ДАНДАЛАЙ, сигнальный и военно-церемониальный инструмент в татарской средневековой культуре. Имеет соответствия в классическом искусстве Среднего Востока. Сведения о Д. имеются в татарских фольклорных источниках как о «көмеш (алтын) кыңгыраулы дандалай» (дандалай с серебряными или золотыми колокольчиками). Татарская диалектная лексика, включая лексику Альметьевского района, вбирает в себя понятия дандарай, дандалай, дандурай, дилдарай, которые образно означают «праздного человека», «праздного пустозвона», «пустобреху». Это указывает на происхождение названия этого инструмента. В материалах, посвященных описа¬нию военных ансамблей средневековой Средней Азии, в культур¬ной зоне которого находилась татарская культура, имеются инструменты под названием «дарай» или «дараи хинди», означающие «гонг», «индийский гонг», представляющие собой большие бронзовые чаши. Дарай (дандарай) входил в ансамбль, где применялись прямые медные трубы (карнай), большие медные литавры (кус); их звуки воздействовали устрашающе. Очевидно, что и средневековый Д. татар соответствовал гонгам в виде медных, бронзовых или латунных тарелок. Гонг обозначался тюркским термином «чаңчалгы». Чан имеет значение «звенящий металлический предмет», а чалгы – общее название музыкального инструмента, т.е. «звенящий металлический инструмент». О внешнем виде этого типа гонга, «музыкальных тарелок» можно лишь догадываться. Возможно, что Д. и чангчалгы имели один и тот же типологический признак, а различались лишь по названию.
Г.Макаров
Дандалай
Дополнить энциклопедию
Свои дополнения и замечания вы можете отправить письмом на электронную почту редакции энциклопедии