КУБЫЗ (кылкубыз), татар. смычковый инстр‑т с дугообразным деревянным корпусом. Дека расположена на нижней части корпуса в виде туго натянутой кожи. Средняя, полая часть корпуса и головка инстр-та были снабжены бубенчиками, железными подвесками, к-рыми потряхивали при игре. Струны из двух пучков некрученых конских волос (по 30–40) были настроены на кварту или квинту. Использовался в практике знахарей, лекарей (багучы, имче), а также для аккомпанемента при исполнении эпических произведений.
Кубыз (кылкубыз) татар Волго-Камского региона имел общность с аналогичным инстр-том ногайцев, каракалпаков, казахов. Классическая форма К. перестала бытовать в муз. культуре татар в кон. 18 в. В наст. время татары-кряшены и чуваши Альмет. р-на термином К., «купăс» продолжают называть народную скрипку, к-рую, как и ср.-век. К., при игре опирают о колени. Термином К., тимер (железный) К. – у татар, кубызгы – у татар-кряшен обозначают варган в виде подковы с прикрепленным к ней металлическим язычком. К. обычно изготавливали техникой ковки деревенские кузнецы, а также местные ювелиры – «комешче» (серебряники). На К. играли для развлечения, в основном дети и женщины.
Г. М. Макаров
Татарский кылкубыз. С иллюстрации художника Ивана Борисова, участвовавшего в экспедиции С.Г.Гмелина. Из книги: Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Спб., 1777.