 лавок, входивших в усадьбу Якупа бая, имелись еще 4 (это соответствует генеральному плану). Две из них интересны как образцы торговых зданий нач. 20 в. Они выстроены в традициях проф. архитектуры с элементами эклектики. Прямоугольные в плане, под пологими 4-скатными крышами, палаты разбросаны по площади: одна стоит вдоль дороги, другая – ​перпендикулярно ей. Выложены из крупных белокаменных блоков, стены оштукатурены с последующей побелкой. Их венчают гладкие широкие фризы и карниз в виде полочки, украшенный дентикулами. Углы подчеркнуты широкими огибающими лопатками. На каждом из зданий по 3 входных проема лучковой формы; они заполнены на 2 створа глухими коваными полотнищами с узорным рисунком. Входы расположены с двух сторон зданий: по одному – ​в торцах и по два – ​со стороны вытянутых фасадов. Такие дома, в целом, не отличались богатством декора, по сравнению с татар. купеческими усадьбами Казани (к последним ближе всего по архитектуре была усадьба Якупа бая). Они лишь относительно выделялись на фоне более бедных крестьянских домов, составлявших основу застройки села.
Усадьбы бедных крестьян по планировке повторяли дома богатых сельчан, приближаясь к ним по размерам с повышением зажиточности владельцев. Так, усадьба могла быть огорожена глухим дощатым забором, жердями – ​«киртэ» или плетеной изгородью – ​«читэн». Чаще всего ограда была комбинированной – ​дощатый забор ставился со стороны улицы, скрывая усадьбу от посторонних глаз, а остальная часть была в виде «киртэ» или «читэн». То же самое относилось к воротам. Более зажиточные владельцы ставили крытые двускатной крышей – ​«урыс капка» 2-створчатые ворота, остальные – ​плетенки – ​«жил капка». Дома представляли собой 4- («дуртпочмак»), 5- («алтыпочмак») или 6-стенки («сигезпочмак»). Крыты они были в основном корой – ​«каеры тубэ» или соломой, более богатые дома – ​тесом и железом. По воспоминаниям, относящимся к 1930-м гг., 6 домов в селе были крыты железной крышей. Таким образом, в архит. пространстве села доминировали жилые крестьянские усадьбы, среди них выделялись редкие владения богатых сельчан. Роль архит. доминант играли мечети с их возвышающимися минаретами. В 1930-е гг. они были срезаны на всех 3 мечетях. В 2 деревянных мечетях разместилась школа средняя № 1. На бывш. главной торг. площади был построен сельский клуб, располагавшийся южнее совр. здания Районного дома культуры. Он представлял собой прямо­угольное в плане одноэтажное деревянное сооружение с гладко обшитыми стенами. Позднее здания клуба и бывш. мечети были окружены садом с березовыми и яблоневыми деревьями.
Жилая архитектура по-прежнему оставалась довольно скромной. Дома с необшитыми досками стенами, с белой глиняной обмазкой швов между бревен сохраняли традиционный «полосатый» облик. Крупный пожар, случившийся 14 апреля 1935, уничтожил значит. часть старой застройки села.
Новый адм. центр образовался на окраине села после стр-ва в 1938–39 здания районного исполкома. Двухэтажное здание, построенное по типовому проекту, вытянуто вдоль дороги и находится за красной линией. Построенное из местного чупаевского камня вперевязку, оно отличалось суровостью облика и лаконичностью форм. Симметричную композицию фасада подчеркивали балкон 2-го этажа (утрачен) и фронтон на крыше. Над окнами – ​клинчатые перемычки с замковыми камнями. Внутр. планировка решена по коридорному принципу.
В 1951, с открытием Ромашкинского месторождения, к западу от с. Альметьево появился поселок, застроенный по генеральному плану 1951 (см. Генеральный план Альметьевска). Этот период нашел отражение в архитектуре ДК им. М. Горького с упрощенными формами советского классицизма. С южной стороны к нему примкнул регулярный парк. Село получило статус рабочего поселка, в 1953 – ​статус города. Город, не меняя планировку села, развивался в южном и западном направлениях. Стр-во на площади, в центре села нового ДК, позже – ​кафе и универмага закрепило за этим мес­том функциональную и планировочную преемственность. Совр. массовую застройку составляют жилые усадьбы, выстроенные в 1950–60-е гг. Изменения коснулись размеров участков, поделенных владельцами между детьми, дворовых площадей, застроенных домами и сараями, а также в отсутствии хоз. построек для содержания скота и др. На протяжении столетий Альметьево, в основном, сохранило истор. планировку и облик застройки. В совр. период сохранившийся комплекс застройки села представляет истор.-культурную ценность и может быть отнесен к архит.-градостроит. памятнику в статусе заповедной территории (см. Ар­хи­тектурно-художественный комплекс народного жилища).
Лит.: Нугманова Г. Г. Заповедная территория «Старое Альметьево»: историко-архитектурное обоснование // Проблемы изучения заселения и образования населенных пунктов Альметьевского района. К., 2000; ее же. Архитектура Альметьевска: от старинного села к современному городу // Элмэт–Альметьевск. К.: Альметьевская энциклопедия, 2003.
Г. Г. Нугманова, Г. Ф. Валеева-Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии