ГАРМОНЬ (гармун, әргән, диалектный – кубыз), клавишно-пневматический инстр‑т с металлическими язычками, приводимыми в колебание струей воздуха, направляемого по особым каналам при помощи меха. Устаревшее, диалектное название Г. у татар – арган (әргән), кубыз; гармониста – арганчи (әргәнче), кубызчы. Были распространены самые различные виды Г.: «тальянка», «бараксин», «саратовская» Г., концертные Г. разных размеров, 2-рядная Г., баян. В татар. среде было широко развито произв-во Г. кустарным способом. В памяти старшего поколения сохранились имена мастеров, изготавливавших Г.: братья Закир (1908–95) и Талиб (р. в 1916) Илаевы из с. Кичучатово (мастерили Г. на заказ для жителей сс. Урмышла (ныне Лениногорского р-на), Чупаево, Маметьево, Шугурово, а также Бугульмы и Альметьевска; Сабир (1910–43) и его жена Махинур (1913–70) Амирхановы из с. Сулеево; Абульгата Валиулла улы (1904–93) из с. Кульшарипово (изготавливал Г. как маленьких (концертных), так и обычных размеров); мастера Салим (1917–42) и Салих (1920–93), изготавливал 16‑клавишные тальянки) из с. Новое Надырово. В с. Тайсуганово Г. мастерил ювелир Шамгун (1890–1935). Среди жителей Альмет. р-на были также популярны Г., изготовленные мастерами из Азнакаевского, Лениногорского и др. соседних р-нов, напр. Г. Файхрази Шайхелиева (1880–1947) из с. Караново Сармановского р-на.
Искусство игры на традиционных Г. развивалось не только в сельской. общинной культуре, но и в клубных учреждениях. Так, в число выдающихся исполнителей, известных во всей республике, можно отнести гармониста из с. Тайсуганово Бикчурина Илкама Мунировича (1928–99). Профессионалами, получившими признание своей игрой на Г., были музыканты Альмет. татар. драм. театра.
Г. М. Макаров
Гармонь
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии