СУРНАЙ (сорнай), один из традиционных пастушеских духовых инстр-тов, был популярен у населения Альмет. р-на. Бытовало неск. видов С. Первый – пастушеские С., с небольшими техн. возможностями. Они возникли в Волго-Камье в эпоху раннего Средневековья и были известны всем народам региона. Его мастерили из крупных стволов соломы – «салам С.», камыша – «камыш С.» или дягиля – «камыл С.», борщевика – «балтырган С.». Муз. особенности проявлялись в тембре, размерах, материале, конструкции С. У всех видов С. был схожий способ звукоизвлечения: одинарный бьющий язычок-пищик – «чыра» вырезался на основном стволе инстр-та или привязывался к нему; ствол имел длину 150–200 мм.
Усовершенствованным видом примитивного соломенного С. является пастуший рог (көтүче мөгезе). Это был вид кларнета, снабженный раструбом из коровьего рога. Этот вид С. в народе называли пастушьей трубой (көтүче быргысы). Отсутствие унифицированного названия этого типа инстр-та свидетельствует о существовании многочисленных пастушеских музыкальных традиций. Можно предположить, что часть населения называла пастушеские инстр-ты трубой – быргы – по имевшейся традиции применения натуральных труб.
На С. с раструбом из коровьего рога – «котуче могез» – играли пастухи кряшенских селений, расположенных на р. Зай до 1950‑х гг. Пастушеские рожки представляли собой усложненный вариант конструкции С. Язычок-пищик (тел, чыра) изготавливали из гусиного пера или тонкой деревянной пластинки длиной около 30–35 мм и укрепляли к небольшой втулке, к-рая вдевалась в игровую трубку. Основной мелодический ствол имел длину около 150–200 мм, диаметр 15–20 мм и высверливался из дерева; на конец ствола надевался спец. обработанный коровий рог (длиной 10–15 см). Известно, что игровых отверстий было не меньше четырех.
На подобном инстр-те играли пастухи, а также музыканты-любители. В наст. время С. не изготавливают.
Второй вид С. – классический восточный духовой музыкальный инстр‑т, аналогичный уйгурскому, узбекскому С.; относится к традиционному иск-ву татар ср.-век. эпохи.
Он был связан с восточными традициями военных и обществ.-церемониальных ансамблей, обслуживавших проведение торжеств. Военно-музыкальные традиции татар в Средние века упоминаются в «Казанской истории», в описании последних дней обороны Казани в октябре 1552: «Иже иногда тинпаны звяцаху, и арганы восклицаху, и рожцы вопияху, и сурны возглашаху, и трубы шумяху, воя казанская собирающе, сим подающим, да готовы будут на воевании поити…». Подобные упоминания о С. есть во многих других летописях. Очевидно, что татар. ср.-век. С. был подобен восточному. Инстр‑т исчез с падением Казан. ханства.
Третий вид С. связан с музыкальными традициями татар и чувашей (чуваш. – сăрнай) Альмет. р-на; представлял из себя волынку. Воспоминаний о бытовании татар. С. в значении волынки-пузыря в Альмет. р-не сохранилось не так много. Так, жители кряшенского с. Васильевка вспоминают, что раньше музыкальный инстр‑т С. изготавливали из мочевого пузыря забитого домашнего животного (коровы, быка). По описаниям, он имел 2 игровые трубки – «камыш С.», на к-рых можно было играть не только в комплексе с пузырем, но и отдельно от него. Судя по истор. преданиям (сохранил старожил села Гурий Васильев), С. в форме волынки появился в с. Васильевка от жителей, переселившихся из с. Бисипово Мензелинского у. В «Татарско-русском словаре» Н. Остроумова есть сведения о традициях игры на волынке (пузыре) под названием шыбыр у татар-кряшен в 1‑й пол. 19 в.
Род примитивных народных инстр-тов, таких как дудка, свирель, свисток имеет в Альмет. р-не общее название сыбызгы (с перс. сыбыз – стебель растения).
Г.М. Макаров
Сурнай
Пузырь-волынка волго-камского типа. Общий вид
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии