Курай

КУРАЙ, татар. муз. инстр‑т, род продольной флейты. Старинные виды изготавливались из стебля дудника (кура) с 2–4 грифными отверстиями. На К. с косым срезом и звуковым отверстием играли в основном женщины и дети (рис. 1). На К. с прямым срезом, без спец. звукового окошка, играли мужчины (рис. 2). Длина К. могла быть от 600 до 1000 мм. Кроме традиционных К. бытовали и К. со свистковым приспособлением; они являются вариантом обычной европ. блокфлейты и изготавливаются кустарным способом из дерева или жести. Ранние варианты таких К. имели 2 грифных отверстия, а современные – 7 (рис. 3).
Основу репертуара игры на К. составляет аккомпанемент к песенным напевам. В Альмет. крае популярностью пользовались спец. звукоподражательные наигрыши, воспроизводящие крики животных и птиц (лебедя, журавля, куропатки), имитирующие звуки природы. Сохранились нотные записи композитора и этномузыколога С. Габяши, побывывшего с экспедицией в Альмет. р-не в 1931. Он записал наигрыши, относящиеся к образам лебедя – тотемной птице тюркских племен; журавля (с ним связаны многие поверия и приметы) и др. Популярными были наигрыши, посвященные истор. событиям, особенно теме трагической гибели Казан. ханства. Такие наигрыши исполнялись не только на К., но и на других инстр-тах.
На К. играли во время девичьих, молодежных посиделок, при проведении помочей для изготовления сукна – «тула басу омэсе», гусиной помочи – «каз омэсе», во время деревенских летних игр «Кырга чыгу» («Выход на луга») и др. Традиции игры на К. сохранялись в Альмет. р-не до 1980‑х гг. Было время, когда старшее поколение играло на К. для публики в Альметьевске в обществ. местах.
В наст. время исполнителей на К. почти не осталось, однако сохранились их имена. В с. Зай-Каратай (ныне Лениногорский р-н РТ) И.Г. Гильфанов (р. в 1908) с детства играл на К. в народной манере исполнения наигрышей. В его репертуаре были: «озын кой», «такмак» плясовые, аккомпанементы к напевам «Тэфтилэу», «Кара урман», «Шахта» и др. В кон. 19 – нач. 20 в. в с. Верхняя Мактама особо по­чи­талась кураистка Гилемзада (1840–1926), звук ее К. был ярким и тембрально насыщенным; в Маметьево кураисткой была Шамсикамар Ялялутдинова (1878–1974); в Нижнем Абдулово – Зульфякар Галимова (р. в 1906), ее кураи имели 4 игровых отверстия и косой срез со звуковым окошком. Также известные кураисты жили в сс. Бишмунча, Кама-Исмагилово, Кичучатово, Новое Надырово, Сулеево, Чупаево, Шарлама и др.
Восстановить традиции игры на К. в нач. 2000‑х гг. пытался житель с. Абдрахманово, потомственный кузнец Зуфар Гарипов (р. 1924). Его К. имеет звуковое окошко и 3 ладовых отверстия на грифе, длина К. колеблется в пределах 60–80 см. О различных видах К., бытовавших в крае в 1‑й пол. 20 в., сохранились архивные записи С. Габяши.
Лит.: Макаров Г. Фольклорное наследие края. Элмэт–Альметьевск. К.: Рухият, 2003.
Г. М. Макаров



Рис.1

Рис.2

Рис.3
На фото: кураист из с. Абдрахманово Зуфар Гарипов, он же кузнец-тимерче по произвищу Карчыга. 1998

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии