Аятелькорси

АЯТЕЛЬКОРСИ, коранические тексты, напи­сан­ные на бумаге, картоне, иногда помещаемые в ра­му под стекло или без нее. На севере Альмет. р-на (Ирекле, Наратлы, Юкале) также бытовало название «Коръан башы» («Начальный стих Корана»). А. вешали между окон или над дверью. Писали обычно черной тушью на твердой бумаге. Араб. надписи с сурами из Корана часто сочетались с условно-символическими графическими или цветными (акварель) изображениями мечетей, парных птиц – голубей, мотивами цветочно-растительного орнамента. Каллиграфические тексты писали имамы мечетей, сельские муллы, из­ред­ка – местные художники-самоуч­ки. Близкие к А. шамаили появились в Альмет. р-не лишь в послевоенные годы (1950–60‑е гг.), широкое распространение получили в постперестроечный период (1990‑е гг.). А. были распространены в Верхней Мактаме, Нижней Мактаме, Новом Каширово, Новом Надырово. В с. Новое Каширово до сих пор помнят имена местных мулл, писавших А., – Салях, Бахтияр, Хажи. В Ниж. Мактаме их писали на бумаге муллы Галимжан и Фазыл; до недавнего времени в селе А. изготавливал местный художник-любитель, резчик по дереву, автор живописных картин, гипсовой скульп­туры Хамбал Валеев. Его работы написаны черной и красной тушью, в центре – араб. надпись с сурой из Корана; он использует серебряную фольгу и заключает А. в раму под стекло. Нек-рые из его работ находятся в Музее истории села в пгт Нижняя Мактама.
Лит.: Валеева-Сулейманова Г. Ф. К вопросу об ис­то­рической преемственности традиционного искусства населения аулов Альметьевского района (опыт типологии и районирования этнокультуры) // Проб­лемы изучения истории заселения и образования населенных пунктов Альметьевского региона. К., 2000.
Г. Ф. Валеева-Сулейманова

Дополнить энциклопедию

Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии