Бэйлэр селгесе



Бэйлэр селгесе. Ткачество, вышивка тамбурным швом. Нач. 20 в. Музей школы с. Новое Надырово

БЭЙЛЭР СЕЛГЕСЕ (бәйләр сөлгесе – завязывае­мое полотенце), традиционные свадебные полотенца. Зафиксированы в селах Елхово, Нижнее Абдулово, Маметьево, Чупаево. Во время знакомства родителей жениха с невестой будущий свекор дарил ей Б. с., в один из уголков которого узелком завязывались деньги. Весь обряд получил название – «баш бэйлэп селге салу». Б. с. отличались крупными размерами (длина 4 м, ширина 47–50 см) и богатством оформления. Их концы украшали красочным вышитым или тканым узором обычно на красном фоне. Концы часто шили из красного кумача, украшенного тамбурной вышивкой. Центр. белое полотнище Б. с. часто ткалось из крупных красных клеток или красных горизонтальных полос на белом фоне. В тканых полотенцах, кроме красно-белого, применялись сочетания белого и голубого, белого и золотисто-желтого цветов. Тканый орнамент выполнялся в технике закладного и браного ткачества, иногда в их сочетании. Узоры на полотенцах закладного ткачества располагались в виде чередующихся горизонтальных полос, прямоугольников, размещенных в шахматном порядке, мотивов уступчатых ромбов и др. Браные полотенца украшались ромбами, многоугольниками с выступами в виде сияний, 8-конечными звездами, бантиками и др. узорами. На концах Б. с. в технике тамбурного шва («татарча чигу», «уреп чигу») вышивали цветочно-растительные узоры, к-рые размещали на красном, реже – желтом фоне. Узор отличался 3‑частной композицией из мотивов цветочного букета или волнообразного побега, обрамленного с двух сторон узким бордюром в форме побега или волнистой линии. Узоры также вышивали из 2‑х полос в виде крупных цветочных или вихревых розеток, с использованием мотивов типа «турецких огурцов», ромбов с вписанными изображениями цветов, розеток, как правило, скомпонованных по 3 или 4 узора в одном ряду. Они окаймлялись бордюрами в виде бегущей волны, косички, волнистой линии и др. В цветовом оформлении Б. с. применялись контрастные сочетания белого, желтого, фиолетового, красного, черного и др. цветов. К нижнему краю вышитых Б. с. часто пришивалась полоска кружева с геом. узорами. Орнаментальные мотивы и трактовка композиций отличаются архаичностью, отражают отголоски традиций степной культуры. Яркие образцы Б.с. находятся в колекции Музея истории села Елхово, в Музее народного творчества и быта с. Зирекле (Новошешминский р-н).
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. Локальное и региональное в народном искусстве татар Альметьевского региона // Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии