Вышивка





ВЫШИВКА (чигү), вид декор.-прикладного иск-ва; украшение одежды, бытовых и обрядовых предметов узорами из различных нитей ручным или машинным способом. Один из массовых видов народного творчества в Альмет. р-не. Развивалась в форме до­маш­него произ-ва и худож. ремесла – вышитые из­де­лия создавались по частным заказам до 1960‑х гг. и для продажи. В. украшались концы обрядовых полотенец – селге, бэйлэр селгесе, молитвенные коврики – намазлык, скатерти – ашъяулык, настенные занавеси-подзоры – кашага, турлемэ, ткани, переве­ши­ваемые через комнатную перегородку – бульмэ би­зэге, сумки для приданого невесты – бирнэ бук­ча­сы, покрывала для посуды – япма, головные убо­ры – калфак, такыя, тюбетейки – тубэкэй, плат­ки, головные покрывала татар-кряшен – ак яулык, элементы костюма. В кон. 1920‑х гг. вышивали красные знамена с эмблемами ТАССР и надписями на латинице (образец такого знамени хранится в школьном музее с. Кама-Исмагилово). Вышивали тамбуром, гладью, ковровым швом, со 2‑й пол. 20 в. – крестиком. Была развита золотошвейная гладь (см. Золотое шитье) особенно среди татар-кряшен в украшении начелышей к традиционному головному убору – сурэкэ. Наиб. популярной была В. тамбуром: «татар чигу», иногда «чылбырлы чигу» (вышивание цепочкой) (Бишмунча, Новое Надырово), «камба» – у татар-кряшен (Калейкино). Тамбур подразделяется на низкий там­бур – «элмэ», «татар чигу», шитый крупными стеж­ками, и высокий тамбур – «куперткэн элмэ», шитый мелкими стежками, создающими рельефную поверхность за счет использования крученых нитей. В Альмет. р-не разновидность тамбура из крученых нитей с узором в виде жгута – «уреп чигу» характерна для сс. Елхово, Миннибаево, Нижнее Абдулово. При вы­шив­ке этим способом игла пропускается между двух нитей. Тамбурным швом создавались контурные узоры, а также заполнялась их внутр. поверхность, т. н. «тутырып чигу». Нередко между тамбурными цепочками В. прокладывались нити глади. С появлением в кон. 19 – нач. 20 в. петельного или коврового шва – «элмэклэп чигу» им, как и гладевым швом, стали заполнять поверхность узоров. Реже применялся гладевый шов – «яссы чигу», «шома чигу», иног­да – «калпак чигу» (Нижняя Мактама). Разновидность гладевого шва – «йомшак чигу» (Кичучатово, Ниж. Абдулово, Новое Надырово и др.). При вышивании в данной технике нитка неск. раз наматывалась вокруг иголки. В. крестиком была известна как «рус чигу». Этот вид В., наряду с тамбурной, был традиционным среди татар-кряшен (Калейкино, Ильтень-Бута).
Инстр-тами для В. служили: игла – «инэ», «ойнэ» (диалектный вариант), крючок – «оргак», «чигеш ойнэсе», «эльмэк» (Елхово, Кульшарипово, Миннибаево, Ниж. Абдулово), спец. вышивальные станки на 4 высоких ножках – «киергэ», «чэкэн» (локальный вариант названия). Композиции узоров копировали со старинных образцов путем накладывания новой ткани на вышитый узор. По ее поверхности проводили се­реб­ряным браслетом или ложкой для проявления узора. Затем усиливали его графитом или синильным карандашом. Каждая мастерица по-своему варьировала узор, выбирала на свой вкус цветовые решения. Для Альмет. р-на были характерны В. на желтом, красном, бордовом, белом, иногда черном, фоне (настенные занавески – турлемэ, полотенца, скатерти – ашъяулык, салфетки, фартуки, бирнэ букчасы и др.). Среди композиций орнамента наиб. популярными были мотивы «древа жизни» или степного куста, обычно с изображениями его корней, часто трактованными в виде ответвлений с мотивами цветочных розеток; цветочного букета в раппорте со стилизованными изоб­ражениями птиц, насекомых и др. Часто вышитые изделия (особенно среди татар-кряшен) украшались кружевом – концы полотенец, покрывал на посуду, края фартуков и др. Среди мусульманского населения аулов кружевоплетение получило распространение лишь с 1950‑х гг.
В наст. время В. бытует как вид самодеятельного творчества. Почти исчезла В. тамбуром, ее заменила В. гладью в основном на занавесях, наволочках, подзорах покрывал, скатертях, салфетках и др.; гармония старинных узоров, сочетаний расцветок практически утеряна. На смену пришли однообразные композиции, заимствованные из совр. журналов, различных руководств. Сохраняется также В. ковровым швом, к-рым оформляют настенные паласы (вышивальщицы Фатыйма Шайхетдинова, Майжида Гараева из с. Тайсуганово, Минлекамал Нуриахметова из Ниж. Мактамы, Халида Шайхутдинова из Холодной Поляны и др.). Наиб. старинные образцы В. относятся ко 2‑й пол. 19 – нач. 20 в. и вместе с более новыми В. (до 1980‑х гг.) находятся в коллекциях Музея истории села Елхово, Альметьевского краеведческого музея, Мемориального музея Р. Фахреддина, Мемориального музея Ф. Карими и др. В школьном музее с. Кама-Исмагилово хранится уникальный экспонат – знамя ТАССР, вышитое араб. графикой; исполнено в 1920‑е гг. местной мастерицей Дарией Мингажевой.
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. К вопросу об ис­то­рической преемственности традиционного искус­ства населения аулов Альметьевского региона (опыт ти­по­логии и районирования этнокультуры) // Проб­ле­мы изучения истории заселения и образования на­се­ленных пунктов Альметьевского региона. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова



Из фондов музея им. Х. Ахметшина. Фото Э. Харрасовой

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии