АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС НАРОДНОГО ЖИЛИЩА, система архит. и худож. оформления фасадов и интерьеров традиционного жилища, в совокупности составляющих единый ансамбль. В А.-х. к. н.ж. Альмет. р-на выявляются локальные, характерные для культуры татар-мишарей, татар-тептярей и казан. татар, региональные (юго-восточный регион) и общенац. черты. В Альмет. р-не сложился региональный тип сельского и частично городского индивидуального дома-усадьбы – ихата (диалектное назв., харатерное для всех сел района), соответствующий сложившимся традициям татар. народного зодчества.
Наиб. ранние сохранившиеся образцы сельских домов относятся к 1-й пол. 20 в.; они, как и дома, возведенные позже (вплоть до конца 20 в.), отражают развитие местных традиций, берущих начало в 18–19 вв. Основным типом постройки является бревенчатый дом (йорт) в виде сруба, преим. с 2-скатной кровлей, преобладанием 2-камерной планировки. Деревянные срубы начали массово обшивать досками только в 1950–60-е гг., в то время, как дома зажиточных крестьян, имамов мечетей – с 1-й пол. 20 в. Дома из камня строили редко, в основном, местные торговцы (усадьбы в сс. Альметьево, Кульшарипово, Нижняя Мактама, Чупаево и др.), в отдельных случаях – из саманного кирпича (с. Нижнее Абдулово), а также 2-этажные дома с первым этажом из камня, вторым – деревянным (с. Кама-Исмагилово). Для них было характерным сочетание элементов оформления традиционного жилища с элементами зданий городской архитектуры, как правило, спроектированных проф. архитекторами. К региональным особенностям можно отнести редко встречающиеся у других групп татар названия оконных наличников – «тэрэзэ кашагасы» (иногда «тэрэзэә кыршау», с. Ниж. Мактама) и фронтона дома – «тубэдэге кыек» (с. Маметьево и др.), «ой кыегы» (Ниж. Мактама и др.); отсутствие фронтонных ниш, как например, в селах Заказанья, однако образцы домов с этим элементом можно встретить в селениях Абдрахманово, Бигашево, Кульшарипово, Миннибаево, Новое Надырово, Альметьево; конструкция ворот, к-рые не имели покрытия, как достаточно распространенные в Заказанье ворота типа «урыс капкасы». В Альмет. р-не повсеместно доминирует тип 4-створчатых ворот с двумя входными калитками – «инеш». Перед домом устанавливался досчатый забор – «киртэ». Одним из утилитарно-эстетических элементов традиционного деревянного дома, имевшим региональную специфику, является обмазка швов между бревен красной и белой глиной с побелкой поверх глины известью, с 1960-х гг. – белой масляной краской. Этот прием производил эффект полосатого чередования цветов: светло-коричневого цвета бревен с белоснежными известковыми швами, что придавало облику домов самобытность. В старину глиной и глиноплетневой обмазкой могли покрывать и всю поверхность стен, например, дома в Бигашево, Новом Надырово и др. селах. С 1950-х гг. обшитые досками стены стали окрашивать, иногда в полоску по длине фасадных досок, как это было распространено в селах Заказанья. В Альмет. р-не полосатая раскраска используется на фасадах фрагментарно, в основном в таких конструктивных деталях жилища, как обшитые досками углы, иногда фронтоны крыш, стойки ворот и др. При цветовом оформлении используются сочетания зеленого, голубого, охристо-желтого, белого цветов. Оно имеет локальные отличия: 1) полосатая раскраска стен, углов домов, фронтонов крыш (Альметьево, Бигашево, Кульшарипово, Миннибаево); 2) окраска стен в один тон, в то время как фронтонов крыш и углов домов, ворот и заборов – в другой; 3) одноцветные фасады выделением с цветом оконных наличников, фронтонных карнизов, стоек ворот и др. (сочетания белого – в деталях на общем голубом, зеленом, охристого цвета фоне). 2-й и 3-й варианты встречаются повсеместно, поэтому могут быть отнесены к региональным особенностям. В целом, цветовой декор отличается вариативностью, чаще применяется охристо-желтый цвет, различные оттенки зеленого.
В цветовом оформлении можно выделить локальные варианты. Так, для деревень с преобладающими татаро-мишарскими этнокульт. корнями характерна окраска фасадов домов в один из двух тонов – зеленый или желтый. При этом обшитые досками углы и фронтоны домов, а также наличники окон с белым резным накладным узором окрашивались в голубой цвет. Часто углы домов были 2-цветной полосатой раскраски, в то время как фасады – одноцветными. Декор вертикальных плоскостей (углы фасадов домов) накладной резьбой имел контрастное цветосочетание с фоном. Оно было характерным также для убранства домов, например, касимовских татар. В отдельных домах, построенных в Миннибаево и Альметьево, представлены узорные накладки на широкий карниз дома, что также часто встречается в убранстве фасада жилища касимовских и сибирских татар.
Архит.-декор. элементы фасадов: фронтонные ниши килевидного и полуциркульного завершения (Альметьевск, Бигашево, Новое Надырово), слуховые окна, фасадные и фронтонные карнизы, подкарнизная плоскость, дощатые пилястры на углах домов и на швах между досками (иногда – воротных столбах), наличники и карнизы окон, оконные ставни и др. элементы украшались резным узором. Он выполнялся в технике глухой накладной, ажурной пропильной, изредка выемчатой (обычно в деталях) резьбы. Накладными узорными деталями в виде солярных розеток и цветочных мотивов украшались плоскости фронтона крыши, полотнища и стойки ворот, ограды. К своеобразиям оформления фронтонов на домах в отдельных селах р-на (Абдрахманово, Верхняя Мактама, Кама-Исмагилово, Ниж. Абдулово, Ниж. Мактама и др.) относится свисающий с конька крыши узор в форме ромба, треугольника, пятиконечной звезды, полуовала, стилизованной стрелы, а также родовой тамги в форме гребенки (с. Калейкино), выполненных в технике глухой резьбы. В узорном оформлении фасадов жилищ применяются цветочно-растительные, геометрические и стилизованные зооморфные (на наличниках окон) мотивы. Среди характерных орнаментов – симметричные изображения стилизованных змей по сторонам цветочной розетки; мотив птиц, иногда двуглавых, с распростертыми крыльями, стилизованное изображение филина, древо жизни в форме цветочного букета или вазона, тюльпан, 3-лепестковая пальметта, солнечные розетки, полусияния, ромбы и др. Встречаются пышные композиции цветочно-растительного орнамента, заполняющие верхнюю и боковые плоскости наличников окон, иногда фасадных карнизов. Фигурные металлические ручки, засовы и др. детали на воротах подчеркивали присущее нац. вкусу стремление к эстетике.
Для жилища Альмет. р-на характерно единство цветового и орнаментального оформления в экстерьере и интерьере жилища. Для цветовых композиций в оформлении традиционного интерьера сельских домов Альмет. р-на, как и для фасадов, была характерна красочная палитра ярких контрастных решений с преобладанием теплых красно-коричневых тонов с дополнительными включениями синего, голубого, белого, желтого, зеленого, например, для узорных драпировок стен: полотенца, кашага, занавеси – «чаршау», покрывала – япма, скатерти – ашъяулык, ковры – кәләм и киез (см. Ковроделие); медной и деревянной утвари, деревянной мебели (полати – «сәке», лавки, жерди – киштә и др.).
В совр. кирпичном стр-ве и в домах, обшитых сайдингом, сохраняются нек-рые детали оформления, характерные для традиционных домов. Это досчатые фронтоны крыш, часто с окошками, оформленными резными деревянными наличниками, оформление ими окон на фасадах, резные карнизы, заборы и ворота. В кирпичных домах часто можно видеть сочетание полосатой кладки из красного глиняного и белого силикатного кирпичей. Локальная и региональная специфика жилища уступает место новым тенденциям, связанным с влиянием коттеджного строительства.
Лит.: Валеев Ф. Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Йошкар-Ола, 1975; Валеева-Сулейманова Г.Ф. К вопросу об исторической преемственности традиционного искусства населения аулов Альметьевского региона (опыт типологии и районирования этнокультуры) // Проблемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. К., 2000; Нугманова Г. Г. Заповедная территория «Старое Альметьево» («Иске Элмэт»): историко-культурное обоснование // Там же.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова