ВЫШИВКА (чигү), вид декор.-прикладного иск-ва; украшение одежды, бытовых и обрядовых предметов узорами из различных нитей ручным или машинным способом. Один из массовых видов народного творчества в Альмет. р-не. Развивалась в форме домашнего произ-ва и худож. ремесла – вышитые изделия создавались по частным заказам до 1960‑х гг. и для продажи. В. украшались концы обрядовых полотенец – селге, бэйлэр селгесе, молитвенные коврики – намазлык, скатерти – ашъяулык, настенные занавеси-подзоры – кашага, турлемэ, ткани, перевешиваемые через комнатную перегородку – бульмэ бизэге, сумки для приданого невесты – бирнэ букчасы, покрывала для посуды – япма, головные уборы – калфак, такыя, тюбетейки – тубэкэй, платки, головные покрывала татар-кряшен – ак яулык, элементы костюма. В кон. 1920‑х гг. вышивали красные знамена с эмблемами ТАССР и надписями на латинице (образец такого знамени хранится в школьном музее с. Кама-Исмагилово). Вышивали тамбуром, гладью, ковровым швом, со 2‑й пол. 20 в. – крестиком. Была развита золотошвейная гладь (см. Золотое шитье) особенно среди татар-кряшен в украшении начелышей к традиционному головному убору – сурэкэ. Наиб. популярной была В. тамбуром: «татар чигу», иногда «чылбырлы чигу» (вышивание цепочкой) (Бишмунча, Новое Надырово), «камба» – у татар-кряшен (Калейкино). Тамбур подразделяется на низкий тамбур – «элмэ», «татар чигу», шитый крупными стежками, и высокий тамбур – «куперткэн элмэ», шитый мелкими стежками, создающими рельефную поверхность за счет использования крученых нитей. В Альмет. р-не разновидность тамбура из крученых нитей с узором в виде жгута – «уреп чигу» характерна для сс. Елхово, Миннибаево, Нижнее Абдулово. При вышивке этим способом игла пропускается между двух нитей. Тамбурным швом создавались контурные узоры, а также заполнялась их внутр. поверхность, т. н. «тутырып чигу». Нередко между тамбурными цепочками В. прокладывались нити глади. С появлением в кон. 19 – нач. 20 в. петельного или коврового шва – «элмэклэп чигу» им, как и гладевым швом, стали заполнять поверхность узоров. Реже применялся гладевый шов – «яссы чигу», «шома чигу», иногда – «калпак чигу» (Нижняя Мактама). Разновидность гладевого шва – «йомшак чигу» (Кичучатово, Ниж. Абдулово, Новое Надырово и др.). При вышивании в данной технике нитка неск. раз наматывалась вокруг иголки. В. крестиком была известна как «рус чигу». Этот вид В., наряду с тамбурной, был традиционным среди татар-кряшен (Калейкино, Ильтень-Бута).
Инстр-тами для В. служили: игла – «инэ», «ойнэ» (диалектный вариант), крючок – «оргак», «чигеш ойнэсе», «эльмэк» (Елхово, Кульшарипово, Миннибаево, Ниж. Абдулово), спец. вышивальные станки на 4 высоких ножках – «киергэ», «чэкэн» (локальный вариант названия). Композиции узоров копировали со старинных образцов путем накладывания новой ткани на вышитый узор. По ее поверхности проводили серебряным браслетом или ложкой для проявления узора. Затем усиливали его графитом или синильным карандашом. Каждая мастерица по-своему варьировала узор, выбирала на свой вкус цветовые решения. Для Альмет. р-на были характерны В. на желтом, красном, бордовом, белом, иногда черном, фоне (настенные занавески – турлемэ, полотенца, скатерти – ашъяулык, салфетки, фартуки, бирнэ букчасы и др.). Среди композиций орнамента наиб. популярными были мотивы «древа жизни» или степного куста, обычно с изображениями его корней, часто трактованными в виде ответвлений с мотивами цветочных розеток; цветочного букета в раппорте со стилизованными изображениями птиц, насекомых и др. Часто вышитые изделия (особенно среди татар-кряшен) украшались кружевом – концы полотенец, покрывал на посуду, края фартуков и др. Среди мусульманского населения аулов кружевоплетение получило распространение лишь с 1950‑х гг.
В наст. время В. бытует как вид самодеятельного творчества. Почти исчезла В. тамбуром, ее заменила В. гладью в основном на занавесях, наволочках, подзорах покрывал, скатертях, салфетках и др.; гармония старинных узоров, сочетаний расцветок практически утеряна. На смену пришли однообразные композиции, заимствованные из совр. журналов, различных руководств. Сохраняется также В. ковровым швом, к-рым оформляют настенные паласы (вышивальщицы Фатыйма Шайхетдинова, Майжида Гараева из с. Тайсуганово, Минлекамал Нуриахметова из Ниж. Мактамы, Халида Шайхутдинова из Холодной Поляны и др.). Наиб. старинные образцы В. относятся ко 2‑й пол. 19 – нач. 20 в. и вместе с более новыми В. (до 1980‑х гг.) находятся в коллекциях Музея истории села Елхово, Альметьевского краеведческого музея, Мемориального музея Р. Фахреддина, Мемориального музея Ф. Карими и др. В школьном музее с. Кама-Исмагилово хранится уникальный экспонат – знамя ТАССР, вышитое араб. графикой; исполнено в 1920‑е гг. местной мастерицей Дарией Мингажевой.
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. К вопросу об исторической преемственности традиционного искусства населения аулов Альметьевского региона (опыт типологии и районирования этнокультуры) // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова
Вышивка
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии